Все детство у Андрея было связано с железной дорогой, семья часто переезжала с места на место. И как только сынишка немного подрос, то заявил родителям, что когда повзрослеет, то станет, непременно, машинистом. Однако мечте не суждено было сбыться — уже в 13 лет Андрею пришлось осваивать специальность водопроводчика, а потом и слесаря.
Как только в Петербурге произошла революция, Андрей Костиков записывается в Красную гвардию. Участвует в боях в составе 17-й стрелковой дивизии, попадает в плен к белополякам, но ему удается бежать. А самым легендарным однополчанином Андрея Костикова становится Николай Островский, тот самый комсомолец, который стал легендой и кумиром миллионов молодых людей после выхода романа «Так закалялась сталь».
Сразу после окончания Гражданской войны 25-летнего Костикова командируют в 3-ю киевскую военно-инженерную школу. Он вступает в партию. Позже его избирают секретарем партийной организации школы, членом райкома, депутатом райсовета. Но Андрей не скрывает от начальства — все его мысли об авиации. И добивается своего — в 1930 году становится курсантом воздушно-технического факультета Военно-воздушной инженерной академии имени
Как один из самых талантливых математиков, Костиков был направлен в Реактивный НИИ, где прошел путь от рядового инженера до директора. И вот здесь начинаются самые интересные страницы биографии нашего героя: поговаривают, что именно он был автором письма в партком института, где выразил сомнение в преданности идеалам Советской власти некоторых сотрудников РНИИ, в частности, Валентина Глушкова и Сергея Королева. Первый был арестован 23 марта, второй — 27 июня. Таким образом «лояльный» коммунист Костиков дорос до временно исполняющего обязанности заместителя директора НИИ-3.
Но это если смотреть на события с точки зрения, что виноват в аресте будущих академиков тот, кому выгоден этот арест. При этих раскладах все, действительно, упирается в Костикова. И Валентин Петрович, и Сергей Павлович были практически уверены, «чья кошка сало съела». Ведь именно Костиков возглавлял экспертную комиссию, которая вынесла заключение о вредительстве Глушко и Королева. В результате они «отомстили» своему недругу гораздо позже, уже тогда, когда самого Костикова не было в живых. И в 1957 году, во время подготовки очередного издания Большой Советской энциклопедии, добились таких формулировок в статье об Андрее Костикове, что его стали считать чуть ли не предателем.
Считали долгих 32 года, пока в январе 1989 года не стало последнего участника этого трио — Валентина Петровича Глушко. Лишь после этого была создана специальная комиссия, которая вынесла определение:
«Прокуратура СССР за № 13/4−1032 от
12.06.89 г. подтверждает факт, что в криминальных делах в отношенииКоролева С. П. ,Глушко В. П. отсутствуют данные, которые подтверждают то, что они были арестованы по доносу Костикова А. Г.».
Что ж, посмертная реабилитация — это сейчас модно…
Между тем, согласно Королеву и Глушко, Костиков не сказал ни одного внятного слова в создании не только легендарной «катюши», но и в разработке всего того, чем занимался. Мол, он брался за многое, но ничего у него не получилось.
Однако есть и прямо противоположная точка зрения: мол, легендарное имя — «катюши» — реактивные установки залпового огня получили от фамилии Костикова, так как на испытательных полигонах БМ-13 называли «костиковские автоматические термитные», сокращенно «кат», откуда и пошло ласковое имя. И в этом что-то есть, ибо в противном случае, их бы назвали бы еще более ласково — «маруси».
Как бы там ни было, но именно Андрей Костиков представлял боевую машину на полигоне 17 июня 1941 года, когда ее осматривали высшие чины армии, и четыре дня спустя, когда ее осматривали руководители партии и правительства. Давал пояснения, отвечал на вопросы. Поэтому, на первый взгляд, нет ничего удивительного в том, что в июле 1941 года ему было присвоено звание Героя Социалистического труда «…за изобретение одного из видов вооружения, поднимающего боеспособность Красной Армии» («катюш»).
Другое дело, что боевая машина была создана кропотливым трудом нескольких сотен рабочих и инженеров. Доработка реактивных снарядов велась группой инженеров во главе с
А Костиков, как и Королев с Глушко, не избежал сталинских репрессий. В январе-феврале 1944 года правительственная комиссия, возглавленная заместителем наркома авиапромышленности
…5 декабря 1950 года
Правды мы никогда не узнаем.
Я где-то читал, будто бы в первом варианте машины (том, что действительго делал Костиков) пусковые рейки были расположены поперек машины. А механизм горизонтальной наводки Костиков сделать не сумел, горизонтальную наводку предполагалось осуществлять движением самой машины. Поэтому окончательный вариант (тот, что действительно стал легендой при жизни) был сделан группой Цандера.
0 Ответить
Хотелось бы понять, что поменялось в статье после 2007 года?
И тема "маруси" не раскрыта.
0 Ответить
легендарным однополчанином ... становится Николай Островский..., который стал легендой - неуютно читается...
романа «Так закалялась сталь» - может, все-таки "Как..."
Костиков возглавлял экспертную комиссию, которая вынесла заключение о вредительстве Глушко и Костикова - может, все-таки Королева?
Мне кажется, "Катюша" как имя собственное, должно писаться с прописной, а не строчной буквы.
0 Ответить
А был ещё реактивный снаряд, который назвали "ванюшей". Тоже запускался с автомобильного шасси, но уже одиночно.
0 Ответить
Если имеется в виду немецкий реактивный миномёт «Nebelwerfer 41» (который наши солдаты чаще называли "Ванюша" (по аналогии с "Катюшей") или "Ишак", а значительно реже - "Скрипуха" (второе и третье название - из-за характерного звука выстрела), то он имел шесть 158,5-мм стволов и стрелял 36-39-килограммовыми снарядами на расстояние до 6,9 км. Более поздняя версия, «Nebelwerfer 42», имела пять 210-мм стволов. Для неё применялись значительно более тяжёлые 210-мм снаряды весом 113 кг, дальность стрельбы которыми составляла 7.85 км. Ещё позднее стал производиться и применяться 15-ствольный Nebelwerfer (три горизонтальных ряда по пять 150-мм стволов).
Для обеспечения транспортировки этих трех видов миномётов, они устанавливались на лёгком двухколёсном лафете противотанковой пушки Pak 35/36, к которому для увеличения точности стрельбы были приделаны сошники, а для скорости перевозки — пневматические шины. В некоторых случаях миномет устанавливался и на ж/д платформы, входящие в состав бронепоездов.
0 Ответить
Как всегда, познавательно
0 Ответить
очень познавательная статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Любопытная статья, про одно из самых мощных орудий ВОВ. Залп катюшь был поистине устрашающим для противника.
С другой стороны, очевидную и несомненную правду мы так никогда и не узнаем. А догадки и домыслы это пустое.
0 Ответить
Да, вот Ярослав Голованов 25 лет изучал вопрос и у него не осталось сомнений в том, что Костиков - "Лжеотец «Катюши»"
0 Ответить
Марианна Власова, извините, но приведенная здесь ссылка "битая" (или стала таковой за 11 лет) - при попытке ее открыть вылетает сообщение об ошибке.
0 Ответить
Нью Йоркер, эту ссылку Марианна давала 21.10.2007 г. Естественно за 10 с лишним лет многое изменилось. И ссылка могла стать неактивной (например, в связи с закрытием сайта, на который она давалась), и Юра Москаленко уже лет 5-6, как не сотрудничает с журналом. И Марианна, вот уже года 3, как не работает в журнале. Поэтому, скорее всего, на Ваше замечание навряд ли кто-то отреагирует. Поэтому я и решил написать это короткое пояснение.
0 Ответить
5 за интересную историю!
Оценка статьи: 5
0 Ответить