• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Грандмастер

Дураки и дороги, или Изменилось ли что-нибудь в России за 200 лет?..

В России две беды: дураки и дороги.
Изречение, приписываемое Гоголю

…Лет чрез пятьсот дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут…
…Теперь у нас дороги плохи.
Мосты забытые гниют…
Пушкин. Евгений Онегин

В русском народном фольклоре дураки и дороги взаимосвязаны, например: Дураку семь верст — не крюк; Дурная голова ногам покою не дает. А есть еще — выстраданное народным опытом — шутливое правило трех «Д»: Дай Дорогу Дураку! (ведь не знаешь, что от него ожидать!).

До сих пор знатоки-филологи спорят, кто же из классиков — Гоголь или Пушкин — сказал, что в России две беды: дураки и дороги. В конце концов не столь важно, кто сказал, важно то, что ничего не изменилось! Впрочем, нет, изменилось: эти две беды, конечно, остались, но к ним добавились и другие.

Какого мнения иностранцы о наших дорогах
Мнение первое
Давненько это было, то ли небыль, то ли быль. На автомобильной выставке в Японии один представительный японец не отходил от советского УАЗ-469: и вокруг ходил, и мосты щупал, и заглядывал под машину. Наши ребята приосанились, наверное, крупный покупатель. Когда обратились к нему через переводчика, японец выдал перл: «Чего только вы, русские, не придумаете, чтобы не делать хороших дорог!».
Не зря народная мудрость гласит, что УАЗ-469 застрянет там, куда остальные машины не доедут…

Мнение второе
Когда американцы приезжали в Алдан для обмена опытом по золотодобыче, их провезли по нашим дорогам. После этого они выдали сакраментальную фразу: «Мы думали, что у вас плохие дороги, а у вас вообще дорог нет!..». Как говорится, живем почти как в Москве, только дома пониже и асфальт пожиже…

Почему в России плохие дороги
Две трети денег, выделяемых бюджетом на строительство дорожного покрытия, тратятся на его ремонт. Средняя скорость автомобильных перевозок в России вдвое ниже, чем в развитых странах. Наш автотранспорт на одну подвижную единицу перевозит самый маленький груз в мире — и при этом расходует горючего в полтора раза больше.
Почему мы тратим больше всех горючего? А потому, что 76% российских дорог выдерживают грузовики с нагрузкой на ось не более шести тонн. А современные трейлеры и автобусы имеют нагрузку восемь-десять тонн…

Ученые нашли причину того, почему в России плохие дороги. Из-за двух природных особенностей: холодные зимы и структура почв. 86% всех грунтов в России — так называемые связные грунты, то есть с примесью глины или целиком из нее состоящие.

Россия — глиняная страна! Нормальных песчаных грунтов у нас всего 14%. Не будешь же песок для насыпи возить за пять тысяч километров! Насыпь всегда делают из того, что под рукой.

Связные грунты плюс морозы убивают асфальтовую дорогу. Глина хорошо набирает и плохо отдает влагу. Вода подтягивается по рыхлостям и пустотам прямо под дорожное полотно и зимой замерзает. Асфальт трескается, разрываемый льдом, а весной грунт непосредственно под асфальтом обводняется и теряет несущую способность. Проезжающие грузовики завершают картину, проламывая асфальт над пустотами.

В Канаде или на Аляске, где тоже морозы, насыпь под дорогой делают только из песчаных грунтов. Там песка много, издалека возить не приходится. А России и тут не повезло.

Одно из решений проблемы плохих дорог
В конце 80-х годов прошлого века проблема российского бездорожья была решена. Начальник одного дорожного управления Вячеслав Быкадоров предложил не укатывать дорожную насыпь катками, как это делалось всегда, а трамбовать грунт с применением мощных вибраций, как это происходит в литейном деле.

В чем состояла идея? Если связный грунт «забить» до плотности песка, поры между частичками насыпи уменьшатся, и упадет всасывающая сила грунта. Лед перестанет рвать асфальт. Просто, как все гениальное!

Идея была запатентована, воплощена в металле и обкатана на практике. На одном из заводов сделали специальную трамбовочную машину — мощный агрегат с вибропрессом. Это сооружение подцеплялось к трактору «Кировец» и уплотняло грунт, уплотняло на 5% выше требований ГОСТа! Казалось бы, какой прок от такого уплотнения? Оказалось, прок есть: пятипроцентное повышение плотности дорожной основы повышает ее прочность в два раза!

Кстати, стандарт плотности насыпи в США выше нашего ГОСТа на эти самые 5%, которые и дают вдвое больший, чем у нас, межремонтный срок. Чтобы покончить с главной российской бедой оставалось сделать одно: поменять ГОСТ, чуточку повысив норматив плотности.

Но всё заглохло…

Немного российской дорожной терминологии
Зимник — дорога, прокладываемая зимой, как правило, по руслу замерзших рек и по болотистым местам.
Зимний асфальт — шутливая характеристика зимнего состояния дорог, когда все ямки, рытвины и ухабы «отремонтированы» укатанным снегом.
Ямочный ремонт дорожного полотна — ремонт дороги, заключающийся в заделке ямок (один из перлов российской дорожной терминологии, иностранцу этого не понять!).

Дорога смерти
Недавно популярный автомобильный ресурс Autospies.com опубликовал рейтинг самых опасных дорог мира.
В первой строчке рейтинга оказалась единственная федеральная трасса, соединяющая Москву и Якутск и носящая гордое название «Лена». Движение по, мягко говоря, незаасфальтированной на некоторых участках дороге парализуется всякий раз после проливных дождей. Свидетели 100-километровых пробок рассказывают о голоде и отсутствии топлива в баках автомобилей, тщетно пытавшихся в течение долгих часов выбраться из грязевого плена…

Осталось 300 лет?
Когда Пушкин в «Евгении Онегине» пытался предугадать, когда же российские дороги «изменятся безмерно», на дворе был 1823 год. Значит, осталось подождать немного — чуть больше трехсот лет…

Ах да, что мы всё про дороги да про дороги, а когда же про дураков?
А про дураков скромно промолчим: сия тайна государственная, как бы чего не вышло…

Статья опубликована в выпуске 18.12.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Одну из двух извечных проблем России посильно решить применением асфальтоукладчиков и катков, а вот дороги - это вопрос...

  • Отличная статья! Well done!!!
    Если через триста лет в России все-таки построят стоящие дороги, то к тому времени отпадет в них надобность: все будут летать на воздухолетах, мини-тарелках и сапогах с реактивным двигателем.

    Оценка статьи: 5

  • Технология Быкадорова не везде панацея, да и даже не будь ее
    а будь строгое соблюдение существующих норм - вполне
    можно было бы и по нашим дорогам ездить и грузы возить.

    Совершенно не раскрыта тема воровства. Это наша главная беда.

    Вот немного об этом.

    5 поставил. За чуть насмешливое но доброжелательное изложение, без
    злопыхательства в адрес рядовых дорожников - у них нелегкая работа.
    И не их вина, что результат ее - предопределен.

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересно и эмоционально! Правда, про дураков Правильный Вася правильно заметил.

    Оценка статьи: 5

  • Пробки на дорогах

    Прогноз А.С. Пушкина подтвердила Эльвира Набиуллина, министр экономического развития и торговли РФ, заявив, что, если не изменить подход к строительству дорог в России, на их реконструкцию и строительство понадобится около 270 лет. "Евгений Онегин" был написан около 180 лет назад; сложив эту цифру с цифрой министра получаем около 450 лет!

    В продолжение этой статьи: Пробки на дорогах. Автомобильные пробки - пути решения проблемы

  • Хорошая статья!Ко всем причинам я еще добавила бы и просто нарушение технологии да и нашу бардашность - тяп-ляп, зато быстро и перекур большой!

    Я наботаю в инженерной компании, проектирующей и строящей испытательные полигоны для автопрома. В этом году у нас один из проектов в Канаде, на болоте - после первых дождей экскаватор ухнул и потонул в секунду, пока думали минут 15 как вытащить , он совсем скрылся. Глина и болота и здесь! И температурные перепады тоже огого!

    Но качество грунта и геологические особенности учитываются при разработке изначально. На авось не строим. Меня до сих пор не перестают удивлять технологии - например, покрытие на вогнутый профиль полигона кладется с лазерным наведением. Спутниковая навигация при разработке. Мы платим геологической компании за профилирование грунта. Лабораторые тесты подбирают для нас специальную смесь для статистической погодной кондиции трака. Прошлой зимой участок заканчивали уже при низкой температуре и просто строили тент с обогревателями, держали темп. режим. Качество - главное!

    Ну и просто - люди, работающие - хорошая команда, каждый за свой крохотный участок отвечает, за ним стоять и проверять не надо. Наши японцы в белых перчатках работают, верьте или нет. Если уронил рабочий пятачек под покрытие, и прийдется этот кусок снимать и выравнивать по-новой... до 0.12 мм на некоторых участках погрешность. Такого у нас я просто не видела. Да, это стоит денег изначально. Но и качество!

    Оценка статьи: 5

  • Неплохо, но как-то кусочно - то то, то сё.
    И про дураков надо было побольше все-таки, последняя фраза не спасает, а разочаровывает.

    И вспомнилось:
    "У нас нет дорог, одни направления"
    "Русский называет дорогой то место, где собирается проехать"
    "У нас кладут асфальт местами и немного, чтоб каждый оккупант на подступах застрял"

  • А что так длинно? Без эпиграфов бы вполне можно было обойтись, заголовок вполне приличный, сразу за душу берет, мимо не пройдешь.ю

    Оценка статьи: 5