Подкаст

Что думали древние... о совах?

Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер Опубликовано 13.01.2008      54     8365     Распечатать

Многие, если не почти любой и каждый, знают, что сову принято считать символом мудрости. Между тем, задолго до того, как эта «птичка» стала связываться с подобным качеством, она уже была представлена в символике древнейших цивилизаций. Самое старинное изображение совы насчитывает 32 – 34 тыс. лет (пещеры Chauvet во Франции).

А что если пройтись, хотя бы бегло, по традиционным взглядам разных народов, сложившимся в стародавние времена? Начнем с Америки.

У североамериканских индейцев было принято считать, что совы связаны с душами умерших, а потому помогают шаманам связываться с ними. Широкое распространение имела легенда о похищении Совой детей, которых затем выручал Койот. Иногда говорят, что сова здесь признавалась мудрой птицей, но это лишь отчасти верно: речь шла о шаманском знании, получаемом из потустороннего мира.

Ацтеки и майя придерживались мнения, что в сове воплощается демоническое ночное существо: посылающее грозные предзнаменования подземного бога, выступающее вестником смерти, а также проводником душ после смерти. Однако в предацтекской культуре Древней Мексики в образе священной совы почиталась Теотиуакан, богиня дождя.

В Индии она почиталась в качестве покровителя ночи, посланца загробного мира и тоже – провожатого душ в царство мертвых. У индуистов сова является «значком» Ямы, бога – повелителя этого царства, и признается верховым животным Дурги, супруги бога – разрушителя Шивы в одной из ее грозных ипостасей.

В Китае эта птица олицетворяла зло, преступление, жестокость, смерть, ужас и даже неблагодарных детей. Она считалась антиподом Феникса. По одной из легенд молодые совы научаются летать только после того, как беспощадно выцарапывают глаза родителям. Кое-где, правда, сова признавалась эмблемой «желтого предка» и ассоциировалась с молнией, громом и летним солнцестоянием. Как магическое животное иногда посвящалась кузнецам.

Соотнесение совы со злыми духами было присуще и народам Средней Азии. И по законам Моисея это «нечистая» птица. В еврейской традиции связывалась со слепотой, а иудейская демоница Лилит изображалась вместе с совой.

У египтян это – птица смерти, принадлежащая царству ночного солнца, которое пересекает озеро или море тьмы. В Африке до сих пор сов связывают с темными силами, на многих местных наречиях ее именуют «ведьминской птицей» и потому безжалостно истребляют, невзирая на протесты экологов.

Славяне тоже относили ее к «нечистым», приписывали связь с ведьмами и лешими, называли предвестницей смерти или вдовства, обличительницы распутства, охранительницы кладов. Сохранились сказания о том, что она боится мести птиц за невозврат одолженных у них перьев (белорусское, хорватское) и опасается насмешек за похвальбу о красоте своих детей (польское).

Для кельтов это хтонический символ, «ночная ведьма». В мифологии валлийцев присутствует всеведающая Кавлвидская сова. Этруски считали ее атрибутом бога тьмы и ночи. А вот в Древней Греции – священной и даже волшебной птицей, принадлежавшей Каллипсо, той самой, что удерживала Одиссея на своем острове 7 лет. Ну, и конечно же, это спутница Афины (Минервы), которую Гомер назвал даже «совоокой» богиней. Именно в ее обществе сова становится символом мудрости. Хотя, если говорить о греко-римской традиции, стоит упомянуть, что в Риме она первоначально была атрибутом аллегорических фигур Ночи и Сна, и мойра Атропос, прерывающая нить жизни, также связывалась с этим пернатым существом. Зато греческие воины считали, что сова, появившаяся над полем битвы, принесет им победу. Сов охраняли, и им даже было позволено жить в афинском Акрополе.

...Быстрым легким шагом мы прошлись по разным традиционным культурам, большинство из которых опасливо относилось к героине сегодняшнего рассказа. Однако, нельзя обойти стороной использование ее в защитных целях. В Японии, например, считалось, что изображавшие сову статуэтки в домах по принципу подобия отвращают эпидемии и голод (в Китае времен династии Шан они тоже служили амулетами от зла). В Средней Азии детей и скот защищали от того же зла с помощью совиных перьев. Да и у славян были поверья, связанные помещением совы у хозяйственных построек для отпугивания то домового, то мышей, а то и для защиты дома.

Совушка, сова, большая голова... Непроста история отношения к ней, не так ли?

Теги: сова, амулет, птицы, приметы, культура
54 комментария (посмотреть последние комментарии)

Подкаст

Читает Илона Грошева

Греческие воины считали, что сова, появившаяся над полем битвы, принесет им победу.
Греческие воины считали, что сова, появившаяся над полем битвы, принесет им победу.

Галерея

Ссылки по теме

Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Читайте статьи в рубрике «Культура, искусство, история»

Обсуждение статьи «Что думали древние... о совах?»

  • Ашот Гарегинян Ашот Гарегинян Мастер 14 января 2008 в 01:20   # Ответить 0 +1
    совиный аспект

    Хорошая статья, Валеннтина. И добрая. Совушка этого заслуживает. Ставлю 5 !
    Я сам, кстати, летаю с совами до сих пор. Знаете, что это значит?

    Оценка статьи: 5

    • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 14 января 2008 в 10:57   # Ответить 0 +1

      Благодарю, Ашот. Да Вы маг, сударь

      Оценка статьи: 5

      • Ашот Гарегинян Ашот Гарегинян Мастер 14 января 2008 в 12:38   # Ответить 0 +1

        Насчет мага не спорю, сударыня, скорее всего так оно и есть . Насчет полетов с совами - сова ж я, до сих пор люблю ночами бюдеть. Режим биологический, знаете ли. Точнее, даже не сова, а Филин - одно из имен моих в этом мире А в процессе и магия непременно возникнет
        А у вас как, Валентина? сова вы али как?

        Оценка статьи: 5

  • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 17 января 2008 в 06:54   # Ответить 0 +1

    Меня прабабушка в детстве пугала совой. И в парке на детской площадке на столбах качелей и шведских стенок сидели деревянные совы, страшные - я думал, она про тех )))

    Оценка статьи: 5

    • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 18 января 2008 в 12:26   # Ответить 0 +1

      А вот горка "Сова"

      Оценка статьи: 5

      • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 18 января 2008 в 12:27   # Ответить 0 +1

        Скамейка, слеве на спинке - сова, справа - белка.

        Оценка статьи: 5

        • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 18 января 2008 в 12:30   # Ответить 0 +1

          Совушка на детской площадке, точнее, на клумбе

          Оценка статьи: 5

          • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 18 января 2008 в 12:42   # Ответить 0 +1

            Наши были круче! Их сейчас увже нет, но может я ещё фотку нарою, меня дедушка любил щёлкать, как я сижу на верхушке столба в обнимку с совой...
            А смотрели мультик про совёнка, который стащил у своего дедушки очки и заважничал?

            Оценка статьи: 5

            • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 18 января 2008 в 12:44   # Ответить 0 +1

              А могу ещё хэн найти - сова насилует японскую школьницу =)

              Оценка статьи: 5

            • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 18 января 2008 в 12:45   # Ответить 0 +1

              Не помню такой мультик...

              Оценка статьи: 5

              • Ашот Гарегинян Ашот Гарегинян Мастер 19 января 2008 в 10:11   # Ответить 0 +1

                Ну как же!! Отличный мультик!! “А у меня волшебные очки, чудесные волшебные очки, надену и скажу: раз-два, раз-два!” так припевал совенок, помнится. А мудрый дед ему втолковал, что дело вовсе не в очках. Ибо для того, чтобы носить очки, надо в первую очередь что?

                Оценка статьи: 5

                • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 19 января 2008 в 11:09   # Ответить 0 +1

                  Ухи млин =) Это ещё один еврей некоему большому начальнику вежливо разъяснил - у вас, товарищ, их нет, потому контактные линзы и носите

                  Оценка статьи: 5

                  • Ашот Гарегинян Ашот Гарегинян Мастер 23 января 2008 в 11:02   # Ответить 0 +1
                    UGU UGU GUGUGU

                    Нет, надо в первую очередь плохо видеть!!

                    Оценка статьи: 5

                    • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 23 января 2008 в 14:15   # Ответить 0 +1

                      Оценка статьи: 5

                    • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 1 февраля 2008 в 18:43   # Ответить 0 +1

                      Да, а я вот вот в последнее время чёто стал хреново видеть, очки ношу с первого класса, но тогда это не так проявлялось... В сумерки вообще полная слепота. Хотя один раз ухитрился в сумерки на траве найти свою солдатскую фляжку.

                      Оценка статьи: 5

                      • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 2 февраля 2008 в 10:18   # Ответить 0 +1

                        А у меня стретьего класса очки

                        Оценка статьи: 5

                        • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 2 февраля 2008 в 11:30   # Ответить 0 +1

                          А я стеснялся носить поначалу, а потом полюбил, модно это стало считаться, опять же их всякие парнишки яойные носят, Гарри Поттеры всякие...

                          Оценка статьи: 5

  • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 28 марта 2008 в 11:42   # Ответить 0 +1

    Хэна не нашёл, но вот сугойная картинка ^___^

    Оценка статьи: 5

  • Елена Белова Елена Белова Профессионал 30 марта 2008 в 17:16   # Ответить 0 +1

    Как интересно! Всё-таки есть какая-то тайна в птицах-совах!

    Оценка статьи: 5

  • Марина Дутти Марина Дутти Грандмастер 21 июня 2008 в 04:12   # Ответить 0 +1

    5!

    А мне так нравятся совы!
    Они такие уютненькие! А люди наговаривают... дураки!

    Оценка статьи: 5

  • Алина Кудрявцева Алина Кудрявцева Читатель 25 января 2009 в 23:44   # Ответить 0 +1

    Валентина, вообще фольклорные архетипы и их вариации - очень интересная тематика, и обзор Вам отлично удался! А откуда информация о связи Калипсо с совой? Дело в том, что Одиссей - один из моих любимых греческих героев, и всё, что его касается, будет безумно интересно. "В греческом акрополе" - допустимая фраза, но не лучше ли было бы сказать: "В греческих акрополях?" - или: "В афинском акрополе?" А помните жалостливую такую песенку: "Я маленький совёнок. Куда я полечу? Мне страшно тёмной ночью, я в дом родной хочу!" А деловитую докторшу Совунью из милых мультиков про смешариков?

    Оценка статьи: 5

Посмотреть все комментарии (54)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт