У ацтеков змеедракон Сипатли, обитавший в первоначальном океане, был разорван на части богами Кецалькоатлем и Тескатлипокой, обратившимися в двух змеев. Голова Сипатли превратилась в 13 небес, туловище стало землей, а хвост расчленился на 9 преисподних. Само имя Кецалькоатля переводится как «Птица-змея», «Змея с драгоценными перьями». У индийского Вишну имелось бесконечное пространство Ананту, символизированное змеем Шеша, на котором бог спал во время Пралайи (вселенского небытия).
В архаических космогонических мифах Змея осуществляет разъединение и соединение неба и земли. Согласно мифам боливийских индейцев, когда небо упало на землю, Змей, обвившись вокруг них, разъединил и поддерживает это положение до сих пор. Так же поступила и китайская змеетелая богиня Нюй-ва.
Змей связан с Мировым Яйцом (египетский Неф, например). Он (или она) выполнял сторожевую функцию: обвивая некий первоначальный холм, охранял тайну жизни и рождения, цикличность явлений, скрытую силу. Иезиды присвоили змее статус самой могущественной в мире силы, носителя как добра, так и зла.
Помогая миру обновляться и возрождаться, змея таила одновременно угрозу разрушения: тот же индийский Шеша периодически уничтожал вселенную, изрыгая ядовитый огонь, так же как и мировой Змей древних германцев в конце мира — Рагнарёка. И сын Одина Тор, победив этого змея, все же умер от ядовитых укусов. Бог солнца Ра каждую ночь сражался со змеем Апопом (мраком и злом).
Пояс или браслет в виде змеи (Уроборос в Греции) издревле символизирует вечный круговорот веков, преемственность, череду циклов распада и воссоединения, а волнообразно движущаяся змея практически во всех культурах соотносилась со временем и непрерывным движением.
Постепенно идея участия змея в обновлении мира утрачивается, место ее занимает образ Змееборца (Индра, Гор, Ра, Аполлон, Зевс, святой Георгий и др.). Змея становится врагом.
В японской мифологии богом бури Сусаноо побеждена змея Ямата-но-Ороти, в хеттской — бог Грозы сразил змея Иллуянку. И, конечно, не обойти греческого Тифона с сотней змеиных голов (способных лаять, шипеть, рычать), который в браке с полудевой-полузмеей Ехидной произвел на свет опустошительницу Химеру, леpнейскую Гидру — под стать сестре, к тому же расхитительницу скота, и др. Он был низвергнут под землю в наказание за бунт против Зевса, и там, связанный,
Схожий смысл борьбы со злом имеют сюжеты, в которых рядом со змеёй присутствуют другие существа, символизирующие солнечное начало: орел со змеей в когтях (герб Мексики); олень, попирающий ее копытами (у хеттов).
Определив для змеи место во вражеском стане, человек дополнил ее символический портрет чертами коварства и хитрости, непосредственной причастностью к облику дьявола-искусителя. Выражения о змеином сердце двурушников и змеином жале лицемеров показывают это не менее убедительно, что библейская сцена в раю. Да и в архаичных текстах заговоров от змей и их укусов содержатся явные намеки на битву Змееборца.
Меняется время, меняются взгляды… А изменился ли сам Змей?
Очень интересная статья! Классная тема! Мне нравятся змеи
0 Ответить
Мне тоже они ОЧЕНЬ нравяться я бы рад сейчас излить душу, но боюсь что уже это сделал вот в этой статье в своём комментарии http://www.shkolazhizni.ru/animal/articles/12045/ прочтайте на досуге(это просто такая шутка-прочитайте немедленно!!!!!!!!!!)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тема отличная, но несколько сжато и конспективно изложена. Да и не все поместилось.
Поставила 5 Ждем про драконов.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Надежда Материала очень-преочень много собрано, потому и ограничила космогонией и штрих-пунктиром, ну, может, пока. Про драконов сделаем
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Правда красиво!
0 Ответить
Спасибо, Оксана
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Как красиво вы придумали, Валентина. Надеюсь, эта статья - одна из многих о персонажах мифологического зверинца?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень даже может быть Только вряд ли подряд сплошняком. Время от времени, скорее
Оценка статьи: 5
0 Ответить