«Эхо»
Взрослый обсуждает с ребенком или группой детей, что такое эхо и где с ним можно повстречаться, какое оно в представлении игроков. Затем резюмирует: невидимка — эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно, чередуясь в роли водящего с детьми, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам или иностранным выражениям, объясняя их значение («На11о, monkey!» — «Привет, обезьянка!»).
«Живая азбука»
Карточки с изображением буквенных пар раскладываются перед детьми на столе изображением вверх: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж. На других карточках изображены предметы. По команде ведущего игроки выбирают предметы, названия которых включают ту или иную букву, и раскладывают их по кучкам. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. На втором этапе «кучки» сортируются в соответствии с буквой из пары. Освоив «карточный» комплекс предметов, можно переходить к усложненному варианту: отыскивать в помещении (в квартире, в доме) то, что в названии включает заданный ведущим звук.
«Перевозим грузы»
В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).
«Заколдованное слово»
Ведущий рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова и запирает их в своем замке, откуда пленники не могут выбраться, потому что не знают, из каких звуков состоят. Спасти их может тот, кто правильно и нужном порядке назовет эти звуки — тогда слово становится свободным. Но сделать это можно только тогда, когда волшебник отлучается по делам из дому.
Роли распределяются так: взрослый будет ведущим, называющим плененные слова, один из детей — волшебником, который то появляется, то уходит, остальные дети — спасители слов (при появлении мага они могут замирать на месте). Чтобы волшебник «не мелькал», ему можно давать поручения (вернуться, только собрав 3 — 5 предметов одного цвета или принести определенное количество вещей на букву «к»).
«Путаница»
Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например:
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.
Самое главное — не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, например, а также памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с детьми!
Уточню свою позицию.
Первое упражнение годится для годовалых детей, для уточнения состояния слуха. В более старшем возрасте хорошо усложнить такой рекомендацией -повторять как настоящее эхо только часть слова, последнюю. Затруднительно многим деткам договаривать слова и при этом страдает суфиксально0окончательная часть. Вот и пусть тренируются.
Названия, не записанные, а произнесенные включают звук, а не букву. Это у вас семейное
0 Ответить
В этом деле не спец, но мне было интересно читать. А игры-упражнения захотелось попробовать. 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Елена
Я вот только что поиграла с мальчиком - дошколенком. Посмеялись вместе
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валюш, извини за назойливость, только у меня большие претензии по поводу статьи. Стоило отлучиться и вот такой казус со звуками. Первые два упражнения вообще не подходят и не результативны. Есть путаница слов буква и звук. Последние два очень хорошие, но требуют доработки.
А вообще-то, привет.
0 Ответить
Люд, а где назойливость? Я не поняла... Фонематический слух для меня - понятие из психологии развития, и на логопедические нюансы не претендую.
По словарю медицинских терминов "Фонематический слух — способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем".
Поэтому речевое взаимодействие взрослого и ребенка непременно этому способствует, особенно, когда речь идет о "выделительном произношении" (темп, артикуляция и т.п.). Упражнения названы в порядке возрастания интенсивности, все из психологической практики, ни одно не подводило до сих пор. Может, просто зависит от целей использования? Ты знаешь, что к твоему профессионализму у меня большое почтение
Оценка статьи: 5
0 Ответить