Во-первых, в малыше уже с двухлетнего возраста начинает формироваться «внутренний родитель», который, как известно, определяет ответственность за поступки и проступки и назначает санкции. Это совпадает с тем, что в психоанализе принято называть «анальным периодом» развития человека (по аналогии с животными, которые метят свою территорию); у людей это называется социализацией в той ее части, которая связана с распределением статуса и определением своей роли в социуме (сначала в самом близком — в семье).
Во-вторых, родители, бабушки-дедушки, братья-сестры, друзья и знакомые, а порой и совершенно незнакомые дяди и тети то и дело говорят:
— Какой хороший мальчик, уступил место…
— Ты такой большой, а плачешь, как не стыдно!
— Вот Миша уже читать и писать умеет, а ты что… балбесом вырасти хочешь?
— Поучилась бы у брата: вон он как игрушки бережет, а ты все ломаешь!
— Ты у меня такая красавица, доченька!
Из самых лучших намерений, которыми устлана дорога… сами знаете куда, взрослые воздействуют на самооценку ребенка. «А как без этого?» — спросите вы. Да, трудновато. И все же… Можно, например, попытаться «не переходить на личности», оценивая не детку, а поступок, действие. Или переводить хоть иногда разговор в «конструктивную плоскость»: «Ух ты, как у нас игрушки по комнате разбежались, еще заблудятся, давай-ка их соберем». Ведь нам очень важно, чтобы у ребенка складывалась адекватная самооценка, а не заниженная или завышенная: и то, и другое сулит проблемы ему самому и семье.
А как проявляется адекватность оценки? О, ею впору любоваться: активность без агрессии, находчивость, оптимизм, чувство юмора, общительность. А заниженная? Пассивность, мнительность, обидчивость… или боязнь играть, общаться (а вдруг увидят, что я — хуже). Впрочем, порой это проявляется в попытках компенсировать стремлением всегда и во всем быть первым, а при неудачах — переживать глубочайшую трагедию. Так что в поведении заниженная самооценка может походить на завышенную.
Но если уже случилось, и самооценка ребенка вызывает беспокойство, то как помочь? Прежде всего, убедитесь, что опасения не напрасны: дети ведь не роботы, говорят и поступают по-разному. Если однажды обиделся, проиграв, а в другой раз — ни капельки, так может, и ничего страшного? Обратите внимание на творческие работы малыша: как он располагает, например, рисунок на листе (не однажды, а чаще всего). При пониженной самооценке — в нижней части, при завышенной — наоборот. Прислушайтесь, как часто ребенок произносит:
— Я не смогу этого сделать…
— Зачем это делать? У меня все равно получится хуже, чем у…
— Просто ему повезло…
— Я не виноват, что…
- Зато он ябедничает (дерется, обманывает…)
— На самом-то деле вы так не считаете…
— Воспитательница меня не любит…
— Мне не интересно…
— Все против меня…
Для определения уровня самооценки ребенка часто предлагается тест «Лесенка», и если захотите, то легко найдете его в инете, но мне он не нравится, потому что как раз и предполагает рассказать, кто насколько хороший, а кто плохой,
О том, как помочь детке скорректировать самооценку, мы поговорим в следующей статье.
До встречи!
Валентина Пономарева, могли бы вы отправить мне картинку теста «Смешные человечки», меня он заинтересовал. хочу использовать его в курсовой работе (я студентка), а книги с этой методикой нет в наличии даже в интернет магазине ...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
людмила лаврентьева, посмотрите здесь:
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Спасибо за статью. Встречаются еще и детки, как бы с рождения с заниженной самооценкой -пугливы, тихи и с низким тонусом. Родители редко догадываются, что это "послание"им.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Про это вообще трудно догадаться. Тонус еще можно зафиксировать, а как формируются у малыша предпосылки к заниженной самооценке, т.е. сам процесс - скрыт
0 Ответить
Да, вот у меня это началось в детстве, и я до сих пор очень завишу от чужого мнения, самое страшное для меня - услышать, что от меня нет никакой пользы. А мне это говорят на каждом шагу, на некоторых форумах пишут, что самую большую пользу я принесу после переработки на удобрение или собачий корм (((
0 Ответить
Денис, а Вы не слушайте. Скажите себе: "Это не про меня. Обознались, - я-то знаю, что я не такой"
0 Ответить
Да, трудно с детьми!
Но, слава Бог, что ОНИ есть!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, слава Богу! - Согласна с Вами, Елена
0 Ответить
Да, действительно, мы часто сами того не понимания, программируем своих детей. Очень полезная статья!
Валентина, а тест с деревом с какого возраста можно делать?
Ты меня такая красавица, доченька! "у" не пропечаталась.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
С тестом подождите хотя бы полгодика, Танюша
Спасибо за подсказку про опечатку
0 Ответить
"Но если уже случилось, и самооценка ребенка вызывает беспокойство, то как помочь?"
А так здорово, когда не нужно помогать, а просто изначально, с первого дня рождения на самом деле жить так:«Ух ты, как у нас игрушки по комнате разбежались, еще заблудятся, давай-ка их соберем». -только не иногда- а всегда. Мои родители со мной общались именно так.И у меня никогда небыло мысли орать:Ану, собери игрушки!
Как-то хотела накричать на сына, когда он в 8 лет пришёл домой в 10вечера, а мы с мужем весь микрорайон до этого оббегали по очереди.
Смотрим в окно.Идёт.Я обрадовалась, что живой.Говорю мужу-ты ему скажи.А муж мне-"та, сама ругайся"...
Вобщем, открыли двери.Ждём.Готовимся "врспитывать" .Сын заходит, и с порога так угрюмо говорит:
-Ну, давайте.Ругайте.
И так он это как-то сказал...Что мы с мужем рассмеялись и всё
Тогда сын сказал
-Ну не буду я больше.
Вот и всё
А сейчас ему 15.И теперь, когда он на 2 головы меня выше-вообще не представляю, что могу его ругать, отрываться на него...или ещё что-то...
0 Ответить
ЗдОрово, Лена!
Мы недавно с дочкой вспоминали про истории из ее детства. В том числе и с игрушками... Однажды они... "ушли", потому что не хотели быть разбросанными. Потом вернулись, конечно, но воспитательный эффект состоялся. Она мне рассказала, как прочувствовала ситуацию
Конечно, лучше все делать своевременно, но я все-таки думаю, что ни один родитель не избежал ошибок в общении с детьми, хотя бы редких. А как на них отреагирует ребенок - не предсказать. Иногда серьезный прокол пролетает мимо, иногда - мелочь имеет долгоиграющие последствия. Но пусть их будет меньше. Кто предупрежден - тот вооружен
0 Ответить