«Кормовая книга 7132-го года», например, изо дня в день фиксировала, что подавалось на стол московского патриарха Филарета в 1623 году. Посмотрим, каким было для святителя питание в Великий пост.
«В понедельник первые недели великаго поста Февраля в 9 день… у св. патриарха… кушенья не было и ествы не держано.
Во вторник. Февраля в 10 день… столовое кушенье подавали капустка крошеная студеная дворцовая.
В среду Февраля в 11 день… кушенье было в деревянных хоромах… взвар с пшеном сорочинским да с шефраном да с перцом да с ягоды, капустка студеная, горох зобанец, ядра миндальные, ягоды винныя на рожниках тридевять ягод, хрен, греночки, горшечик мазуней с перцом, горшечик мазуней с ынбирем, горшечик мазуней с шафраном, орехи грецкие.
В четверг Февраля в 12 день… ествы не держано.
В пятницу Февраля в 13 день… кушенье было в крестовой полате… шти с целым луком да с перцом квашены уксусом, капуста сечена мелка, грибки тяпоные без масла, грибки цели без масла, горошик хлебанец без масла, лопша гороховая без масла, ядра миндальные, орехи грецкие, взвар медвеной квасной со пшеном да с ызюмом с шафраном да с перцом, горшечик мазуней с ынбирем, горшечик мазуней с шафраном, греночки, репа вареная резана в ломтики с уксусом да с хреном, 2 блюда ягод винных на рожниках, полоса дынная, полоса арбузная, патоки, яблоки, вишни, за столом у государя патриарха ели архимарит чудовской, игумен Новинской, архидьякон з братьею, да из Чудова монастыря дьяков, да в другом столе ели богородцких 2 дьякона…".
Думаю, достаточно цитировать, пора толковать. Более всего, наверное, читатель интересуется не распорядком дня патриарха, не списком приглашенных к застолью лиц и не местом трапезы (хотя сведения об этом в источнике находятся). А собственно постной пищей, рецептурой, то есть. Что-то среди перечисленных кушаний очевидно, а что-то можно понять лишь со словарем.
Например, что это такое — «пшено сорочинское»? Рис. А «взвар»? Либо напиток из ягод, плодов, вареный на меду, пиве, квасе. Либо приправа с пряностями, подаваемая к различными кушаньями (например, рыбным).
А что такое мазуня, изобильно присутствующая в цитате? Оказывается, это кушанье из толченой сушеной редьки на медовой патоке. Кстати, источник XVI века содержит и рецепт приготовления: «Делати мазуни: ретка коя бы здорова была собою, кроити в тонкие ломти, здевати на нить хвосцыма, да вывялити на солнце».
А как вам «ягоды винные на рожниках»? Это виноград или смоквы, завяленные надетыми на тонкие заостренные палочки. «Греночки» — те самые гренки, которые и ныне у нас в употреблении. Горох «зобанец» — «когда оной сварен будет в воде, пока соскочит с него, или треснет на нем кожица»…
В великопостные субботы и воскресенья подавалась патриарху и гостям его пища рыбная и растительная. Икра — паюсная, сиговая, «луконная», «арменская», сельдь паровая «на пар», семга просольная, «щука да 5 окуней да лещ в ухе живы», «щучина свежепросольная» блюдами, звенья «осетрины шехонской». И, конечно, рыба сухая, вяленая — «белая рыбица», «лосошка», осетры… «Шти снятками», «семжина с уксусом да с чесноком», «звено лососины свежие с лимоном»… Уха — шафранная, черная, щучья, сельдевая, окуневая… Белужины, стеврюжины, осетрины, стерлядины… Одно это перечисление сводит любителя рыбной кухни с ума!
И тут же — «капустка пареная», «капустка гретая», «грибки тяпаные», «лапшица кислая с винным уксусом»… Вина ренские, романея, пиво ячменное с хмелем и мятою, фруктовые меды…
Изо дня в день — обилие «постных» блюд, застолья с большим количеством гостей патриарха. За столом, между прочим, оказывались не только бояре, дворяне, священнослужители. Принято было заниматься благотворительностью, и за патриаршим столом угощал первосвященник нищих и юродивых. Часть блюд шла в «раздачу» — рассылалась патриаршим служителям, отсутствовавшим за столом. «Подачи» отправлялись также бедствующим в тюрьмах узникам.
Конечно, так проводил Великий пост, как и прочие посты в годовом круге, не только патриарх Филарет. Как свидетельствуют все те же документы, питание его преемников на патриаршем престоле было не менее изысканным. Мы поступим правильно, если не возьмем на себя смелость давать какие-либо оценки нашим предкам. Просто — так было!
Статья понравилась,интересно.Блюда в субботу понравились больше всего.
0 Ответить
Очень интересная статья. Я почему-то "зацепился" за среду и пятницу. Наш батюшка рекомендует в эти дни самый строгий пост, связано это с предательством Иуды и казнью Христа. Видимо, в XVII веке правила поста были иными.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5!
Было вкусно!
Что касается служб: мне нравится распев "Господи, помилуй!" Иногда даже пытаюсь изображать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Пробовал я постную монастырскую пищу, приготовленную для иеромонахов:
очень вкусно и сытно, поэтому посты вполне можно проходить и без
скоромного (исторический опыт очевиден).
0 Ответить
Ой, хорошо, что в конце статьи пошли расшифровки, а то я половину трапезы вообще не мог прочувствовать. 5!
0 Ответить
Вот! Постная пища, а какая вкусная. А в 6-й больнице, где я побывал в детстве, вообще непонятно, с какой целью готовили еду - наверно, чтобы её есть было невозможно. Или чтобы больные дети совсем ни от чего удовольствия не получали.
0 Ответить
Отличная статья, грамотная. Я по образованию историк. Очень люблю, чтобы и ссылки, и цитаты были, подтверждающие выводы автора. Что касается, обилия постных блюд, то сама столкнулась с тем, что постные блюда, требуют большего времени для приготовления, чем обычные.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
....такая и статья...
"Постная".
читать дальше →
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
мне тут сегодня ссылочка попалась, занятная, про РПЦ и 8 марта.
http://www.apn.ru/opinions/comments19402.htm
много думала
Оценка статьи: 5
0 Ответить
и что вы думаете об этом? прав автор?
0 Ответить
Конечно прав! Как и многие комментаторы, принявшие это как пародию
0 Ответить
Отличная статья! Да, и в пост можно вкусно покушать, особенно, когда уже тебе все готовенькое подадут. Еще более красочно описаны "постные" трапезы монахов в староверских скитах у Мельникова-Печерского в книгах "В лесах и на горах", такая там "постная"еда, что не всем и в большой праздник доступна была. Как-то по ТВ один священник правильно сказал, что в постах главное не воздержание от пищи, а духовный пост и очищение.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
ИНтересное меню 5!
А сорочинское пшено, оно же сарацинское зерно, оно же рис, называлось еще "брынчь"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И на минералку после такой "диеты" Однако!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Он же не сам все ел, он гостей кормил. Юродивых. Обряд даже был такой - ноги им мыл...
0 Ответить
ну да, только смотрел... наш Кирилл (Калининградский и Псковский кажется еще) тоже только смотрит. Вид аскетический, истомленный голодом и лишениями.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
ну, не истомленный, конечно... Хотя греки, когда на Русь являлись, сильно мучались долготой служб у русских. Стоят-стоят, ноги отваливаются, и сесть нельзя. Им мука - русским хоть бы что. По себе и пастыри, и обряды все.
0 Ответить
вот и не хожу в русскую церков поэтому. Хожу где сесть можно. Сел и молись себе на здоровье хоть мозоль натри на попе! А стоять тяжело. Но очень люблю как поют в наших церквях - нигде такого нет... У нас знакомая бабулька из Македонии иногда просит ее отвезти и я с удовольствием еду и такая прелесть эти службы! Только бабулька уже старенькая и вынимать её из машины тяжело Но потом она бодренько так рассказывает всякие интресные истории и македонский оказывается совсем как русский - все понятно! Половина слов наши!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Есть такая байка про старушку, которая села в церкви. Когда ей сделали замечание, она сказала: лучше сидеть и думать о боге, чем стоять и думать о ногах!
И это правильно.
А статья хорошая. Правильная.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Поют роскошно, особенно если на древний манер. Но мне нравится и простое клиросное пение, без особой гармонии, безыскусно так, мороз по коже.
0 Ответить
знаешь, у нас в Светлогорске был ( да и есть все еще) малюсенький храм. Там почти никогда народу не было много. Вот туда ездила все время слушать. Гордона привозила - обомлел. Но и в католических поют хорошо. Я наРождество ставлю всегда нашу церковную, католическую и еще... так забавно... в сакандинавии поют "Люсию"- это Санта Лючия, дети поют. Такая прелесть...
Оценка статьи: 5
0 Ответить