Указ — указом, но ведь конкретные бутылки, стаканы и вазы делались не по эскизам царя, их делали наши, украинские стеклодувы, воспитанные на наших, украинских традициях. И в их произведениях отразился наш, украинский мир.
Их бутылки даже трудно назвать бутылками — настолько причудливую форму придавали им мастера. Это и смешные человечки, для устойчивости снабженные «хвостом», и диковинные звери, чаще всего медведи, львы, грифоны.
Многие сосуды изображали домашний скот — баранов, быков, коз. Истоки этой, говоря научным языком, антропозооморфности, следует искать в мифологическом мышлении наших языческих предков.
Бутылки более простой формы украшали лепным обрамлением, расписывали маслом и эмалью в три-четыре краски, наносили яркие изображения тех же животных, птиц, рыб, цветов. Не пренебрегали украинские мастера гранением и гравировкой. Поскольку они выполнялись исключительно вручную, каждое изделие стеклоделов уникально.
Украинские мастера не ограничивались бутылками, они изготавливали массу других видов посуды — графинов, чарок, пивных кружек. Не были забыты вазы, сахарницы и даже чернильницы. Словом, делали все, что так необходимо в быту.
Помимо обычного, зеленоватого, выпускалось стекло, обесцвеченное марганцем. Если того брали с избытком, стекло приобретало красивый красно-фиолетовый оттенок. Выпускали и синее стекло, подкрашенное кобальтом.
Возник уникальный стиль украинского гутного стекла.
И если еще в
А затем — революция, войны и, как следствие, спад стекольного производства. Не легче пришлось стеклоделам и в годы «перестройки». Не все стеклозаводы пережили инфляцию.
В середине девяностых годов после долгой и мучительной агонии был объявлен банкротом крупнейший Киевский завод художественного стекла. Трудно сказать, какая судьба ждет богатейшую коллекцию изделий его мастеров.
Ведь с музеями дело обстоит еще хуже, чем с заводами. Готовя эту статью, я зашел в Государственный музей украинского народного декоративного искусства, что на территории Киево-Печерской Лавры. Впечатление потрясающее. Точнее, потрясающе удручающее.
Не могу сказать, что смотреть не на что. Экспонаты есть, и даже весьма интересные. Но вот что смущает. Бывал я в музее и в прошлые годы. И заметил, что сейчас количество экспонатов почему-то сократилось. Исчезли и экскурсанты. За два часа моего пребывания в зале, где собраны драгоценные образцы изделий из стекла, не было ни одного (!) посетителя.
А ведь такой музей можно сделать прибыльным предприятием. И не за счет спекулятивной распродажи экспонатов, а используя богатейшие знания, накопленные научными сотрудниками музея, воссоздавая утерянные технологии и уникальные образцы. Но не ученым же этим заниматься. Их дело — изучать.
Неужели у нас в стране не найдется предпринимателя, который смог бы выгодно вложить деньги в ценнейшее историческое достояние — украинское гутное стекло?
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...