Ответов на этот вопрос очень много. Кто-то рекомендует писать шпаргалки. Якобы, пока вы их пишете, вы запоминаете материал лучше, потому что начинает работать зрительная память, кинетическая… Кто-то нанимает репетитора, кто-то ищет самые лучшие или самые приемлемые подготовительные курсы, кто-то покупает самые лучшие учебники и справочники, которые рекомендовали друзья, знакомые, преподаватели… Однако, чувствуете ли вы уверенность в том, что выбранный способ сработает на 100%?
Теперь представьте другую ситуацию: вы достаточно хорошо владеете английским. Для вас не составляет никакого труда поговорить с иностранцем, обращающемся к вам по-английски. И для вас неважно — англичанин это, китаец, американец или немец. То есть неважно — носитель это языка или просто человек любой страны мира, отличной от той, в которой живёте вы, который знает английский. Вы можете поболтать с друзьями через Интернет голосом или написав им сообщение в аське или на форуме. Другими словами — английский для вас — просто рабочий инструмент, а не некий учебный предмет с правилами и исключениями. Это живой источник, порождающий связи между людьми, а не набор инструкций к выполнению, которые надо непременно помнить и беспрекословно выполнять. Вас радует возможность использовать это средство для общения, как радует заядлого водителя скоростная езда по загородным шоссе с крутыми виражами, как радует искусного повара безумно вкусно получившееся блюдо, приготовленное собственноручно, как радует любой успех любого человека.
Вернёмся к английскому. Итак, вы достаточно хорошо владеете английским. Не возражайте, пока только представьте, что это уже сейчас действительно так и есть. Представили? Итак, английский разговорный (и письменный) — не проблема. Сможете вы сдать его при поступлении в институт? Отбросим вариант с придирающимися сверх меры преподавателям. Тогда, вероятно, ответ будет — «да, смогу!». Но это в случае, если экзамен подразумевает лишь устное и/или письменное общение и не затрагивает грамматику. Что делать, если необходимо также и знание правил? Ответ здесь может быть только один — выучить правила. Никакого другого волшебства. Правда, есть нюанс.
Скажите, из кого выйдет лучший строитель: 1) из человека, который всегда любил что-то строить, конструировать, потому пытался без учителей и книг постичь практику строительства, а затем, желая усовершенствовать свои навыки, понять законы, по которым получается строить хорошо и надёжно, решил разобраться в теории этого предмета или 2) из человека, не умеющего ничего строить, желающего научиться, но которого сразу привели к теории и начали пичкать законами и правилами? Обычно из первых выходят гораздо лучшие специалисты, даже асы. Кроме того, первому легче идти по жизни — он «везунчик», у него всё получается легче, быстрее, с меньшими затратами физических и душевных сил. Почему? Да потому что теория очень славно укладывается на его практические знания! Понимаете?
Приведу более конкретный пример: человек строил здания из кирпича. Он видел, что ряды кирпичей кладут так, что соединение кирпичей второго ряда находится посередине кирпича первого ряда. Когда он начал изучать в теории виды кладок и рассчитывать необходимую для конкретного случая (дача, многоэтажный дом, печь) прочность кладки, то эта теория хорошо ложилась на его практические знания, он всегда мог привести конкретный пример из своей практической деятельности, он тут же все понимал, «схватывал на лету». Что будет с тем, кто задумался о том, как хорошо уметь быть строителем (или инженером-строителем), но до сих пор ничего не строил? Вероятно, ему придётся куда сложнее. Ему придётся продираться через дебри правил, расчётов, нормативов… ему, несомненно, будет сложнее постичь и запомнить весь объём необходимых знаний. И зачастую, когда такой теоретик приходит на производство, ему заявляет мастер-практик (не важно, мастер на стройплощадке или инженер в КБ): «Теперь забудь всё, чему тебя учили в институте, будем учиться заново».
Но снова вернёмся к теме сдачи экзамена по английскому. Итак, какой беспроигрышный способ поступления рекомендую я: 1) выучите язык, чтобы иметь возможность свободно общаться на нём и 2) пробегитесь по правилам, оглядываясь каждый раз на свои практические знания, приводя много примеров и, таким образом, вы попросту увидите — да, действительно предложение строится по такому правилу, и действительно вот в таких случаях бывают исключения и такое прочее. Это более лёгкий, экономичный, надёжный способ сдать экзамен.
«Ха! — скажете вы, — но я не могу разговаривать по-английски! И как я научусь говорить? На курсах? У репетитора? Да все лингвисты сразу начинают „кормить“ правилами или дают читать/переводить тексты, а то ещё учить стихи и песни. Так нескоро заговоришь!» Соглашусь. Так — нескоро.
Однако в Москве и некоторых других городах России и СНГ в системе организаций Прикладного Образования существует курс английского языка «English as a Second Language» (ESL), на котором вы сначала учитесь говорить, понимаете и усваиваете систему построения языка, а только после очень небольшими крупицами вам подают знания грамматики. Грамматика — тяжёлое блюдо, его не следует есть на «неподготовленный желудок» — переносится тяжеловато, да и результат бывает порой плачевный — полная неусвояемость «пищи» (в нашем случае — английского языка. Имеем в виду случаи, заканчивающиеся нелепыми выводами: «я никогда не смогу выучить этот … английский!» и прочая, и прочая).
Как можно учить язык «без грамматики»? Возможно ли вообще такое? Об этом вы можете получить дополнительную информацию, посетив бесплатные вводные уроки курса ESL в Москве или связавшись с представителями в вашем городе и узнав о времени проведения подобных уроков у вас.
Удачной вам учёбы и успешного поступления!
Скоро будет 200-летний юбилей, однако!