И, взяв с полки книжку, мы снова перечитываем захватывающие приключения никогда не существовавших героев. И почему-то нам самим интересно, хотя некоторые истории вызывают вопросы: например, в своем ли уме была мама Красной шапочки, отправляя маленькую девочку в темный лес? А какой ужас вызывает сюжет из сказки «Айболит», в котором мама Зайчиха принесла своего сыночка к Айболиту. Ведь зайчик бежал по дорожке, и ему перерезало ножки! Интересно, как дети воспринимают подобные сюжеты из сказок? Неужели это действительно полезно? Что дает нам сказка?
Сказка ложь, да в ней намек — гласит всем известная поговорка. А ведь действительно, сказка позволяет побывать на границе этого и другого мира — божественного, сказочного. Возвращаясь в реальный мир, человек несет в своем багаже знание, что побеждает всегда добро. Это знание необходимо всем, и преобретать его легче именно через сказку — у ребенка не возникает естественного протеста, что его «поучают».
Сказкотерапевты (да-да, есть и такие!) знают, что сказка умеет не только учить, но и лечить. Например, помогать детям, потерявшим родителей — ребенок сочиняет свою сказку, в которой есть мама и папа… Он лечит себя этим мыслями, встречается в этой сказке с самим собой, с хорошим, правильным собой. Учится у себя сказочного хорошим поступкам, учится быть счастливым.
Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно сочиненной детьми сказки можно понять, кто какие роли исполняет в данном коллективе.
Сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать тайные мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а хитрый и внимательный родитель может разгадать тайные желания ребенка. Но только слишком не увлекайтесь, ведь малыш тоже имеет право на маленькую личную тайну…
Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у вас и у вашего ребенка. Изображая героев сказки на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.
Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую сказку из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь… Чувствуете? Вот она какая, сказкотерапия…
Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня, толкаясь в метро, почитать не какой-нибудь сомнительный детектив, а добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок». «О чем эта сказка?», — спросите вы. Эта старая сказка учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывет, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.
В сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир в целом и таким, каков он есть.
…и стали они жить-поживать и добра наживать. А снег за окном все кружился и кружился. Малыш давно уже спал. Ему снились добрые и смелые герои, капризные принцессы, веселые звери и невероятные приключения. Он улыбался во сне, он был счастлив и не знал, что скоро наступит утро. Но это уже совсем другая история…
Я девочкам на ночь читаю сказки. У моего соседа их огромная библиотека.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Подпишусь под каждым словом - все так и есть. А правда, что "Курочка Ряба" - вовсе не сказка, а глубокий философский опус?
0 Ответить
Макар, если интересует эта тема, то вот здесь кое-что есть
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, хорошая статья и хорошая терапия.
Реально работает!
А у В. Драгунского есть рассказ, с дочкой часто читали: " Не пиф не паф", как раз немного иллюстрирует тему.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
У Драгунского есть еще дивное повествование "Двадцать лет под кроватью"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хочется только добавить, что сказкотерапию тоже нужно использовать с умом, и лучше (не имея специальных знаний) применять ее только на себе, а не пытаться помочь другим - можно навредить неосторожным словом, пусть даже и сказочным.
Сказкотерапевты занимаются и со многими взрослыми, с педагогами, родителями и руководителями фирм, только сказки для этого чаще всего подбираются психологические, специальные. Обычные детские пойдут далеко не всегда.
Но статья вполне неплохая. Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга, приятно было прочесть по-доброму написанный текст по близкой для меня теме. Спасибо и +5. Если интересно, мой взгляд на сказкотерапию здесь
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Ольга - оченнь порадовал Ваш комментарий
Оценка статьи: 5
0 Ответить