Поначалу планы вроде бы осуществлялись. Белого плантатора, растившего кофе и лечившего местных жителей, канаки прозвали Каука Лукини — «добрый доктор» (по другим источникам фраза переводится как «русский доктор»). Но постоянно «отдыхать» скучно, тем более что и в гавайском раю не было никакого равенства, но, как и везде, существовало много проблем.
Имея богатый опыт политической борьбы, Судзиловский создает партию «независимых», выступающую против засилья американцев. В 1900-м успешно баллотируется на выборах и становится сенатором. А через год сенат избирает его президентом. Вместе с первым лицом республикой руководили еще три министра и четырнадцать членов государственного совета.
Долго удержаться у власти мятежному президенту не удалось. Проводить реформы в интересах коренного населения и противостоять экспансии США в те годы было нереальной задачей.
Очередная эмиграция. Сложив с себя президентские полномочия,
Авантюрный характер в то время проявился в полной мере. Доктор выкупает у японцев военнопленных, организует нападение китайских хунхузов на сибирскую каторгу. Даже пытается организовать отправку вооруженного десанта, сформированного из русских пленных на помощь первой русской революции 1905-го года.
Увы. Планам не было суждено сбыться. Но что интересно, в сложной ситуации снова проявились чувства настоящего патриота. В 1906 году во Владивостоке, в ходе солдатского восстания, был убит генерал Селиванов. Группе авантюристов достались бывшие при генерале планы укрепленного района острова Русский, значившего для Владивостока то же самое, что и Кронштадт для Петербурга.
Зная настроения и связи Судзиловского, бесшабашные «хозяева» документов обратились к нему в Нагасаки с завуалированным предложением продать бесценные сведения любому, кто пожелает выложить круглую сумму. Но Николай Константинович заявил, что «революционеры — враги русского правительства, но не народа, и народных интересов никогда и ни за какие деньги не продадут». А ценные военные документы вынудил сжечь.
Очередная страна — Филиппины. Судзиловский создает частную лечебницу в Маниле, усыновляет двух местных мальчиков-сирот, публикует статьи в газетах. Но тянет поближе к родине, и через пять лет он вновь переселяется. Сначала в Нагасаки, где женится третьим браком на своей служанке-японке, а в 1920 году — в китайский город Тяньцзинь.
С 1921 года
Умер неутомимый революционер от воспаления легких 30 апреля 1930 года. Несмотря на преклонный возраст, он до конца жизни оставался бодрым и крепким. По китайским обычаям тело его было кремировано, сожжено на погребальном костре. Экзотические по нашим меркам похороны завершили бурную жизнь.
А при чём здесь лицемерие? Рассказ воспринимается скорее больше об обычной элементарной невоспитанности главных действующих лиц.