Замечено, что двигательный режим ребенка заметно сокращается с момента поступления его в школу, что связано с началом новой деятельности — учебной. Одним из важных средств, способствующих преодолению гиподинамии, может стать использование оптимального объема двигательной активности во внеклассной работе, где немалая роль принадлежит подвижным играм и физическим упражнениям.
В структуре подвижной игры выделяют содержание, игровые действия и правила. Содержание игры определяется движениями, которые входят в состав той или иной игры. Правила в подвижной игре носят организующий характер: они определяют ход игры, последовательность выполнения действий, взаимоотношения участников игры, поведение каждого играющего. Правила показывают, как должны вести себя все дети во время игры.
Например, в игре «Гуси-лебеди» первое правило требует, чтобы «гуси» находились на лугу до тех пор, пока их не позовет «хозяйка», и бежать им можно только на окончание слов диалога. Второе правило запрещает «волку» ловить «гусей» раньше, чем они побегут домой. При этом «волк» имеет право только пятнать «гусей», а «гуси» должны считать себя пойманными, если «волк» до них дотронется.
Подвижные и спортивные игры проводятся на уроках по физической культуре, а также на прогулках. На каждый месяц планируется 3−4 новые игры и повторение 4−5 уже знакомых подвижных игр. Объяснение новой игры детям дается как на уроках, так и на прогулке. Педагог должен четко объяснить содержание и правила игры, показать, где должны находиться играющие и как действовать. Систематически во время прогулок воспитатель организует индивидуальные игровые упражнения по обучению детей основным движениям (например, «постоять как цапля» — стоять на одной ноге на пенечке, на бортике песочницы; «преодолеть препятствие» — подняться по гимнастической лестнице, перелезть на обратную ее сторону и спуститься вниз).
Чтобы дети научились играть самостоятельно, игры следует повторять (для усвоения правила игры, приемов выполнения игровых действий). Следует всячески поощрять организацию игр самими детьми, внесение дополнений, усложнений в их правила, введение новых ролей, придумывание игр по содержанию знакомых сказок, стихотворений. Необходимо удовлетворять интерес детей к полюбившимся играм, предлагая для них новые игровые атрибуты, спортивный инвентарь.
Воспитатель может принимать непосредственное участие в игре или наблюдать за играющими, делая по ходу игры указания. Зная индивидуальные особенности детей, педагог регулирует их двигательную активность и по-разному оценивает их действия. Малоподвижным детям поручает ведущие роли и привлекает к выполнению специальных упражнений, хвалит за хорошо выполненное задание и проявление решительности; легко возбудимых сдерживает, напоминает о выполнении правил.
Учитывая, что дети этого возраста проявляют интерес не только к процессу выполнения движения, но и к качеству и результату упражнений, педагогу следует способствовать организации игр с элементами соревнований. Для их проведения подбираются разнообразные упражнения, предусмотренные программой по физвоспитанию, доступные, интересные для детей и соответствующие их физическим возможностям.
Число упражнений для ребят шестилетнего возраста в одной игре увеличивается до 8−9 и может включать основные движения, элементы спортивных игр и упражнений, действия с различными игрушками и пособиями. Задания не должны быть слишком легкими, иначе у ребят снижается интерес к их выполнению, и не слишком сложными, что может вызвать чувство неуверенности. Следует так подбирать пары, команды, группы участников, чтобы в каждой из них были малоактивные и подвижные дети, что обеспечивало бы равнозначные возможности для достижения успеха каждой командой. Очень важно, чтобы по ходу игры дети привыкали оказывать помощь своим ведущим, выручать товарищей из трудных ситуаций, сохранять дружеские отношения с победившим в игре сверстником.
Особое внимание следует уделять оборудованию спортивной зоны в помещении, чтобы в свободное от уроков время дети могли сами организовать игры. В распоряжение ребят предоставляются мячи, скакалки, кубы, обручи, флажки, ленточки, кольцебросы, серсо, кегли, мешочки с песком, веревки разной длины, плоскостные пособия (квадраты, круги из фанеры).
Своеобразной формой показа достижений детей в различных видах движений, в проявлении таких качеств, как быстрота, ловкость, смелость, в применении навыков самоорганизации являются физкультурные праздники, активные детские мероприятия. Они проводятся 3−4 раза в год продолжительностью до полутора часов и, как правило, связываются с сезонами. Например, зимний праздник связывают с проводами зимы, а летний может быть приурочен ко дню окончания учебного года или Дню защиты детей.
Физкультурный праздник проходит в виде спартакиады, соревнований между командами и включает разнообразные построения, физические упражнения и веселые игры, пляски, шутки, аттракционы, сюрпризные моменты. Дети должны принимать самое активное участие в подготовке к празднику, помогать взрослым в изготовлении поделок, пособий и костюмов для отдельных персонажей.
Следует заранее продумать формы поощрения участников праздника за хорошее выполнение задания и за первенство в эстафетах.
О такой ЖИВОЙ теме надо бы и писать живым языком!
Честно говоря, читать очень тяжело! Такое чувство, будто автор переписал главу из советского школьного учебника...
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Да, я солидарен с Юлией!
Действительно суховато написано.
Оценку не ставлю.
0 Ответить