• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гертруда Рыбакова Грандмастер

Какие современные художники имеют свои галереи? Зураб Церетели

Богата российская земля талантливыми художниками! Но многие ли имеют музеи, в которых собраны все авторские работы? Все знают, что в Феодосии есть Музей И. К. Айвазовского, в Плесе на Волге — Музей И. Левитана, в Елабуге — Дом-музей И. И. Шишкина, под Петербургом, в пос. Репино — Дом-музей И. Е. Репина. Но Дом-музей, созданный в память о художнике, и картинная галерея — вещи разные. Как правило, работы великих мастеров живописи и скульптуры разбросаны по разным музеям страны и мира, и это неплохо. Но вот за последние годы в Москве появились сразу три художественных музея — Галереи, в которых представлено в полном объеме творчество наших, ныне здравствующих, современников: Церетели, Глазунова и Шилова. О них я и хочу рассказать.

Сначала — как я открыла для себя Зураба Константиновича Церетели.

О его творчестве существует много самых противоречивых мнений, высказываний, порой негативных, особенно со стороны москвичей. Впервые работы З. Церетели я увидела в 80-е годы в Пицунде, в Абхазии, куда ездили отдыхать по путевке. Там он был не только создателем отдельных скульптурных композиций, но и главным художником всего огромного курортного комплекса, о чем с восторгом рассказывала экскурсовод. Затем периодически читала разного рода публикации о его работах. Почему-то подвергались критике его масштабные проекты, особенно памятник Петру Первому, созданный в честь 300-летия Российского флота (его иногда так и называют — «300 лет Российского флота»), установленный в Москве рядом с бывшей кондитерской фабрикой «Красный Октябрь». Это сложное по композиции сооружение высотой 98 метров, на мой взгляд, просто стоит не на месте, ему не хватает именно морского простора! Ему бы на стрелку Елагина острова в Петербурге, или в Кронштадт, лицом к морю!

В Москве бываю достаточно часто, но как-то не доводилось попасть на выставку работ Зураба Константиновича. Спросишь у москвичей о его работах — большинство бранят его, но в музее и на выставках не были, говорят: «А что там смотреть? Он мне не нравится»… Мне же хотелось составить собственное мнение.

В 2005 году Церетели впервые привез в Санкт-Петербург 600 своих работ на выставку, которая открылась 16 марта в Центральном выставочном зале Манеж, что около Исаакиевского собора. Мы с подругой тотчас же отправились туда, увидеть своими глазами. К сожалению, в первый день народа было так много, что мы не попали.

Пришлось ехать пораньше на другой день. Отстояли длиннейшую очередь. И провели в музее несколько часов, до самого закрытия, рассматривали разнообразные живописные полотна — они выставлялись на втором этаже; чеканку и литые картины, объемные эмали, скульптуры разных размеров и форм. Особенно поразили и восхитили горельефы, посвященные деятелям культуры и искусства XX века. Я не художник и не искусствовед, не могу сказать, как создаются такого рода портреты. Мы увидели столь знакомые и в то же время необычные изображения Василия Шукшина и Булата Окуджавы, Владимира Спивакова и Иосифа Бродского, Марины Цветаевой и Рудольфа Нуриева, всего более 20 горельефов.

А сколько изящества в скульптуре «Святая Равноапостольная Нино»! Очень смеялись над скульптурным изображением мэра Москвы «Дежурный по городу — Юрий Лужков». Подруга все повторяла: «Боже, какой талантище!». Уходили из Манежа в числе последних, остались бы ночевать, да нельзя!

Вскоре моя другая подруга, физик по профессии, ездила на пару дней в столицу и побывала в Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке, 19. (10 минут ходьбы от станции метро «Кропоткинская»). Приехала и тут же позвонила мне. Захлебываясь от восторга, рассказывала, как ей понравился музей, как много там необычного, какой он огромный, что ничего подобного она раньше не видела. И что мне надо там непременно побывать. В январе 2006 года поехали мы в Москву с сыном. На Пречистенку, 19 отправились в компании с друзьями, вчетвером. У нас у всех разные вкусы и возраст разный, и я даже волновалась, понравится ли Галерея и то, что в ней находится.

Но впечатления превзошли все ожидания! Всем увиденным мы были потрясены, иначе не скажешь! Сын и сейчас, два года спустя, вспоминает и говорит, что как попадет в Москву, первым делом снова пойдет «к Церетели». Трудно поверить, что все, что есть в музее, создано руками одного мастера! Интересны работы на религиозные сюжеты, скульптуры простых горожан — жителей Тбилиси, барельефы и горельефы. Очень большое впечатление произвёл огромный зал с Адамовым яблоком. Это как уголок Рая. Стоят деревца с райскими яблочками, скамейки.

В центре зала огромное сооружение в виде яблока. Входишь внутрь, играет тихая музыка, в центре стоят Адам и Ева, взявшись за руки, а по куполу, в полумраке, сцены любви. Внутри фотографировать не разрешено. В этом зале также собраны несколько скульптурных композиций большого размера.

По музею можно ходить весь день, точнее, пока держат ноги. Экспонатов тысячи! Описать все — нужна монография. Зураба Церетели часто обвиняют в излишней монументальности, в слишком крупных размерах скульптур. Так он и есть художник-монументалист. Ведь мы ходим смотреть огромные скульптуры и памятники древних в том же Музее Изобразительных Искусств им. А. С. Пушкина? Порой мне не понять — почему люди так восторженно отзываются о «Черном квадрате» Малевича (так и вспоминается сказка «Голый король») и не ценят реально талантливые работы современников.

В свой очередной приезд в Москву я еще раз побывала в галерее, уже с другими друзьями — москвичами, «провела экскурсию», за что потом они меня благодарили. Им тоже очень все понравилось, люди просто не представляли, насколько многогранно и разнообразно творчество художника. Недавно подруга-москвичка сказала мне по телефону, что ее внучка, студентка 1 курса, тоже съездила посмотреть на работы Церетели, и так же, как и мы, пришла в восторг.

Я намеренно не рассказываю биографию З. К. Церетели, Президента Российской Академии Художеств, не перечисляю его награды и звания, все это есть в Интернете и желающие прочтут самостоятельно. Но хочу сказать, что кроме работ, представленных в Галерее, под его руководством и при его непосредственном участии создан великолепный архитектурно-скульптурный ансамбль на Поклонной горе (очень советую побывать там в Музее Великой Отечественной войны), а также восстановлен Храм Христа Спасителя.

Желаю всем — и москвичам, и тем, кто поедет в Москву, — познакомиться поближе с искусством этого удивительного художника и скульптора.

Статья опубликована в выпуске 2.04.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Василий! Спасибо за помощь и комментарий! Вот еще один горельеф из Галереи З. Церетели, посвященный И.Бродскому.

  • ( его иногда так и называют – «300 лет Российского флота») установленный - лишний пробел после открывающей скобки и пропущен союз после закрывающей.
    20 века - века на ШЖ традиционно пишут римскими цифрами.
    над скульптурой мэра Москвы - не уверен, но эта фраза говорит о том, что мэр - скульптор. Лучше было бы "над скульптурным изображением мэра Москвы".
    от метро «Кропоткинская) - пропущена кавычка. И лучше бы написать "от станции метро".
    19, отправились - лишняя запятая, имхо.
    У нас у всех разные вкусы и возраст разный - выделенное - лишнее.
    Галерея и то, что там находится - лучше "в ней".
    сооружение, в виде яблока - лишняя запятая, имхо.
    король»), и не ценят - лишняя запятая, имхо.
    под его руководством и непосредственном участии - несогласованная фраза.
    горе,(очень советую - лишняя запятая.
    Отечественной Войны - "войны" нужно со строчной буквы.
    всем, и москвичам, и тем кто поедет в Москву, познакомиться - лучше "всем - и москвичам, и гостям города - познакомиться".

    Интересно. Довольно восторженно написано. Жаль, сам не видел.

  • Церетели, безусловно, хороший скульптор и интересный художник. Но его способность ставить свои творения в Москве буквально повсюду, мягко выражаясь, раздражает.

    • Владимир, спасибо! Для меня Церетели - могучий, талантливейший, а главное, необычайно трудолюбивый мастер. А то, что его работы "заполонили" Москву, так это не его вина - так, вероятно, решает правительство города и есть же какой-то художественный совет. Конечно, то, что соорудили на Манежной площади, мало кому нравится. Но зато, какой потрясающий Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе! Я то в общем выражаю свое мнение, меня его талант просто покорил.