• Мнения
  • |
  • Обсуждения
К. Ю. Старохамская Грандмастер

Чем отличается картина от фотографии? Живопись Бато Дугаржапова

Начиная диалог с мировой культурой, современный человек не тратит усилий для того, чтобы подняться до ее уровня, а, напротив, старается принизить ее до своего.
Кто-то умный

До изобретения фотографии живопись рассматривалась как орудие для возможно более точного отражения окружающего. Живопись считалась тем лучше, чем более достоверно она отображала реальный мир. С появлением в 1839 году фотографии, а в 1895 кино понимание живописи существенно расширилось, хотя иные придерживаются узко-функционального отношения и сейчас.

Чем же отличается фотография от картины?

Фотография запечатлевает нам момент, то есть совершенно конкретное, мгновенное состояние объекта. Художник же, как бы он ни выписывал детали подробно и правдоподобно — пишет прежде всего то ОБЩЕЕ, что он видит в модели, то есть самое характерное и выразительное. Поэтому фотография (за исключением очень нечасто встречающихся работ фотохудожников) — это иллюстрация, подобная картинке в энциклопедии: вот так, дети, выглядит белочка, а вот так выглядел владелец фотоальбома 20 лет назад, когда его купали в ванночке.

Художник, исповедующий современную живопись, отказался от копирования природы — это гораздо лучше и быстрее сделает фотография и киносъемка. Натурализм задвигает живопись в тупик повторности и банальности. К тому же природу воспроизвести нельзя. Когда зритель воспринимает только самый поверхностный аспект картины — передачу информации «где что стояло», то понимание живописи будет крайне обедненным и искаженным.

Картина принципиально отличается от фотографии неидентичностью созданного, и это стало принципиальным отличием между живописным и фотографическим изображением. Художник решает своей волей, что и как оставить, что и как выделить, что исключить из картины, иногда даже вопреки поверхностному здравому смыслу.

Живописная картина маслом на холсте претендует на полноту и всеобщность показа написанного объекта и на передачу впечатления от него. Непостижимым образом на плоском холсте возникает объем, живой и прекрасный мир, созданный художником. Мы можем войти в картину и услышать, как поют птицы, обонять запах цветущего луга, почувствовать тепло нагретой солнцем воды, увидеть движение — ясно понимая, что всё это происходит только в нашем сознании и перед нами, и что это все передал нам автор.

Что такое «алла прима»?

Если прежде приветствовалась ювелирная манера выписывания деталей до мелочей, когда картина писалась месяцами, а то и годами и затем тщательно покрывалась лаком, то в 19−20 веке появилось понятие «алла прима» — от латинского «all prima vista» (на первый взгляд), и означает спонтанную живопись пастозной краской. Картина готова после первого сеанса.

Краски в основном смешиваются на палитре, где кажутся свежими и светящимися. Во время письма на пленэре это очень подходящий способ работы. Пастозность проявляется в рельефности, неровности красочного слоя, в пластичном мазке и служит для подчеркивания материальной стороны предмета и придания динамизма. Картины объемнее и информативнее фотографии, они могут эмоционально воздействовать на зрителей локальными цветовыми пятнами, без излишних уточнений и конкретизации деталей. Иногда даже благодаря отсутствию этой конкретизации.

Чередование как бы на первый взгляд хаотичных мазков и световых пятен намного эмоциональнее, чем фотография и старинная вылизанная манера передает движение — игру солнечных пятен на траве, бликов на воде, колыхание листьев и т. д. К сожалению, совершенно дикий в смысле живописной культуры зритель, увидев работы алла прима, написанные размашистыми мазками и полосами, не дает себе труда — остановиться и всмотреться, а надувает щеки и со словами «я тоже так могу намазать» с сознанием собственного превосходства проходит дальше в поисках лакированных кудряво-выписанных творений, где никакая работа воображения и сопереживание не нужны.

Дадим ему уйти, а потом рассмотрим, например, картину художника Бато Дугаржапова «Пленэр».

Что мы видим на этой интересной картинке?

Желающие рассмотреть, как пошиты ботинки у персонажей — ничего. Зритель же, настроенный на волну понимания, прежде всего видит много солнечного света. Затем мы видим несколько художниц в летних платьицах у мольбертов и бородатого художника в джинсах и с кистями в руке. Затем появляется теплая каменная стена с освещенными солнцем вьющимися глициниями над ними, голубое небо в просветах листвы, парапет набережной и море за ним.

Листва потому и не выписана в деталях и прожилках, что она движется, колышется, и свет тоже движется, перемещаются тени и ежеминутно меняется отсвет от моря вдали…

Настроение у картины — совершенно феноменальное, она просто излучает свет и позитив. И вместе с тем нельзя указать указкой и разъяснить: это вот это, а здесь то-то. Это нужно только увидеть, немного отойдя от картины и посмотрев на нее достаточно долго. Причем это только файл, я представляю себе — насколько она должна действовать в оригинале!

Аналогично «проявляется» и картина «На этюдах». Сначала — хаотические пятна солнечного света и отсветы моря. Затем — седоватый художник склонился к мольберту. Затем — само море: сияющее море, оно движется, волнуется, солнечные отблески от волн практически слепят глаза (как это сделано — понять невозможно), в море — скалы, камни и лодки, слева опять же вьющееся растение, возможно, виноград. Невероятно передана атмосфера жаркого утра (а это утро, потому что когда солнце стоит высоко, море так не сверкает, оно синеет), красоты южного берега и восхищения этой красотой.

Картины Бато Дугаржапова погружены в особую светоносную среду, что говорит о высокой живописной культуре художника, о тонком понимании цветовых и пространственных соотношений. Его работы отличаются свежестью, быстротой ритма линий и цветовых пятен, романтической приподнятостью, тонким восприятием светопространственных соотношений.

С особой легкостью крупными штрихами он создает законченный, цельный образ природы в цвете, свете и жизненной динамике… все искрится в лучах солнца, даже там, где тень, сверкают отсветы, что особенно поражает и радует. Свободно брошенные, краски ложатся друг на друга и образуют многоцветную гармонию и ритм, в котором особое значение имеют переливы оттенков.

Бато Дугаржапов родился в 1966 году в Чите. Окончил художественную школу в Томске и Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова. Работы современного художника находятся в частных собраниях России, США, Франции, Италии и Испании.

Статья опубликована в выпуске 15.12.2016
Обновлено 19.07.2022

Комментарии (36):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ну почему же? Есть такой жанр в графике и живописи, как фотореализм ^_^

    • Есть, да, но ведь что интересно - все равно картины в жанре фотореализма отличаются от фотографий. Там, конечно, практикуется точнейшее вырисовывание деталей и чтобы никакой штрих и мазок кисти не был заметен, но все равно чувствуется взгляд автора - а не фотоаппарата.

      Но вот такое вот как у Дугаржапова - все-таки намного сильнее впечатляет, чем выписанное до блеска.

      Оценка статьи: 5

  • 5,5,5,5!

    Спасибо огромное за подаренную радость, прекрасная статья, и картины выше всяких похвал - понравились все, особенно "На этюдах"! А единицы и двойки лепят от зависти, не обращайте внимания - есть такие люди, все норовят хоть виртуально укусить.А не ведают того, что зло к ним и возвращается.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо, дорогая Жаба. Художник дивный. И читать про картины не менее интересно, чем просто смотреть, без разбора полетов.

    У меня "Площадь Тертр" Дугаржапова на рабочем столе. И постоянно что-то новое обнаруживаю

    Оценка статьи: 5

  • Интересный художник. 5.

    Оценка статьи: 5

  • Интересно - как он добивается, что проступают все новые и новые детали? Невозможно от картины оторваться, а вдруг еще что-то появится?

    Оценка статьи: 5

  • !!!
    Дикая роскошь!

    солнечные отблески от волн практически слепят глаза (как это сделано - понять невозможно)
    Что ж - невозможно, вот же все, перед глазами Тем такие техники и прекрасны: обманывают обывателя, рождая в нем мнимую уверенность в том, что все легко и просто.
    У Рембранта ведь тоже - поди пойми, откуда свет берется? Носом по картине поводишь, увидишь эти дрожащие желтые мазки, вроде, что-то ощутишь...

    Оценка статьи: 5

    • я имею в виду - невозможно понять, как получается на полотне цвет СВЕТЛЕЕ белого. Просто белое полотно никого не слепит, а тут смотришь на картину и жмуришься. И ведь сколько раз я наблюдала это в натуре - утром море золотое, и действительно нельтзя выдержать! Все слепит и пляшет перед клазами. Он как никто это умеет передать. И головокружение (в картине "Возвращение с моря") , где море далеко внизу и сливается с небом. И ведь тоже можно сказать - мазня, два-три мазка. То ли дело Шилов, у того каждая складочка выписана, каждый гвоздь в ботинке...

      Оценка статьи: 5

      • Ну, технически-то какая проблема - белее белого свет там делается контрастом, чем темнее тени, и синЕе - тем ярче света, а остальное уже мозг домысливает, какая там половина за образы отвечает, за зрительную память.
        И эта нарочитая или не нарочитая небрежность и размашистость мазка на такое впечатление работает - порой ведь набросок больше говорит, чем этот самый выписанный до гвоздя ботинок. Недовершенность позволяет этой самой половине мозга домысливать, до-увидеть то, что только мыслится художником, но не изображено.

        Оценка статьи: 5

  • Я одуреваю. Уже 2 поставили. За что?! Кто? Больной ксенофоб, но наверняка не курит и считает себя приличным человеком.

    Поставила бы 10 пятерок. Мне Ваша статья кстати, потому что последнее время приходится много думать и общаться на эту же тему. Люди не понимают живопись. Как их научить? Наверно, только примерами и такими вот толковыми объяснениями.
    ЗЫ: Но вот эта картина с мольбертами смотрится только раскрытой на весь монитор, да и то, наверно, не во всю свою красоту. Может, ей размер увеличите?

    Оценка статьи: 5

    • считает себя приличным человеком

      Ну а как же! И скромный какой - не высказал никаких претензий, мол, тема не раскрыта, или ошибок полно, или не согласен с тезисом, или что... Нет, молча удовольствие получил и побежал.



      А более крупных нету, к сожалению. Сама бы посмотрела

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 15 декабря 2016 в 03:58 отредактирован 15 декабря 2016 в 03:59 Сообщить модератору

        К. Ю. Старохамская, = Какая старая статья, какая старая статья,// а как кружится гА-лА-ва !=

        Увы, сейчас тренд на фотографичную живопись. Сколько подборок "современной" живописи я пересмотрел и устал ворчать, что картины разных авторов удручающе похожи, как будто все учились в одной школе и невыносимо фотогрфичны, даже композицией. Кажется, они написаны дома, в тепле по фото большого формата, предварительно снятого пейзажа.

        У меня в сарае красуется "Берег Сены" Клода Моне. Она мне нравится и я сравниваю её с "Мокрым лугом" Васильева. Обе впечатляют, но у Клода ничего так дотошно не выписано, а эффект даже бОльший.

        Ваш любимец местами напоминает Коровина. Париж в его изображении тоже оч интересен.

        Статью пошлю дочери, которая закончила худграф с кр. дипломом и этюды её мне нравятся смелыми обобщениями. Увы, она "отошла от искусства вбок". В силу обстоятельств и "скользкости" этой профессии.