Специалисты выделяют несколько форм воображения:
— агглютинация — соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
— гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
— заострение — подчеркивание каких-либо признаков;
— схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;
— типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.
Никола Тесла, например, строил в уме трехмерные образы сложных машин с мельчайшей их детализацией, а затем воображал их работу в течение нескольких недель, мысленно проверяя ее качество,
Не всем такое дано, разумеется. И говорят, что развивается эта способность трудновато. Но отчего не попробовать? Представьте себе, например, дверь в вашей спальне (гостиной, кабинете). Насколько яркий образ вы можете вызвать? Насколько подробный? Цветной или черно-белый? Насколько долго способны его удерживать «без расплывания»? Конечно, если только вчера вы ее мыли, получится лучше. Тогда проще почувствовать даже поверхность двери.
Но на этом как раз и основана техника тренировки, которая предусматривает разглядывание предмета, затем мысленное его представление, а затем сравнение полученного мысленного образа с реальным. Пара полезных советов:
— если образ будет не таким ясным, как хотелось бы, не заставляйте его стать четче силой воли, лучше попробуйте без напряжения пройтись по признакам, визуализируя последовательно: форму, текстуру, размер, цвет;
— чтобы усилить яркость мысленного «изображения», надо отключить вербальное (словесное) мышление,
Ну, что там у вас под рукой? Карандаш, книга, телефон? Можно попробовать прямо сейчас, статья ведь «не убежит». Затем можно будет представлять то, чего поблизости нет: берег моря, березовую рощу, Спасскую башню Московского кремля… Эти картинки очень важно разглядывать во всех подробностях.
Теперь поучимся «окунаться» в цвет. Для начала представим, что вся комната наполнена пузырьками минеральной воды, и это нисколько не мешает в ней находиться. По мере того, как вам станет комфортно в этом пространстве, пузырьки могут приобрести другой цвет, к примеру, розовый. А потом они растворятся, и останется только цвет и ваше ощущение погружения в него. Можно пойти дальше: мысленно раскрасить пространство в разные тона и путешествовать по нему.
Слуховое воображение можно тренировать, мысленно воспроизводя музыкальные отрывки и звуки (птичий щебет, гул самолета
Так же можно поступить с различными запахами и вкусами, и после этого переходить к представлению чувств и ощущений. Вообразите себе, например, ощущение от того, что вы стоите на холме, от того, что рядом находится самый дорогой для вас человек и др. А затем — и того больше. Вы можете представить себе чувства и ощущения, научиться вызывать ощущение, не испытывая в данную минуту: удивление — не удивляясь, приятное волнение — будучи в спокойном состоянии
И, наконец, идеи! Представьте себе идею Гармонии. Она может возникнуть в виде зрительного образа — конкретного или абстрактного, но может придти и в виде ощущения. Тогда рассмотрите ее или прочувствуйте, или рассмотрите и прочувствуйте — в зависимости от гаммы восприятия.
Это далеко не полный спектр техник развития образного мышления, но освоив их в принципе, его можно использовать в жизни. Например, применять визуализацию поставленной цели, формируя мысленный образ себя в процессе и достижении результата. Разумеется, начинать лучше с простых ситуаций: покупка новых туфель, поход в зоопарк. Здесь всего три правила: детализируйте картинку, вызывайте в себе чувство удовольствия от мысленного фильма и поставьте в нем хронологическую метку,
Вы можете привлечь свое воображение для избавления от стресса, обретения эмоционального равновесия, получения позитивного настроя, успешного взаимодействия с деловым и личным окружением — лучше его чувствуя и находя взаимопонимание. А самое главное — этим вы поможете развернуться мыслям своей души. Высокого им полета!
Валентина Пономарева,
не знаю, совпадение или нет, но буквально рядом статья на правах рекламы и без возможности комментировать о том, что дети легко постигают иностранные языки. В связи с этим хочется заметить, что и свой, родной, язык люди изучают именно в детском возрасте. Причём - почти все без исключения. И это связано с образным мышлением - именно потому для этого важно попадание в языковую среду. Поэтому очень часто встречается отмеченное Вами явление: "Человек в чуждой языковой среде очень быстро осваивается, но чаще ведёт себя, как собака - всё понимает, только сказать ничего не может". Причина - на поверхности. Многие мамы могли заметить, что чем меньше ребёнок, тем больше у него компенсаторные возможности организма в части перегрева, переохлаждения, сна и т.п. То же самое касается образного мышления и, как следствие, передача образов от одного человека к другому. Полагаю, что это присуще каждому, но со временем у человека меняются приоритеты информации - и он теряет способность к образному общению (я бы это назвал именно так).
0 Ответить
Валентина, мне все больше нравится читать Ваши статьи, спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень рада, Юрий Бу стараться не разочаровать
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Респект! Век живи... Чему и рад, учиться вечно!!! Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оценка статьи: 5
0 Ответить
ОК, интересно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошая статья! 5.
Только там ошибочка одна закралась: "рядом находится самый дорогой для вас человека и др." - окончание в слове человек убрать нужно...
0 Ответить
Наталья, спасибо за отзыв и за подсказку
Оценка статьи: 5
0 Ответить
+ 5, Валюш! А почему заголовок поменяла, если не секрет? Хорошо, что я увидела, а то дала ссылку на твою статью, а она уже по-другому называется.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Пасиб, Гал Почему заголовок поменяла, уже не помню, чесслово. Может, чтобы было единообразие со статьей по вербальному общению? Предполагалось еще аналитическое, но ушла в другую тематику. Надеюсь, что вернусь
Оценка статьи: 5
0 Ответить