У меня с раннего детства отпечаталась в памяти картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи», репродукция которой висела у нас дома, так как очень нравилась папе. Он первый и поведал мне о гибели древних городов. Часто бывая в Русском музее, я непременно иду в зал, где висит полотно К. Брюллова, подолгу стою перед ним, мысленно переносясь на два тысячелетия назад, пытаясь представить весь ужас людской трагедии.
Далеко не каждому удается побывать на месте развалин древних городов, хотя они, благодаря раскопкам, ведущимся уже более двух столетий, сейчас доступны для туристов. Территория Помпеев освобождена от вулканических наслоений почти на две трети, и превратилась в огромный археологический музей под открытым небом, она внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Но множество экспонатов — статуи, предметы домашнего обихода, украшения — все, что добыли археологи, можно увидеть на выставках, периодически устраиваемых в разных городах мира. Естественно, когда мы в газете увидели объявление, что в Хьюстоне, в Музее изящных искусств, с середины марта до начала июня будет работать выставка «Помпеи», пропустить мы ее не могли.
Эта выставка, как сказано в проспекте, завершает пятилетний тур сокровищ из Помпеев по городам мира. В Хьюстоне она появилась благодаря усилиям директора Музея изящных искусств Петера Марцио (Peter Marzio) и его жены. Количество экспонатов и их прекрасное состояние просто поражает, не верится, что все эти вещи были 18−19 столетий погребены под слоем вулканических пепла и лавы. При входе посетителям выдается аудиоплеер, у каждого экспоната есть номер, и по ходу осмотра можно прослушать подробный рассказ и о месте нахождения тех или иных предметов, и о самих древних городах, и о жизни давно исчезнувших людей.
Страшное по своей силе и последствиям извержение Везувия произошло 24 августа 79 года нашей эры и длилось почти два дня. Вулкан, бездействовавший многие столетия, неожиданно пробудился. Сначала над его кратером появилось облако горячего пара и пепла, затем из расколовшегося жерла вулкана стала выбрасываться огромная масса камней, пепла, вулканической грязи и лавы. Над Везувием сгустился мрак, который прорезывали частые вспышки огня. Завершивший извержение горячий ливень сцементировал все вулканические выбросы. Густонаселенная, цветущая прибрежная зона Неаполитанского залива за считанные часы превратилась в безжизненную пустыню. Город Помпеи, расположенный в 9,5 км от кратера и в 4,5 км от подошвы вулкана, разрушенный каменными бомбами, был засыпан вулканическим пеплом слоем от 3 до 6 метров.
Геркуланум располагался по другую сторону Везувия, с подветренной стороны, всего в 2 км от его подножия, и пепел на него практически не падал. Причиной его гибели стали огненные пирокластические потоки лавы, заливавшие город в течение суток. (Пирокластический поток — смесь горячего газа, пепла и камней, с температурой от 100 до 800 градусов). Над Геркуланумом слой лавы и пепла достигает от 15 до 20 метров. По оценкам историков и археологов в Помпеях из 20 тысяч жителей погибло около 2000, в Геркулануме проживало примерно 4000 человек, и большинство успело спастись бегством. Среди погибших оказался знаменитый римский писатель Плиний Старший, гибель которого и извержение Везувия подробно описал его племянник Плиний Младший в письмах к историку Корнелию Тациту.
Рассказы о страшной трагедии долго жили в людской памяти, но со временем забылись. Прошли столетия. Лишь в ХVII веке во время строительства водопровода на реке Сарно недалеко от Помпей, инженером Доменико Фонтана были обнаружены куски крепостной стены, части домов, памятники. Но он не догадался, что это остатки погребенного города. Позднее, в 1748 году, испанец Алькубьерре проверял действие водопровода Фонтаны и услышал от местных жителей, что здесь нередко из земли извлекают древние статуи и разные предметы. Любознательный испанец добился разрешения неаполитанского короля, и с помощью выделенных ему рабочих начал вести раскопки, а все найденное — бронзу, мрамор, куски статуй отправлял в музей Неаполя.
Лишь с 1868 года начались подлинно научные раскопки и восстановление города, когда во главе всех работ, проводимых в Помпеях, стал археолог Джузеппе Фиорелли. Весь город был объявлен исторической ценностью. Были расчищены промежутки между домами, которые уже освободились от вулканических слоев. В 1870 году он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Стали заливать эти пустоты гипсом, и таким образом реконструировали предсмертные позы жертв извержения. Археологические работы в Помпеях, Геркулануме, Стабии ведутся постоянно.
На выставке в Хьюстоне было представлено 500 экспонатов, многие из которых извлечены из земли за последние 20 лет. Посетители могут представить по ним, каким процветающим и богатым был римский город Помпеи. Здесь было множество храмов — Исиды, Юпитера, Веспасиана, Аполлона, Фортуны Августы, Большой театр на 5000 зрителей, Малый театр Одеон, огромная площадь, украшенная колоннами и портиком, вмещающая почти всех жителей города. Помпеи славились своими термами. Обнаружены помещения пекарен — их было 34! Цеха ремесленников, огромный продовольственный рынок
Вот перед нами хорошо сохранившиеся части настенных фресок, которыми украшались не только общественные здания, но и жилища. На фресках изображались цветы, деревья, мифические существа, боги, и даже портреты владельцев домов. Аудиогид рассказывает, что помещения в домах жителей Помпей почти не имели мебели, лишь низкие кушетки для сидения, а чаще — для возлежания. И представлен металлический остов одной такой кушетки, довольно хорошо сохранившийся. Когда приходили гости, то для них ставили низенький столик, переносной очаг-жаровню, слуги приносили угощение.
Очень много показано на выставке монет, золотых и серебряных, относящихся ко времени правления римских императоров Нерона и Веспасиана. Прекрасны женские украшения — ожерелья, браслеты, также из золота и серебра, с различными драгоценными камнями: не верится, что их возраст 2000 лет! Даже современные модницы не отказались бы их носить. Удивительны мозаики — куски пола из терм, из вилл богатых римлян. А как великолепно сохранились мраморные статуи и бюсты — Меркурия, Аполлона, молодой женщины. Даже роскошный тяжелый сундук из виллы Луциуса Красса. Тяжело смотреть на фигуры погибших под лавовым потоком людей, воссозданные при заполнении пустот и имитированные. Жаль, что на выставке нельзя было фотографировать, но зато каждый мог взять специальный выпуск газеты с массой иллюстраций и описанием экспонатов, некоторые я отсканировала для статьи.
Выставка оставила незабываемое впечатление, как будто мы побывали в Италии, прошли по улочкам древнего города, почувствовали его обаяние и красоту. Если у вас появится возможность посетить подобную выставку (ведь экспонаты ее «путешествуют» по всем странам), не пропустите!
Да, уж "времена и нравы"! Интересно, что жители Помпеи 24 часа в сутки предавались увеселениям и утехам, а те кто их обслуживал - стирал, мыл, выращивал хлеб и готовил еду - не были жителями? А гладиаторы чем занимались 24 часа в сутки? или рабов за людей не считали? У всякой "красивой" жизни есть оборотная сторона. Спасибо вам за интересный комментарий! Побывать в Италии - мечта, может, когда-нибудь и осуществится.
0 Ответить
Гертруда, я вчера написала свою статью о Помпеях, если хотите, то почитайте.
А вы, как я поняла, живете в Америке или я ошибаюсь?
Скорее всего слуги в то время были обычными рабами, а их, как вы заметили ранее, за людей не считали, а соответственно и за жителей города. Как правило, гладиаторы были те люди, которые были осуждены на смертную казнь, а чтобы "мясо" зря не пропадало, римляне придумали гладиаторские бои, чтобы с пользой для дела, во-первых, для зрелищ, а во-вторых, у осужденного появлялся шанс получить свободу в случае, если он оставался жив. Вот гладиаторы и готовились к своему смертному бою с противником. А те, которые совершили очень тяжкие преступления, были очень маленькие шансы выжить, потому что они должны были сражаться с дикими зверями, и, как правило, звери в большинстве случаев звери одерживали победу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Виктория, спасибо, почитаю. Я сейчас живу у младшего сына в Хьюстоне, но "курсирую" между Петербургом и Хьюстоном, так как второй сын, старший, там, в Питере. Здесь многое нравится, комфортно и спокойно, но душа моя все же больше там, в России.
0 Ответить
Статья замечательная! Пятерка!
Мне удалось побывать в Помпеях два раза, второй раз в дочкой для ознакомления её с историей. Гиды рассказывают о жителях Помпеи, что они придавались увесилениям 24 часа в сутки, пили вино, отдыхали, занимались любовью, ходили в театр, дискутировали и смотрели бои гладиаторов, на территории имется свой амфитеатр, где проходили кровавые схватки с животными: тиграми, львами. В городе была организована прачечная, вечером люди выставляли на улицу корзины с грязным бельем, работники прачечной собирали его на телеге, запряженной лошадью, а затем привозили обратно выстиранное до бела, чистое белье.
В городе существовал даже свой публичный дом, куда заезжие морячки с порта добирались по знакам, высеченным на дороге, в виде мужской принадлежности. В то время не было фонарных столбов и вечерами на улицах города было темно, женщины громко выли, как ночные совы, а мужчины устремлялись на их зов, влекомые силой неистовой любви. В публичном доме на стенах многочисленные фрески с изображениями любовных сцен, а на стенах все те же пресловутые мужские члены. Мне было очень стыдно ходить по таким, хоть и старинным, заведениям с моей дочерью 10 лет, я попросила её постоять в сторонке, а когда все туристы устремили свои взоры на торчащий на стене член, мне было не по себе, а дочь начала спрашивать что это такое! Я кое-как отнекалась, придумав свою версию о крючке для вешания чего-либо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
(QueenVictory) то же самое. У меня при себе был сын, правда. Немного было полегче....
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В дополнение к иллюстрациям в статье ещё вид фрески из Помпеи, показывающей предметы культа Диониса.
0 Ответить
На снимке из газеты видна мозаика - часть пола с изображением медузы Горгоны, и мраморные бюст и статуя.
0 Ответить
Хорошая статья.
А я была в Помпеях и, знаете, впечатления не только традиционные - когда люди живут, ведая о прямой опасности (а Везувий до сих пор нехорошо дымится), предаваясь всевозможным утехам....Несколько удивило:
город еще "при жизни" был обустроен так, что многие наши деревни и села отдыхают.........Примеры:
Парковки (для лошадей), канализация, по соседству с лупанарием (публичным домом) - сразу аптека.
Грамотное было городское хозяйство. Насчет людей - остается только догадываться......
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, вам повезло реально увидеть и красоту и исторические места! А наши малые города и села долго будут еще отставать от европейского уровня жизни видимо, никогда и не приблизятся к этому, за исключением отдельно взятых коттеджей.
0 Ответить