Искусство Гурама Доленджашвили — уникально. Он пишет на бумаге огромного формата почти не видными глазу штрихами графитного карандаша. Его техника называется тонально-живописной (в отличие от линейно-штриховой, которой пользуется большинство графиков).
Прежде всего — удивляешься этому мастерству, этой ювелирной, сверх-ювелирной работе. Дотошному зрителю, а также тем, кто хочет в полной мере восхититься необычайным художником, я могу посоветовать изучить на его сайте страничку, посвященную картине «Вид на Кутаиси» — там приведена картина целиком, а потом — отдельные фрагменты, и каждый фрагмент вблизи — каждый фрагмент! — поражает своей тончайшей работой… Там же есть еще страничка по картине «Русское поле», где тоже выложено много фрагментов картины, и опять же любой фрагмент — сам по себе нечто потрясающее.
Его называют «художником зимы», с таким восхищением и мастерством он передает эффекты рыхлого снега, пронизанного светом или плотного промерзшего, отражающего лучи. Серия рисунков «Лунные ночи Имеретии», «Лунная соната» — пронизаны сиянием, отраженным в облаках и на снегу. Светотень доведена до фантастики, до ощущения, что лунный свет с картины — слепит глаза. А какая изумительная композиция и пропорция в его пейзажах: высоченнейшее небо, невероятный полет облаков, захватывающий дух величественный небесный свет…
И еще поражает диапазон, охваченный гением — от космически огромного неба, громадных пейзажей, так что кажется, что уже «видно, как земля закругляется» — и до крошечных пор снега в сугробе, до шерстинки на коровке, до прожилки на листике кукурузы… Эти Пространства Красоты существуют в его картинах одновременно — и зрителя бросает из макромира в микромир, да так, что буквально спирает дыхание. От космически прекрасных небес — до повозки имеретинского крестьянина, до мельчайших трещинок на глиняном кувшине, заусениц на деревянном заборе. От потрясающе реального снега на ветках — опять в небо непередаваемой высоты, к Луне, в космос…
Все, что Гурам изображает на листе бумаги, можно было бы назвать фантастическим реализмом. Туман, лунный свет, облака, снежные сугробы, лесные заросли или самые простые предметы сельского быта превращаются под его рукой в особую поэтическую субстанцию. Но как бы мы ни растворялись в его таинственных пейзажах, не стоит забывать, сто перед нами не земля и небо вообще, а весьма конкретная и любимая художником страна — Имеретия, Западная Грузия. (Вильям Мейланд)
По сути, картины Г. Доленджашвили — живопись, но живопись особого рода, которую можно отнести к так называемой «культуре серых (тонов)». Обычно серое мыслится как результат смешения черного и белого; в этическом плане «серым» называют кого-то, кто лишен таланта и индивидуальности. Но в реальности (и это зафиксировано в теоретической концепции «культуры серых») серый цвет, будучи самым нюансоемким, создает художественное пространство самого тонкого, изысканного эмоционального и цветового чувствования, где цвета не доминируют, а мягко перетекают один в другой.
Одна картина создается месяцы каждодневным многочасовым аскетическим трудом; карандаш выполняет десятки тысяч коротких параллельных штрихов, свободно петляющих беспрерывных линий, всё это время Мастер не позволяет руке «упасть», грубо прикоснуться к бумаге, особенно это касается заключительного процесса лессировки, выполняемого нежнейшим прикосновением карандаша. (Раиса Нестеренко, искусствовед — эксперт).
Гурам Доленджашвили — заслуженный художник республики, почётный академик Российской академии художеств, лауреат многих международных конкурсов. Его работы есть в коллекциях ведущих музеев мира, как в России, так и за рубежом. Его работы находятся в Третьяковской галерее, в Государственном музее им.
Спасибо большое Вам за открытие этого гениального художника для меня. Его работы просто волшебны. Благодаря посещению сайта открыла еще и "Лунную сонату" Шуберта. Теперь сделаю парочку презентаций - работы ГУРАМА + его любимая музыка. Что может быть лучше? А зимы в Имеретии настолько великолепны, что можно представить просто другую планету
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Уважаемая К. Ю. Старохамская, после этой Вашей статьи я уже полгода периодически устраиваю своей душе "целебные" просмотры этих картин (с сайта художника насобирала в отдельную папочку). И всегда при этом с благодарностью вспоминаю Вас. А сегодня в рассылке, на которую Вы давали перед Новым годом ссылку в блоге (Обои, помните?), пришла картина Гурама - и я снова вспомнила Вас добрым словом. Не удержалась, чтобы еще раз не сказать: спасибо!
А это для желающих глянуть: http://www.guramdolart.ru/images/photos/2_58.jpg
0 Ответить
Ирина Лукьянчик,
Да, он непостижимо прекрасный художник. Смотреть - не насмотреться!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это потрясающе! Сказка и реальность одновременно. Как же день работать?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Как же день работать?
Вот и мне он работу подорвал в тот день, как я его нашла...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Просто нет слов!!!
ПРекрасный художник!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Прямо волшебство. Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Фантастика!
Невероятной красоты картины. Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Правда гениально! - просто душно подтверждаю Вот еще забавно: южная фамилия и зимние пейзажи
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А там же горы. А в горах очень даже бывает много снега!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Так я ж простодушно Вот теперь муж трясёт, чтоб на сайт художника спешно отправляться, а у меня почта неразобранная...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я когда его нашла (тоже у такой же любительницы живописи жж-юзер butavka) - у меня ПОЛДНЯ как не бывало. Утром полезла туда, а рассыпанные челюсти собрала часам к трем
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кстати, и тут нет огнетушителей! О чем думал художник?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5! Вот именно это я и хотел написать (про огнетушитель)!
Что касается его картин - это, действительно, гениально! После массы разного рода изысков увидеть посвящение Эль Греко, как бы отражение его "Вида на Толедо", да еще исполненное такой великолепной техникой - это праздник!
Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить