Притом, мы знали только его верхушку, то, что удалось напечатать или распространить в рукописи. Власти его постоянно травили, особенно после того, как он стал «козлом отпущения» в докладе Лазаря Кагановича на XVI съезде ВКП (б). А после «блестящей характеристики» первого пролетарского писателя Максима Горького — «профессор этот явно безумен и очевидно малограмотен» ничто уж не сдерживало большую свору окололитературных личностей, громко лающих и готовых разорвать любой талант на куски…
Уход в древность — панацея?
Он жил в своем мире, пытаясь донести до нас непреложные, на его взгляд, истины, сделать мир совершеннее. У него были ученики, очень незначительный отряд на первом этапе советской власти, чуть более многочисленный на закате жизни, когда наиболее передовая часть советского общества понимала, что в Союзе происходит что-то не так, а вот как изменить ситуацию, не имела представления. Они пытались найти ответы у Лосева, как двумя десятилетиями позже ловили и ловят каждое высказывание Александра Солженицына, не понимая, что и у первого, и у второго, философский мир настолько необъятен, что даже трудно представить, сколько будет лететь до дна камушек, если его пустить с края этой пропасти. И уж с наскока здесь ничего не понять…
Мало кто знает, что «сакральную шапочку» с буквой «М», которую носил Мастер в романе Булгакова, Михаил Афанасьевич «срисовал» именно у Лосева. Алексей Федорович всю жизнь свято верил, что скуфейка (ермолка, тюбетейка, круглая шапочка из одной тульи, без полей, это — из Ушакова) признак философского склада ума, символ некоего сообщества «избранных».
За 75 лет активной литературной деятельности у Алексея Федоровича было издано около 800 работ. Но самой важной, по мнению его учеников и некоторых исследователей, считается «Диалектика мифа», в которой миф представлен как «живая мысль», которая повела за собой миллионы людей, вознамерившихся создать «отдельное общество», такое, которого еще не были в истории. А это привело к ужасной классовой борьбе, разрухе. Соответственно, от Лосева крепко досталось и пролетарской революции, и ее творцам, и последователям. Стоит ли удивляться, что автор тут же был осужден по знаменитой 58-й статье (за антисоветскую агитацию) и отправлен на строительство Беломоро-Балтийского канала, где почти совершенно ослеп.
Я не буду пытаться разложить по полочкам все наследие Лосева, это ни к чему, но постараюсь разобраться, что послужило основой для создания его философии. В чем корни того, что человек начал строить свой мир в противовес окружающей действительности?
Эта горькая безотцовщина
Начнем с рождения. Алексей Федорович появился на свет 22 сентября 1893 года в Новочеркасске, в семье учителя математики Федора Лосева, скрипача-виртуоза, страстного любителя музыки. Мама была полной противоположностью отцу, дочь православного священника, она была очень верующей, строгой и аскетичной во всем. Неудивительно, что эти два очень разных человека расстались, когда сыну исполнилось всего три месяца. Алексей жил с матерью.
Эти разноименные гены, от отца и матери, постоянно «искрили», доставляя мальчишке нравственные страдания. С одной стороны ему хотелось «размаха и свободы мысли», с другой — строгая мать старалась держать его в рамках. Алексей искал выход в книжках, которых «перемолол» великое множество. Но его судьба могла бы случиться и по другому, не подари ему на день рождение учитель древних языков томик сочинений Платона. С него все и началось. Хотя, уверен, не окажись у Алексея этих разноименных зарядов, воспитывайся он в душевной гармонии с родителями и окружающим миром — Платон бы прошел мимо…
Ковырясь в себе, не заковыривайтесь слишком глубоко
Хорошо или плохо искать проблемы реальной жизни в трактатах древнеримских и древнегреческих ученых? Трудно сказать… Не хочу, чтобы меня обвинили в «малограмотности», но полагаю, что какой бы вкусной ни была в горшке каша, сваренная в III веке до н. э. она была и остается вкусной только в режиме своего реального времени,
Пылкий юноша, увлекшийся идеями Платона, со временем «разъяснил» этого философа и вдоль, и поперек. Но оказался «невстроенным» в систему отношений своего времени. Да, он дождался своей реабилитации в конце 80-х, в середине 90-х годов. Но опять же вспомним, это было «смутное время», когда люди, несогласные с тем, что происходит, кинулись искать ответы в различных философиях. Меньшая часть пошла к Лосеву, гораздо более многочисленная — к Чумаку и Кашпировскому.
Впрочем, сам Алексей Федорович до этого не дожил. И, наверное, слава Богу. Вряд ли ему нужна была сильная встряска и огромный каток под названием I съезд народных депутатов СССР, на котором заплевали Андрея Дмитриевича Сахарова. Доживи Алексей Федорович до этого, он вряд ли бы остался в стороне…
Хороша статья! Будет продолжение? Даже глупость, изложенная умно, не просто имеет право быть, а быть – обязана! Спорить с Екклезиастом о том, что таки появилось нечто НОВОЕ в мире - это довольно оригинально... - ОмОВ
0 Ответить
Сильная и глубокая статья. Насчёт каши III века с удовольствием бы пообсуждала, жаль, что сейчас некогда. Но вернусь непременно - поговорим?
Оценка статьи: 5
0 Ответить