Но буквально через несколько лет все пошло наперекосяк. Летом 1939 года на пароходе «Вячеслав Молотов» семья отправилась в путешествие по Волге, от Перми до Астрахани и обратно. Поначалу все шло чудесно, но на обратном пути 6-летний Жора вдруг почувствовал недомогание. Судовой врач поставил диагноз: брюшной тиф. И не ошибся. Он же сказал огорченным родителям: до Перми вряд ли довезем…
На грани смерти
Но организм ребенка и не думал сдаваться даже заражению крови. И во время первой операции, и тогда, когда собирались делать седьмую. Причем все — практически без обезболивания, наркоз анестезиолог применять не решился. Мать попросили зайти в палату:
Посмотрите, какой он у вас худенький, заморыш, боюсь сердце не выдержит.
Кстати, хирург тоже отказался делать операцию: зачем его мучить, он все равно не сегодня-завтра умрет.
А как бы вы поступили на месте матери? Она просто забрала ребенка из больницы и привезла домой. Не отходила от постели умирающего, запаривала разные травы, отпаивая ими иной раз приходящего в сознание Жору.
Болезнь отступила. Но Буркову-младшему так и не суждено было стать упитанным, худоба осталась у него на всю жизнь. Да и потом, откуда было взяться лишним калориям по военным временам? Так что он не строил особых иллюзий относительно своей внешности…
В Перми развернули несколько госпиталей, так что школьники много времени проводили именно там, готовя для раненых концертные номера, сценки из спектаклей, декламировали стихи, исполняли песни. Это была первая школа будущего актера.
Мир потерял юриста, но приобрел актера
После окончания сыном школы Мария Сергеевна решила дать ему самому определиться, как быть дальше. Жора решил поступать в театральный, но тут его пригласили в волейбольную команду, выступающую на первенство РСФСР. О театральном пришлось забыть, так как первенство закончилось только осенью. Так что остался только факультет физической культуры в пединституте.
Но выносливости для серьезного занятия спортом не хватало, а тут еще мама решила, что самая «хлебная» профессия — юрист, вот почему Георгий выбрал именно юридический факультет Пермского университета, куда он поступил в 19-летнем возрасте. А на четвертом курсе увлекся театром серьезно и вечером, после окончания лекций, занимался при студии местной драмы. И вскоре понял: надо выбирать что-то одно. Так с университетом пришлось распрощаться…
Большую роль в дальнейшей судьбе сына сыграл отец, папа Ваня, как звала его потом дочь Буркова. Он не стал принуждать сына немедленно искать себе работу, хоть где, хоть какую, а дал полную свободу для самореализации, обеспечивая материально. И терпел довольно-таки долго, пока из сына «выковывался» актер.
Это произошло не сразу: только в 1965 году один из московских режиссеров увидел игру Буркова в Кемерово и пригласил его в столицу, рекомендовав Борису Львову-Анохину. Первый вопрос маститого режиссера был вполне естественен: «Какое у вас театральное образование?» И был поражен, услышав в ответ: «Никакого! А что, разве не видно?»
В чем-то Георгию Ивановичу повезло: его практически сразу заприметили кинематографисты, в частности, Эльдар Рязанов, который предложил провинциальному актеру роль симпатичного алкоголика Пети в фильме «Зигзаг удачи».
С легкой руки комедиографа за Бурковым закрепилась слава человека, которому ничего не стоит сыграть выпивоху. Причем играл он настолько натурально, что в различные газеты и журналы начали поступать письма от рассерженных советских граждан, что, мол, пора перестать пускать на экраны таких алкашей, которые только позорят страну.
В пике свалиться очень легко
В конце концов, Георгий Иванович так «вошел в роль», что начал выпивать по-серьезному. И даже женитьба на Татьяне Ухаровой, актрисе театра, с которой Бурков был занят в нескольких спектаклях, и рождение дочери решительно ничего не изменили. С ним хотели выпить многие, и не столько в театре (там знали, что Буркову лучше не наливать), сколько на улице. Закончилось дело тем, что актера пришлось принудительно лечить.
Эта была трагедия, и прежде всего, для него самого. Ведь еще недавно Бурков вынашивал гигантский литературный проект, собираясь написать четыре романа-эпопеи, а теперь постепенно опускался на дно…
Но талант пропить нельзя. Он-то и помог Георгию не утонуть. Хотя сказать, что в творчестве у него все складывалось «без сучка и задоринки» — значит погрешить. Он менял театры, режиссеров, но каждый раз чувствовал, что остался недопонятым, не сумел раскрыться до конца. И только знакомство с Василием Шукшиным стало для Буркова «Лучом света в темном царстве», и очень жаль, что дружба продолжалась недолго, Шукшина вскоре не стало.
А Бурков стал чувствовать себя еще более одиноким:
Я до сих пор не могу отделаться от очень многих провинциальных черт моего характера: не люблю ездить в такси, не очень-то умею разговаривать по телефону, не умею уверенно сидеть в ресторане
и т. д. Я совершенно не приспособлен к современной жизни… — пишет он в своих дневниках.
Философ Бурков вряд ли уступит Шукшину.
Дневники Буркова — это настоящий кладезь мудростей, попытка осмыслить не только себя, но и саму жизнь. Горькое раздумье:
В искусстве не может быть компромиссов, не может искусство заниматься отображением действительности, хотя бы потому, что ее, действительности, просто нет. Впрочем, она существует, но существует как некая карикатурная гармония, в воображении ничтожных чиновников, начиная с чиновников самого высокого ранга и кончая рабами этих чиновников, рабами духовными и рабами прихлебателями. Действительность в наше время есть не что иное, как далекая от жизни догма, в которую обязаны верить все…
Или размышление о герое своего времени:
Герой в нашем советском представлении — это человек, «сознающий» историческую ответственность, которая на нем лежит,
т. е. хорошо понимающий, что он Герой. Так может думать человек, лишенный, как правило, юмора. Или просто глупый. И еще: обязательный в соцреализме элемент подхалимства. Постоянные преграды привели к тому, что мы ищем героя там, где его и не было: не пьет, работает нормально, без прогулов — и герой.
А есть еще много подобных «бриллиантов», которые во времена жизни актера оставались незамеченными или просто втаптывались в грязь, чтобы остались незамеченными:
Мы живем отчаянно лживо, сознательно лживо.
Живем как будто для того лишь, чтоб в конце, перед последним вздохом, страстно и сладостно отказаться от своей лживой и грязной жизни. Или мы ведем себя как Нобель. Всю жизнь изобретаем динамит (орудие разрушения), зарабатываем на нем бешеные деньги, а после смерти завещаем премии для поощрения людей, которые будут бороться против разрушения.
Типичная черта русского интеллигента: иметь в глубокой заначке на самый крайний случай либо самоубийство, либо разоблачительную книгу о нашей преступной жизни…
Но вернемся к тому, что вынесено в заголовок: почему театральные училища наносят вред искусству? Ответ гениально прост: театром нужно жить, любить его. А разве можно научить любви?
Характер — это явление. Нечастый гость на нашей Земле. Точно так же, как талант или любовь. Стандартизация настигла и редчайшие явления. «Делай вместе с нами, делай, как мы, делай лучше нас». Что-то вроде этого. Характеру, любви, таланту стали обучать, как грамоте или арифметике. Характер возникает редко, через труд и усилия многих поколений…
И не надо себя обманывать…
У Георгия Ивановича дома была большая библиотека. Однажды он полез за книжкой, но не удержался и упал на подлокотник дивана, сломав бедро. В больнице выяснилось, что из-за перелома оторвался тромб.
Артисту сделали операцию, но через три дня тромб попал в легочную артерию… Врачам так и не удалось спасти Буркова. Он скончался 19 июля 1990 года.
Самое грустное в том, что под старость поймешь, как по настоящему жить нужно, а возможности «переиграть» снова жизнь уже нет…
— однажды написал Георгий Иванович в своем дневнике. Так стоит ли ожидать старости, чтобы понять, «как по-настоящему жить нужно?»
Ту, наверно, ошибка: "не очень то умею разговаривать", очень-то надо писать с черточкой.
А с заголовком смешно получилось: вроде, так считал герой рассказа, да еще в театралке не учившийся. И вот уже автор рассказа от своего имени говорит: "Но вернемся к тому, что вынесено в заголовок: почему театральные училища наносят вред искусству? Ответ гениально прост: театром нужно жить, любить его. А разве можно научить любви?".
А я скажу вот так: может, будь Бурков не самоучкой, - имел бы навык выходить из стрессовых ситуаций иным путем, как надо профессионалу. Не стал бы в жизни тем, кем был на сцене, вот этим выпивохой.
Это заявление автора я считаю безответственным и безосновательным. Тем более что в практике театральных училищ и институтов есть прекрасные примеры формирования труппы на курсе. Ведь учеба в театралке - это нечто особенное, это ученичество у учителя. А учитель - как правило настоящий артист. Такой, который как раз и научит любить театр.
И потому я поставлю здесь двойку. В описании жизни артиста можно было бы все сделать хорошо, не черня всех прочих артистов, - тех, которые через театральные училища прошли.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Что ж мне теперь с Вами спорить? "Может, будь Бурков не самоучкой, - имел бы навык выходить из стрессовых ситуаций иным путем, как надо профессионалу. Не стал бы в жизни тем, кем был на сцене, вот этим выпивохой". А как быть с Далем? С Высоцким? С другими артистами, которые учились в театральном, а потом не смогли побороть скорбную приязнь к спиртному? Мы-то знаем о судьбе только верхушки айсберга. А сколько так и не смогли реализовать себя?
Надо было бы Вам самой статью написать о Буркове, и дело с концом. Тогда бы все акценты были бы расставлены правильно...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А тут дело не в акцентах. Что руководило Бурковым, когда он эти сентенции о театралке выдавал? Он ведь в училище не учился. Может, как раз сожаление о нереализованных своих возможностях, обида на себя. Сожаление о том, что волейбол предпочел театру. Проболтался на юрфаке, потерял время.
А может - наоборот. Мы этого не знаем. Мы знаем лишь, что сам он в театральном училище не учился и что, не учась, имеет основания говорить: училища приносят вред искусству.
Медицину возьмем: кто скажет, что учебные заведения наносят вред медицине? Что надо просто любить больного, что этим надо жить.
И там, и там - искусство: искусство представления на сцене и искусство врачевания.
И на учителей не надо учить. и на ... ну, на зоотехников каких-нибудь.
А между тем театралка дает первое - общий высокий уровень знаний об искусствах, второе - ремесло. И все это нужно бы получить начинающему актеру.
Бурков стал актером одной роли, в этом ему не повезло здорово.
Я, наверно, погорячилась, что двойку поставила. Можно было вообще не ставить ничего. Но считаю, что с этим тезисом, про училища, вы не праввы.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Речь идет о судьбе Буркова. А остракизму можно предать все и вся. Рад что вы признали, что двойка - не самый лучший метод отстаивания правоты.
Однажды мудрый Володя Рогоза вывел интересную формулу: любая оценка, поставленная тому или иному автору, это оценка редакторам и всему сайту.
А вообще однозначных материалов не бывает. С чем-то можно согласиться, с чем-то спорить. Извините, и я может быть погорячился. И солнце не без пятен. Все-таки, согласитесь, писать труднее, чем читать...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А я бы добавила про оценки вот следующее размышление. Нередко получается, что отмечается не автор и не сайт, и не редакторы - а оценивается разница жизненных позиций. А в результате - как в этом случае - оценивается жизнь и судьба людей, которую мы ценить да судить права не имеем. Вот от этого надо бы уходить, конечно.
А разница жизненных позиций - а пусть себе остается как критерий. Именно это и интересно. А то и говорить-то не о чем будет.
0 Ответить
Юрий, статья понравилась.Бурков, на мой взгляд, гениальный артист, самородок. Его ценили многие коллеги. Что касается, его жизни, пил -не пил, -это все спорно. На пьяную голову хороших ролей не будет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Георгий Бурков для меня был всегда симпатичной личностью.
Входил в мой список любимых актёров.
Все фильмы с его участием я видел именно тогда,
когда они выходили на экраны.
За статью - пять.
Обнаружил маленькую опечатку:
"что, мол, пока перестать пускать на экраны таких алкашей, которые только позорят страну."
Должно быть: поРа
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, поправили.
0 Ответить
И почему многие талантливые люди - пьющие. Это что, как-то взаимосвязано?
0 Ответить
А как Вы сами-то считаете?
На мой взгляд, связь есть, и тому есть ряд причин. Первое - часто талант не может в полной мере найти применение и алкоголем гасит неудовлетворенность. Кстати, именно у нас в стране с этим проблема, человеческий талант как мощнейший ресурс не очень востребованная штука. Второе - зависит от области проявления таланта. Актерская, впрочем, как и многие другие творческие профессии, порой связаны с неритмичностью - то на вершину возносит, то в забытье. А это дело непростое - после пика славы оказаться невостребованным. Сколько тому примеров трагических судеб - и не только среди наших актеров. Простейший и знакомый всем способ забыться - алкоголь. Ну и много объяснений еще найти можно. Хотя все же основными причинами мне кажется использование алкоголя как своеобразный душевный наркоз и спосб отвлечься от суровой действительности или впадение в зависимость по причине бурного празднования признания - в другом случае.
А статья отличная - таких людей надо помнить, как Георгий Бурков.
0 Ответить
Юрий, скажите, пожалуйста, из каких источников вы взяли данные, что малышу Буркову при заболевании брюшным тифом делали семь операций, да еще без обезболивания? Хотелось бы почитать, насколько я знаю - брюшной тиф лечат антибиотиками, посмотрела в медицинской энциклопедии, там ничего не сказано о методах оперативного вмешательства при подобных заболеваниях. Если нетрудно, скиньте ссылку.
0 Ответить
Гертруда, это данные с сайта "Актеры советского кино". Операция понадобилась потому, что начался сепсис.
0 Ответить
Спасибо, почитаю!
0 Ответить
Спасибо, Юра, за рассказ об одном из любимых актёров 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить