«Потребности, конечно, существуют. Все, как у обычных людей. Но здесь очень тяжело. Не все можно им объяснить и не все нужно им объяснять, потому что есть противоречие: физически они — взрослые, умственно они — дети. И тут серьезная проблема — что, кому, как объяснять.
Если они публично дают друг другу руку, например, или начинают обниматься, или одна другую целует в нос, когда они сидят у парикмахера, то мы им делаем «ну-ну-ну». Это некрасиво, это нельзя. «Посмотрите, вот две вожатых. Они перед вами. Они такое делают?» То есть внешне они должны вести себя в рамках, так же, как обычные люди. Что они делают в комнатах — мы их не трогаем. В общем-то, их потребности более низкие. Может быть, им больше и не надо, может быть, достаточно, что они дотронулись друг до друга. Одна другой по носу щелкнула — и все, они уже счастливы. Есть у меня две девочки, которые живут в одной комнате, любят погладить друг друга, они очень нуждаются в этом тепле и в ласке.
Для нас главная проблема — чтобы они вели себя прилично в обществе. Мы не имеем права почти ни о чем говорить. Максимум, если человек публично онанирует, попросить его делать это в комнате. Если мы считаем, что подопечный способен понять, мы должны его отвести на консультацию, где специалисты в этой отрасли будут с ним разговаривать и все разъяснять… То есть, физических ограничений нет, и если они могут понять, как и что, тогда мы их рекомендуем на курсы семейной жизни. В эту организацию. Они там беседуют со специалистами.
Для этого требуется специальная подготовка. В министерстве социального обеспечения существует отделение, которое занимается обслуживанием умственно отсталых людей. Там есть консультация: «Социально-сексуальное развитие».
У меня, например, есть самостоятельные подопечные, среди которых есть пары. Они ходили на специальный курс. Их учили как правильно действовать с физической точки зрения, как предохраняться, как они должны строить между собой отношения, что такое любовь, что такое семейные отношения. Что это ответственность, это работа ежедневная, не просто удовлетворение сексуальных потребностей. То, что мы хотели бы видеть у нормальных пар!
Была такая пара. Они жили несколько лет. Они ходили на курсы. Она — надменная, считает себя очень развитой, с трудом принимает критику. А он очень неуверен в себе, он чувствовал, что она на него давит. И она жаловалась на него, что он очень холодный. Он никогда не скажет ей теплого слова, не скажет комплимента. Она смотрит сериалы, она знает, что так делается (если я ей не дам посмотреть сериал, она мне такое устроит…) Не подарил ей ни одного подарка. И они расстались.
Они продолжают жить в одной квартире, но у каждого теперь своя комната. А раньше у них была двуспальная кровать, у них была сексуальная жизнь. И они расстались как обычная пара: не ответили на требования друг друга".
Ира работает с относительно самостоятельными людьми, которые живут не в интернатах и не с родителями — у них своеобразные общежития. В закрытых заведениях для особенных людей проблемы обостряются многократно.
Мне кажется, первое представление о том, что творится за дверями таких учреждений, я получил после фильма «Полет над гнездом кукушки» (1975 год). Гениальный фильм и тяжелейшее впечатление: абсолютная зависимость от произвола персонала и полнейшая безысходность для пациентов. Фильм заканчивается сценой, когда вождь индейского племени (который симулировал сумасшествие для того, чтобы не стать рабочей скотиной) с невероятным напряжением срывает питьевую колонку, выбивает ею стальную решетку окна и убегает в лес. Это символ: надо пытаться что-то делать, чтобы вырваться из болота, в котором ты оказался.
Конечно, умственно отсталые не могут ничего изменить в своем состоянии, но это могут (и делают) их родители. Их усилия существенно изменяют и подход к проблемам особенных людей, и условия их жизни, и их интеграцию в общество.
В заключение я привожу отрывок из произведения, опубликованного в журнале «Нева» в 2004 году:
«Незаметно стемнело, потянуло речным холодом, и все стали расходиться по своим комнатам. Остались только я и одна из мамаш, высохшая от бед и забот женщина в смешной соломенной шляпке. Наклоняясь ко мне и оглядываясь на мрак высокого соснового леса, она заговорила колючим прокуренным голосом:
— Леночка, вы, конечно, все правильно понимаете, что надо о духовности думать и прочее. Ну, а если заходишь к нему в комнату, он лежит, руки в штанах, по щекам текут слезы, и повторяет: нельзя, нельзя, убью, гаденыш… Его в интернате били за это… И думаю: были бы деньги, купила бы девку продажную, чтоб хоть раз приласкала моего мальчика… А он дергает себя, царапает… Ужасно ли, безнравственно ли взять его за руку и научить?» (Елена Вяхякуопус «Любовь по правилам»; журнал «Нева», № 7, 2004 год.)
Уважаемые коллеги! Спасибо всем за комментарии и оценки!
0 Ответить
Не придавая значения мелким стилистическим погрешностям, статье и автору ставлю 5 за смелость обсуждать такие темы. Вроде какое нам дело, как живут "особенные люди", какие у них мысли и чувства, потребности в общении, дружбе, любви? Они - иждивенцы, их надо опекать, но не потакать во всем, а то будут совсем неуправляемые, - примерно такова официальная "политика" в отношении инвалидов.
Но они - люди, в большинстве своем понимающие, что такое "хорошо" - хорошо, когда тебе приятно, весело, когда тебе улыбаются, говорят с тобой, играют, обнимают, целуют. Ведь даже животные ценят доброе внимание и ласку - а люди, имеющие отклонения в здоровье, разве они не достойны получать от окружающих то, что для всего сущего мира является основой основ - доброту и любовь? Почему нам безразлично, что им "плохо" - им запрещено быть среди здоровых, запрещено общаться даже друг с другом? Не так давно в газете "АиФ" я прочла абсолютно душераздирающий материал про молодых мужчину и женщину - они инвалиды, но они ЛЮБЯТ друг друга. автор статьи молодая журналистка Полина Иванушкина так трепетно и правдиво обрисовала своих героев, что лицо слезами, а сердце кровью обливалось от такой трагедии, которую они переживают...
В общем, спасибо, Борис!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень деликатно и доступно! Спасибо, Борис!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне очень не нравится, когда говорят "умственно отсталые". онечно, это принято в обществе...Но вот посудите, "умные дети учаться..." вы не скажите "умные учаться". Это будет звучать как-то грубо. А вот с "недоразвитыми" та можно, не прибавляя слово "человек"...
Это не относиться к вашей статье. Просто наткнулась здесь на это словосочетание и задумалась.
А статья хорошая. Интересная тема, о которой мало говорят.Даже не интересная, а необходимая.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алена Иванюшенко, конечно мы так не скажем. Так может сказать только умственно-отсталый. Потому что нет слова «учаться», есть «учатся».
0 Ответить
Статья на эту тяжёлую, но важную тему написана доступно и настолько легко, насколько это возможно. Спасибо большое, Борис!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вы, молодец, что пишите на эту тему.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Психбольницу из "Полета над гнездом кукушки" снесут
Больница штата Орегон, психиатрический диспансер, где в 1975 году снимался фильм «Полет над гнездом кукушки» будет снесена и заменена новым комплексом, уже начиная с этой осени. Хотя злая сестра Рэтчид (Nurse Ratched) была чистой воды выдумкой, больнице пришлось бороться с реальными проблемами, включая переполнение, растрескавшимися полами и потолками, вспышками чесотки, сексуальным насилием против детей, драками между пациентами.
Политики годами говорили о реконструкции больницы, но не предпринимали серьёзных шагов, пока группа законодателей не сделала для себя страшное открытие в 2004 году: кремированные останки 3,600 пациентов в медных канистрах в подвале. Визитеры были шокированы.
Новости Америки
http://www.rokfeller.ru/oddities/9657.html?=sub_odd_17Jul2008
0 Ответить