• Мнения
  • Обсуждения
Анна Мартынова Грандмастер

Чем интересен Сочи? Водопады Свирского ущелья

Один из красивейших уголков Лазаревского района Сочи — Свирское ущелье, находящееся в ведении Сочинского национального парка. Здесь вы сможете не только вдоволь накупаться в реке Свирь, при желании совершить каньонинг (летом) от первого до второго водопада, но и увидеть один из кавказских мегалитов — корытообразный дольмен, а также уникальный природный объект — Лунный камень.

От станции Лазаревское путь лежит по федеральной трассе в сторону Туапсе мимо домов частного сектора и ряда пансионатов. Через километр — бетонный автомобильный мост через реку Свирь. Через 100 метров первый поворот направо по улице Белинского ведет в Свирское ущелье.

На развилке уходим направо, а затем — под указателем «Водопад» — налево. Еще через 80 метров справа указатель «Свирское ущелье», а чуть дальше по дороге с левой стороны расположена частная гостиница. Через 400 метров от нее по очередному мосту пересекаем еще раз реку Свирь, оставляя с левой стороны осыпной скальник высотой около 200 метров.

На очередной развилке указатель: «Свирское ущелье. Вход платный — 50 рублей». Но с денежкой придется расстаться только в курортно-отдыхательный сезон, так как ни весной, ни осенью работников нацпарка на посту не видно. От этого места 240 метров до кассы СНП, о чем тоже имеется памятная надпись на бетонных блоках, перегораживающих дорогу. Небольшой грязный известняковый участок совсем скоро снова выходит на хороший бетон.

Сразу после кассы СНП бетонка незаметно превращается в грунтовую дорогу, а затем и вовсе переходит в тропу, петляя с одного берега реки Свирь на другой до пяти раз. Вся тропа, в том числе и броды, которых может быть несколько на одном и том же участке, промаркированы стрелками и кружками красного цвета, так что на этой пешей прогулке заблудится только слепой. В русле реки на плите песчаника вам встретится надпись: «I водопад — 250 м, II водопад — 850 м». Перейдя последний брод, слева от дороги вы увидите оборудованный туалет, а справа — место для пикника, где можно разместить до 50 человек.

С пикниковой стоянки поворачиваем направо к реке по тропе, преодолевая по пути несколько бродов. Тропа в основном каменистая, изредка попадаются грязные глинистые или грунтовые участки, но их немного. Она скоро выводит в каньон, который причудливо изрезан руслом реки. На стенах каньона — удивительные натечные образования, созданные природой.

Чтобы попасть к самому водопаду, в межсезонье необходимо преодолеть один наиболее сложный участок, обходя скальный известняковый выступ с левой стороны каньона. В сезон дождей, когда в реке много воды, камни брода уходят под воду, и есть вероятность замочить ноги. Правда, глубина реки здесь небольшая — чуть выше щиколотки.

Каньон уходит в ворота, сверху которых почти отвесно падает вниз первый Свирский водопад. Высота его немногим более 7 метров, падает он в небольшое озерцо, осенью затянутое у краев палой листвой. Площадь зеркала озерка около 50 квадратных метров, глубина — до двух метров. Летом вода в каньоне прогревается до 12−14 градусов, что позволяет, наведя горизонтальные перила сверху водопада (первому человеку реально без риска подняться по стенам каньона, которые образуют своеобразную «лестницу»), уйти наверх и совершить увлекательный каньонинг по небольшим ванночкам и живописным воротам реки.

Обратный путь еще красивее, так как из-за особого освещения (в Свирском каньоне никогда не бывает прямых солнечных лучей) и обилия теневыносливых растений он как бы предназначен природой для любования. Выходим к полянке, оборудованной для отдыха. Напротив через реку небольшой, до 70 метров, скальник (в народе Белые скалы или скала Дураков), где можно полазить без какого бы то ни было снаряжения. Если кто-то, дойдя до верха, не сможет спуститься по скале, справа в подлеске есть тропа, выводящая к последнему броду.

С этого места наверх ведет грунтовая дорога. Преодолев незатяжной крутой подъем мимо еще одной пикниковой стоянки и туалета, идем некоторое время под ЛЭП-220 по правому берегу реки Свирь. Через 600 метров достаточно пологая дорога последний раз пересекает реку, откуда начинаются 150 метров крутого подъема. В конце подъема развилка и указатели ко второму водопаду, дольмену и Лунному камню.

На развилке уходим направо — к дольмену — по грунтовой дороге, которая поднимается траверсом хребта на левом берегу реки Свирь. Еще через 200 метров очередная развилка, на которой дорога уходит вниз уходит к Лунному камню, а направо вверх — к дольмену. Верхняя дорога через километр, петляя по лесу, выходит к корытообразному дольмену, выполненному в округлой глыбе песчаника, наполовину ушедшей в землю. У местных он почему-то получил имя Слава. Хотя, может, действительно вокруг него дела славные свершаются?

Удивительный факт: в портале дольмена кем-то поставлена иконка и постоянно стоят живые цветы. Портал неправильных очертаний — это объясняется тем, что сам камень очень древний (по своей структуре похож на песчаник Волконского дольмена, который датируют четвертым тысячелетием до нашей эры). Погребальная камера дольмена до самого входного отверстия засыпана землей. Крышка дольмена треснула пополам, одна ее часть свалилась внутрь погребальной камеры, а в центре разрушенной плиты выросло дерево — молодой бук восточный.

Отсюда придется возвратиться обратно до развилки к Лунному камню и теперь уходить по нижней дороге. Пять минут легкого спуска — и грунтовка выводит через поляны с оборудованным туалетом ко второму водопаду, как бы скатывающемуся с высоты 9 метров в ванночку. Далее продолжаем движение по указателям — красным стрелочкам и кружочкам. Оставив слева небольшое стоячее озерцо, через бревенчатый мостик переходим балку и выходим по набитой тропе к камню — необычной формы глыбе песчаника. Никаких указаний на происхождение названия нет, только надпись о том, что сие сооружение является памятником природы и особо охраняется.

Тем же путем возвращаемся ко второму водопаду, где в 20 метрах выше по течению ручья есть уютное местечко для пикника большой компанией человек из десяти, оборудовано кострище. Для любителей нетронутой природы здесь существует верхнее течение реки. Прямо по руслу можно пройти через ряд водоскатов до интересного места, где в реку упала огромная каменная глыба, а затем образовалась дамба из поваленных деревьев. Далее русло выполаживается и представляет собой просто скромный ручей среди камней.

От второго водопада по нижней тропе, проложенной по левому берегу реки Свирь, оставив справа место для пикника, пересекаем по бревнам ручей в неглубокой балке и возвращаемся обратно уже знакомой дорогой.