Как о неподражаемом сатирике о Паркинсоне заговорили в 1955 году, когда британский еженедельник «Экономист» опубликовал анонимный трактат «Как заменить одного служащего семерыми». Вроде бы серьезные на первый взгляд вещи оказались изложены с таким остроумием, что передавались из уст в уста. И не случайно уже на следующий год трактат перепечатал американский журнал «Форчун». Критик из знаменитого ежедневника «Нью-Йорк тайм» подметил, что стиль автора колеблется «между диким злорадством и ледяной издевкой». А в 1957 г. в Бостоне была издана книжица — сборник трактатов под заглавием «Закон Паркинсона, или дорогой прогресса».
Наблюдательность и никакого жульничества
К своему чудесному открытию Паркинсон шел не один год, причем, не прикладывая к этому особых усилий. Как историк он изучал несколько временных «пластов», в работе над которыми и обозначились определенные интересные парадоксы. Так, анализируя новейшую историю английского военного флота, он обнаружил, что с 1914 по 1928 годы количество боевых кораблей уменьшилось на две трети, зато количество чиновников адмиралтейства за тот же период выросло вдвое. Случайность? Как бы не так. В дальнейшем Паркинсон обнаружил еще немало таких фактов, которые вроде бы противоречили здравому смыслу, но зато имели место в жизни с ужасающей закономерностью.
Еще один пример наблюдения. Во время службы штабным офицером во время второй мировой войны, Сирилу стал известнее такой факт: одному рядовому поручили докладывать о результатах аэрофотосъемки. Через два дня рядовой явился с просьбой выделить ему подручного, поскольку фотографий было слишком много. Он заявил также о желании быть произведенным в младшие сержанты, ибо иначе не имел необходимой власти над своим помощником. Через три месяца он уже в чине подполковника командовал подразделением в составе восьмидесяти пяти человек, причем больше никогда не видел ни одного аэрофотоснимка, так как все его время было занято административными делами. Мир вряд ли знал такую быструю армейскую карьеру…
Или другое наблюдение, которое, собственно, начинает книгу Паркинсона.
«Работа заполняет время, отпущенное на нее. Это всем известно, что явствует из пословицы: „Чем больше времени, тем больше дел“. Так, ничем не занятая старая дама может целый день писать и отправлять письмо племяннице в Богнор-Риджис. Час она проищет открытку, час проищет очки, полчаса — адрес, час с четвертью будет писать и двадцать минут — решать, нужен ли зонтик, чтобы опустить письмо на соседней улице. То, что человек занятой проделает за три минуты, измотает другого вконец сомнениями, тревогами и самим трудом…»
От второго сына учителя к доктору наук
Пора рассказать и о самом Паркинсоне. Он родился 30 июля 1909 года в английской провинции, в интеллигентной семье. Отец был учителем, прекрасно рисовал, его картины украшали многие дома в Барнард Кастле в графстве Дарем, где и появился на свет его второй сын, названный Сирилом. А мать малыша втайне мечтала, что сын вырастет пианистом или виолончелистом, леди Паркинсон была неплохим музыкантом.
Школьные годы Сирила прошли в школе св. Петра в Йоркшире, откуда его, как одного из лучших учеников отправили в Кембридж. Здесь подросток, наконец, определился с тем, чем заниматься дальше. Его привлекает история и он получил степень магистра гуманитарных наук. Затем Паркинсон начал под руководством А. Ньютона работу над докторской диссертацией на тему «Торговля в Восточных морях в 1803—1910 гг.». Кстати, сегодня, спустя семь десятков лет работа не потеряла своей актуальности, ее используют в подготовке лекций преподаватели колледжей и университетов.
Докторскую Сирил защитил в 1935 году, после этого преподавал в нескольких колледжах. Последняя его довоенная должность — преподаватель военно-морской истории в Британском королевском военно-морском колледже в Дартмуте, где он проработал до 1940 года, когда был призван на военную службу в чине капитана. Сначала он занимался обучением пополнения ВВС, а затем, дослужив до майора, был переведен в Военное министерство, где и служил вплоть до демобилизации в 1945 году.
18 книг за семь лет
Дальнейшая его судьба до выхода книги не была устлана исключительно розами. Что-то получалось, чем-то он был недоволен, а потому решил отправиться в Сингапур, где в течение восьми лет проработал профессором истории в Малайском университете. Затем в 1958 году он работал в Гарвардском университете, а в 1959—1960 годах — в Иллинойском и Калифорнийском университетах.
Книга изменила его жизнь. Его стали приглашать читать лекции во многие университеты мира. Он не разбрасывался, выбрав для себя родную Англию и США. Зимой он писал для себя, а летом читал лекции.
На пенсию Паркинсон ушел относительно рано, едва ему исполнилось 50. Он поселился на одном из Нормандских островов и посвятил свое свободное время живописи, парусному спорту и литературе. Сирил писал статьи для семи газет, опубликовал две пьесы и несколько работ по проблемам бизнеса и менеджмента, сборники художественных произведений. Только с 1977 по 1983 годы Паркинсон выпустил 18 (!) книг, в том числе 8 романов.
В 1989 году Паркинсон переехал в Кентербери, где начал работу над автобиографией, которая должна была стать своего рода продолжением исследования биографий людей, которые оказали наибольшее влияние на жизнь ученого. Его автобиография, озаглавленная «A Law unto Myself», к сожалению, так и не была опубликована.
В какие игры играют чиновники?
Как я уже говорил, Паркинсона не стало 15 лет назад, в марте 1993 года, он прожил без малого 84 года. А напоследок самый любимый мой фрагмент из закона Паркинсона. Я приведу его целиком, без сокращений.
«…Вообразим, что некий чиновник А жалуется на перегрузку. В данном случае неважно, кажется это ему или так оно и есть; заметим, однако, что ощущения А (истинные или мнимые) могут порождаться и упадком сил, неизбежным в среднем возрасте. Выхода у него три. Он может уйти; он может попросить себе в помощь чиновника В; он может попросить двух подчиненных, С и D.
Как правило, А избирает третий путь. Уйдя, он утратил бы право на пенсию. Разделив работу с равным, ему В, он рискует не попасть на место W, когда оно наконец освободится. Так что лучше иметь дело с двумя подчиненными. Они придадут ему весу, а он поделит работу между ними, причем только он один будет разбираться и в той, и в другой категории дел. Заметьте, что С и D практически неразлучны.
Нельзя взять на службу одного С. Почему же? Потому что он разделил бы работу с А и стал бы равен ему, как отвергнутый В, и даже хуже, он метил бы на место А. Итак, подчиненных должно быть не меньше двух, чтобы каждый придерживал другого, боясь, как бы тот его не обскакал. Когда на перегрузку пожалуется С (а он пожалуется), А с его согласия посоветует начальству взять и ему двух помощников. Чтобы избежать внутренних трений, он посоветует взять двух и для J. Теперь, когда под его началом служат еще и Е, F, G, Н, продвижение А по службе практически обеспечено…"
После того, как вы узнали этот закон, многие вещи встали на свои места…
Зачитывалась с младых ногтей...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ага, вот оно, обещанное. 5, хорошо написано.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Удивительный человек. Увлеченный и с фантазией.5!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить