Статья дня

Что скрывает венчальный наряд невесты?

Ольга Ситникова Ольга Ситникова Мастер Опубликовано 21.08.2008      33     10031     Распечатать

Нынешние невесты, облачаясь в снежно-белый наряд, редко задумываются о том, что прекрасный туалет достался им в наследство от одной из самых влиятельных венценосных особ мира – Виктории, королевы английской. Это она в середине XIX века ввела моду на белое, сочетавшись законным браком с герцогом Альбертом Саксен-Кобург-Готским. С тех самых пор и повелось: невесты отправляются под венец, сияя девственной белизной. Модное течение переросло в традицию.

Интересно, что еще столетие назад подвенечное платье девушки могло рассказать окружающим о ее достатке. Выдавал тайну шлейф. Величина приданого считалась пропорциональной длине шлейфа. Чем длиннее шлейф – тем богаче невеста. Бесприданницы же выходили замуж в «куцых» платьях.

Фата, как часть венчального наряда, побелела также в викторианскую эпоху. Однако история появления этого свадебного аксессуара гораздо старше. Еще в глубокой древности невесты покрывали голову легкой тканью. Римлянки – красной, гречанки – желтой.

Считается, что фата, верхний слой которой опущен на лицо, бережет невесту от дурного глаза. Белизна полупрозрачной ткани свидетельствует о чистоте и непорочности девушки. Согласно традиции, венчаться следует именно в такой многоярусной белоснежной фате. Называют ее еще «ветхозаветной», «церковной» или «соборной». На создание подобного венчального аксессуара уходит от двух метров ткани и более.

Лицо невесты остается скрытым вуалью фаты до тех самых пор, пока девушка не оказывается пред алтарем. Лишь в этот торжественный час жениху позволено откинуть легкую ткань и взглянуть в глаза суженой, а всем прочим – лицезреть его избранницу. Почему? Опять же, согласно традиции. В давние времена о браках договаривались родители; жених и невеста зачастую не были даже знакомы и видели друг друга впервые именно у алтаря. Откинутая мужской рукой вуаль – демонстрация превосходства и силы.

Однако, нынешняя молодежь проповедует равенство полов и отличается либеральностью взглядов на предмет непорочности. В порчу и сглаз молодые люди также не особенно верят. Кроме того, прическа невесты превратилась сегодня в отдельный свадебный аксессуар – произведение парикмахерского искусства. Жалко скрывать такую красоту. Поэтому современные невесты все чаще отдают предпочтенье не фате, а испанской мантилье – пышной конструкции из тонкой кружевной или гладкой ткани, которая сборится и крепится на затылке. Или же – воздушной газовой шали, что набрасывается на плечи роскошной пенной волной.

Редкий наряд невесты обходится без перчаток. Длинные ли, короткие, или с обрезанными пальчиками (перчатки-митенки) – они придают завершенную элегантность образу новобрачной, даже некую великосветскую царственность. Особенно, если голову девушки венчает изящная диадема.

Надо сказать, что такой элемент, как перчатки в свадебном дамском туалете, появился из уважения к церкви. Считалось неприличным переступать порог храма в венчальном убранстве, оставляющем руки обнаженными. Тонкие белые перчатки – кружевные, атласные, шелковые – искусно спасли положение (не только надежно завуалировав наготу, но и добавив шарма общему имиджу идущей под венец).

О флердоранже, букетах и кружевных подвязках новобрачной, о свадебных тортах и караваях, а также о некоторых других символах и приметах читайте в следующих статьях.

Теги: перчатки, традиции, невеста, молодожены, обряды, свадьба
33 комментария (посмотреть последние комментарии)

Подкаст

Читает Илона Грошева

Снежно-белый свадебный наряд достался нынешним невестам в наследство от английской королевы Виктории
Снежно-белый свадебный наряд достался нынешним невестам в наследство от английской королевы Виктории

Галерея

Бракосочетание королевы Виктории и герцога Альберта Саксен-Кобург-Готского, 1854г.
Венчальный наряд невесты 1860г.
Венчальный наряд невесты 1880г.

Ссылки по теме

Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Читайте статьи в рубрике «Культура, искусство, история»

Обсуждение статьи «Что скрывает венчальный наряд невесты?»

  • Еж Руматович Еж Руматович Профессионал 15 сентября 2008 в 11:58   # Ответить 0 +1

    да статья, пронизанный современным нелюбопытством БРЕД, уж извините.
    Белое и до того носили на свадьбы и вовсе это не цвет невинности, это уж христианство во всех его конфессиях пропитало этой чушью головы. А женились в белом и до того, знаете ли. И белое, это ЦВЕТ САВАНА. невеста считалась умершей в семье родитилей и родившейся в семье мужа. т.е. на свадьбе - она труп, извините. А труп в белом, да и видеть и трогать труп не положено, вот на ней и тряпочка висела, дабы лицо скрыть, и руки закрыты были целиком. Она сейчас представитель загробного мира - она страшна всем остальным. И так было во всех народах и культурах изначально. Потом кто то от этого отошол раньше. кто то позже, а кто то не отошел, а объяснение изменил, на более ээээ романтичное. откройте любое серьезное исследование по традициям и обычиям и вы там это найдете. А то невинность, невинность. это только священников невинность волновала, а в древности, девка с ребенком - первая невеста на деревне была, т.к. доказала главное для полноценно мыслящих людей без идеолого-христианского засора - она может выполнять главную женскую функцию - рожать детей. а невинные еще могут и пустоцветом оказаться.
    ВОТ!!!!

    • Ольга Ситникова Ольга Ситникова Мастер 15 сентября 2008 в 18:55   # Ответить 0 +1

      невеста считалась умершей в семье родитилей и родившейся в семье мужа. т.е. на свадьбе - она труп, извините.
      Это тема для другой статьи. Для исследований в области древних традиций, обрядов и ритуалов. Символическая смерть при переходе из рода в род – это факт, но факт древний, интересный лишь для специалистов. Так что Вы правы, я намерено обошла его стороной. Зачем прекрасному современному семейному празднику черный PR? Ни одна сегодняшняя невеста не сочтет себя «трупом» и не «умрет» для своего собственного рода (даже фамилию мужа сейчас не каждая первая берет). В современном мире белый цвет является цветом траура лишь в Азиатских странах. Поэтому невесты там белого категорически не носили. Но время-то на месте не стоит. И в Азии молодежь уже вовсю практикует европейский подход, и невесты-азиатки идут к алтарю в викторианских белоснежных нарядах. Не «умирать», конечно

      • Еж Руматович Еж Руматович Профессионал 16 сентября 2008 в 14:53   # Ответить 0 +1

        речь о том, что статья не отвечает ни одному требованию. Вопрос, кстати к редактору
        Если о том, что скрывает венчальный наряд, то скрывает он тело, как вам уже намекали в комментах, если о том, что он под собой подразумевает, то против исторической истины грешить не хорошо и так попсы везде развелось, часть детей верит, что ситхи одна из сект. Если о том, почему сейчас венчают в белом, то венчают то же не из-за Виктории. Так что PR пусть и белоснежный именно в вашей статье. Не хочу знать зачем. Ксатит, в азиатских странах проживает большая часть мира.... И время на месте не стоит вы правы, по тому и у нас не все в белом и это правильно. Даже с точки зрения церкви, разве разумно в современном мире говорить о невинности невесты?
        В общем мне кажется, хотя мнение субъективно не претендую, что вы узнали о Виктории и решили что то написать по поводу, это не науная литература, но зачем же откровенно по всем пунктам из пальца то высасывать? тем более, вопрос не философский.

        • Ольга Ситникова Ольга Ситникова Мастер 17 сентября 2008 в 01:33   # Ответить 0 +1

          речь о том, что статья не отвечает ни одному требованию
          да ну?!

          Если о том, что скрывает венчальный наряд, то скрывает он тело
          это если думать только одну мысль

          если о том, что он под собой подразумевает, то против исторической истины грешить не хорошо
          см. предыдущий комментарий

          Если о том, почему сейчас венчают в белом, то венчают то же не из-за Виктории.
          В довикторианскую эпоху белая ткань для дамских туалетов в Европе не использовалась. Напряженка с моющими средствами была, знаете ли. Так что, мода на непрактичное венчальное белое - заслуга Виктории.

          Ксатит, в азиатских странах проживает большая часть мира....
          Тем более приятно, что европейские традиции столь популярны

          Даже с точки зрения церкви, разве разумно в современном мире говорить о невинности невесты?
          Все ж символическая невинность приятнее символической смерти

          это не науная литература
          конечно нет

          но зачем же откровенно по всем пунктам из пальца то высасывать?
          от чего же? я могу указать вам источники.

          • Люба Мельник Люба Мельник Модератор 17 сентября 2008 в 08:10   # Ответить 0 +1

            В довикторианскую эпоху белая ткань для дамских туалетов в Европе не использовалась.

            Использовалась. И в дамских, и в мужских.

            • Ольга Ситникова Ольга Ситникова Мастер 17 сентября 2008 в 12:18   # Ответить 0 +1

              Не носила массового характера. Кроме того что белое непрактично были и другие причины: а) классовость (кто-то мог себе позволить парчовый-бархатный наряд, а кто-то лишь льняной-шерстяной), б) существующие на тот момент технологии в текстильной промышленности (включая окрашивание тканей на каждый момент истории), в) доступность тканей из других стран (шелка, например).

              Вот здесь неплохая статья по истории свадебного костюма.
              Здесь - по использованию белых свадебных нарядов в довикторианский период (были прецеденты, но начала модному течению не положили).
              А здесь собрано огромное количество информации по истории европейского костюма как такового (в т. ч. и по истории свадебного костюма).

              • Люба Мельник Люба Мельник Модератор 17 сентября 2008 в 21:13   # Ответить 0 +1

                Я лишь призываю не высказываться категорично, иначе приходится потом досказывать, дообъяснять, предоставляя оппонентам возможности для укоров.

                Кстати, насчет массовости характера. Ампир - чуть не сплошь белые платья дам! В подражание другому "белому" периоду - греко-римской античности.

                • Ольга Ситникова Ольга Ситникова Мастер 18 сентября 2008 в 11:26   # Ответить 0 +1

                  Я лишь призываю не высказываться категорично
                  Да, Люба, Вы правы. Я, вроде как, и стараюсь. Иной раз заносит
                  Ампир - чуть не сплошь белые платья дам!
                  Что касается Ампира с туниками и тогами (начало 19 в) – согласна. Его я упустила. Из-за некой театральности стиля, вероятно Но, было дело - он предшествовал правлению Виктории. Викторианский стиль (середина 19 в), кстати, называют вторым британским ампиром. Первый в Англии не был столь популярен как во Франции.

              • Еж Руматович Еж Руматович Профессионал 18 сентября 2008 в 11:24   # Ответить 0 +1

                вот здесь и вот здесь....
                посмотрел. Нет ничего удивительного в том, что Европа, считающая только себя цивилизованной и древней имеет свою точку зрения на историю вообще и историю белых нарядов в частности. Так же нет удивительного втом, что англоязычные издания не связывают историю как таковыю с дохристианской эпохой. Тяжело после 100 лет бурной инквизиции, церковных реформ и превращения ведьм в святых (жанна дарк например) вспомнить что есть еще что то кроме церковной точки зрения. Но она была и есть и составляет в историческом периоде куда как более продолжительный период. в том то и дело, что при ответах на вопрос необходимо, на мой субъективный взгляд, стараться добираться до сути до истинной причины, иначе это пиар а не ответ.

                • Ольга Ситникова Ольга Ситникова Мастер 18 сентября 2008 в 14:26   # Ответить 0 +1

                  Не PR. Существующая точка зрения на современную мировую традицию белых венчальных нарядов, которую я разделяю. Хотя, да, параллельно существует факт символической смерти невесты. Не спорю (см. диалог выше). И, да, будучи в курсе, я его в статье не упоминала. Не сочла нужным. Это тема для другой статьи, рассматривающей древние ритуалы и обряды. Может быть, вы ее и осветите? (там же можете порезвиться с мыслями насчет христианства и инквизиции) Это будет справедливо, на мой взгляд. А, заодно, положит конец нашему спору. Вернее - вашему спору

  • Юлия Лыгина Юлия Лыгина Читатель 18 сентября 2008 в 16:00   # Ответить 0 +1

    Белое и до того носили на свадьбы и вовсе это не цвет невинности, это уж христианство во всех его конфессиях пропитало этой чушью головы

    Нет ничего удивительного в том, что Европа, считающая только себя цивилизованной и древней имеет свою точку зрения на историю вообще и историю белых нарядов в частности.

    Вот, млин. Замените в цитатах "Европу" на Азию, христианство - на любую азиатскую религию- всё, и-нет взорвётся, сюда будут писать представители всёх оскорблённых в лучших чувствах конфессий. А так Ольга одна отмахивается, и всём пилювать.
    Я вот европейка и христианка, и горжусь этим ,и считаю себя вполне цивилизованным представителем западной цивилизации, и венчаться буду не ради того,чтобы быть трупом на собственной свадьбе,а ради того,чтобы моя бессмертная душа соединилась с душой моего любимого.

    Оценка статьи: 5

    • Еж Руматович Еж Руматович Профессионал 18 сентября 2008 в 22:44   # Ответить 0 +1

      интересно, а представителем славянской, например ( судя по имени) цивилизации вы себя не считаете?
      а кстати любая азиатская религия куда как древнее христианства. Да и дело не в религии, а в том, что статья по нразванию не соответствует содержимому. если уж так хотелось автору написать о том, о чем он написал и о чем теперь упорно толдычит в "моем споре", то и называть надо было типа "что скрывается за современной модой на венчальный наряд в Европе" тогда все в порядке и без претензий. А так пишу мол что считаю нужным, Представьте, что вам учитель рассказывает только то, что он лично считает нужным и говорит, что это и есть истинна... Сейчас автор скажет, что он про истину не говорил, но это журнал вопросов и ответов, а не глянцевое издание, следовательно народ, читая здесь что то, думает, что ответ полноценный и суть дел в общем отражает.

      • Ольга Ситникова Ольга Ситникова Мастер 19 сентября 2008 в 14:23   # Ответить 0 +1
        Ежу Руматовичу

        И вам спасибо за позицию, Еж. Она ясна. А автор вам все уже сказал

      • Юлия Лыгина Юлия Лыгина Читатель 19 сентября 2008 в 15:18   # Ответить 0 +1

        Мой род берет начало от прибалтийской колонии старообрядцев в Даугавпилсе, у моего прадеда было 6 братьев и сестер,у прабабки 8, они переехали в Россию в 19-м году. Из всей семьи осталось несколько человек, рассеянных по всему миру, включая меня - всего хлебнули, и войн, и революции, и репрессий. И я все равно горжусь,что я русская.
        Терпимость к чужой вере и к чужим традициям - одна из самых замечательных черт нашего народа.
        Кстати,чувство юмора тоже (без наличия такового название статьи пониманию не поддается)

        Оценка статьи: 5

    • Ольга Ситникова Ольга Ситникова Мастер 19 сентября 2008 в 14:20   # Ответить 0 +1
      Юлии

      и венчаться буду … ради того, чтобы моя бессмертная душа соединилась с душой моего любимого.
      Замечательная позиция, Юлия. Спасибо. Совет да любовь вам в семейной жизни.

  • Еж Руматович Еж Руматович Профессионал 22 сентября 2008 в 10:21   # Ответить 0 +1

    что бы бессметрная душа....т
    .е. мы все таки подразумеваем в свадьбе загробное, сакральное так сказать, а не моду?

  • Юлия Лыгина Юлия Лыгина Читатель 22 сентября 2008 в 15:12   # Ответить 0 +1

    В жизни все очень сильно перемешано. Можно венчаться в платье от кутюр и думать о душе. Но в любом случае современная девушка все ж таки рассчитывает прожить с избранником энное количество лет перед вечным воссоединением. Но все это уже детали. Думаю,позиции сторон и без того ясны

    Оценка статьи: 5

  • Ольга Ситникова Ольга Ситникова Мастер 7 августа 2009 в 10:20   # Ответить 0 +1

    Новость по теме:

    У некоторых молодоженов, действительно, очень необычный ракурс взгляда на фату. В этом аксессуаре они видят не только неотъемлемую часть традиционного наряда невесты, но, также, и возможность прославиться на весь мир.

    Свежий пример – «шоу» китайской пары из провинции Цзилинь, заявившей на регистрацию рекордов Гиннеса факт использования в свадебной церемонии двухкилометровой фаты (точнее: 2 км 162 м, предыдущий рекорд – 1 км 597 м).

    Идея посоревноваться в длине дамского головного убора принадлежит жениху. Примечательно, что он сам же и занимался его изготовлением, истратив кругленькую сумму (почти 6 тыс. долларов). Фата вручную создавалась три месяца, расшита шелковыми розами (всего 9999 шт.) и полудрагоценными камнями (608 шт.).

    Символика «цветочных» чисел не комментируется, а вот о количестве камней сказано, что ровно столько дней с момента знакомства молодые люди шли к скреплению своих отношений брачными узами.

    Не знаю, какая реакция была у вас, а у меня классическая – «Ай да китаец! Ай да *** !». Теперь ему точно будет что порассказать и на корпоративных вечеринках, и за круглым китайским столом во время будущих семейных торжеств. Дети, внуки и внуки внуков этой пары тоже гарантированно обеспечены семейной легендой на долгие-долгие годы вперед. Пока кто-нибудь ловкий не поставит очередной мировой рекорд, разумеется

    А вот снимок, сопровождающий новость в самых разных СМИ:

    Комментарий отредактирован 7 августа 2009 в 10:22

Посмотреть все комментарии (33)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт