Итак, что же изобрел Энди Уорхол?
1. Искусство как способ делать деньги
Энди Уорхолл был одним из первых художников, который совершенно искренне и без ложной скромности признал, что самое главное в искусстве — это его денежный эквивалент. «Успех в бизнесе — самый интересный вид искусства» — говорил он. Ибо он правильно рассудил, что публика не разбирается в искусстве настолько, чтобы отличить поделку от действительно шедевра — пока ей не объяснят, что это на самом деле модно, актуально, престижно, и, в конце концов, служит неплохим вложением средств.
Поэтому он решил, что главное для художника — это паблисити, а вовсе не качество его художественных работ. Неудивительно, что он пришел из рекламы: навыки успешных продаж любых товаров позволили ему так же успешно продавать себя, внушив зрителям, что банки с супом Кепмбелл могут быть таким же предметом искусства, как «Джоконда» Леонардо или картина «Явление Христа народу», которую художник Иванов рисовал на протяжении двадцати пяти лет.
2. Бренд «Уорхолл»
Художник преклонялся перед массовым производством и тиражированием: не зря направление в искусстве, созданное им, называется поп-арт. Уорхол отмечал, что «Художники поп-арта создавали образы, которые любой человек, идущий по Бродвею, узнавал в ту же секунду — комиксы, столы для пикника, мужские штаны, знаменитости, занавески для душа, холодильники, бутылки кока-колы — все те великие вещи, которые абстрактные экспрессионисты изо всех сил старались вообще не замечать». В 60-х, когда в моде был пресловутый абстракционизм, чуждый пониманию обывателя, поп-арт стал истинно народным искусством, принеся его последователям славу, и, конечно же, немалую финансовую составляющую.
Никакой элитарности — но именно массовость обеспечила ему миллионы и звание самого дорогого художника ХХ века. Так и кока-кола, которую, по словам художника, пьют все — от нищих до президентов — вроде б доступный продукт, который, тем не менее, является самым узнаваемым и дорогим брендом в мире. Эта идея тиражирования завораживала Уорхолла — не зря его творческое объединение, в которое входили ученики и соратники, называлось Фабрика — как символ массового производства.
Именно он первым стал использовать шелкографию в качестве художественного приема. Портреты Мерилин Монро, Мао Цзедуна и команданте Че дошли до нас именно в этом плоскостном изображении. Его работы, нарочито безликие и гипертрофированно банальные, отражали сущность общества потребления. Это позволило ему и стать таким знаменитым — ведь банальность доступна пониманию каждого обывателя, как поп-корн и телевидение.
Кроме Уорхола, адептами поп-арта, стали такие художники, как Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс.
3. Каждый имеет право на свои 15 минут славы
Кстати об учениках. Одна барышня из его учениц по имени Валери стреляла в Уорхола — так боком вышел ему постулат о пятнадцати минутах славы, на которые имеет право каждый. Вот она им и воспользовалась, и теперь ее имя известно и нам с вами. После этого выстрела художник долго болел и так до конца и не оправился («После выстрела я как во сне. Ничего не понимаю. Не пойму, жив я или умер»).
4. Искусством может быть все
Начало карьеры и взлета Энди Уорхолла — это начало разрушения искусства в привычном его понимании. Следует отдать художнику должное — он по крайней мере прикладывал руку к своим картинам, чего не скажешь о последующем поколении авангарндирстов, объявившем произведением искусства все, на что упадет взгляд художника. Так в арсенале современного искусства появился такой арт-объект как писсуар — олицетворяя собой направление, впоследствии названное «ready-made». А самым дорогим произведением искусства последнего столетия стала акула, медленно гниющая в формалине в каком-то из частных собраний.
5. Как снимать кино
Искусствоведов и биографов до сих пор удивляют фильмы художника: эти гимны скуке длительностью иногда по 25 часов невозможно смотреть. Например, в главной роли одного из шедевров Уорхола-режиссера «снят» Эмпайер Стейт Билдинг — практические в одном ракурсе. Больше в фильме не происходит ничего.
Сам автор по этому поводу сказал: «Я начал делать мои фильмы с одним актёром. В течение нескольких часов он курил, сидел, ел, спал. Я это делал, потому что понял, что зрители ходят в кино главным образом для того, чтобы увидеть своего любимого актёра. Вот я и дал им эту возможность».
Биографы Энди Уорхолла подчеркивают, что он не любил давать интервью, скучно говоря журналистам: скажите, что вы хотите услышать, я повторю. Этот художник в белом парике любил окружать себя селебритис, особо не высовываясь. Вокруг своего имени Уорхолл воздвиг небоскреб: и тогда, и сейчас он выглядит таким же высоким, дорогим, величественным и безликим.
Очень интересно, спасибо за статью!
Единственное, уточню, что он не был создателем поп-арта. Оно существовало уже до него, просто он его удачно "оседлал".
Пионером поп-арт, я бы скорее назвала-Ричарда Гамильтона.
0 Ответить
Уорхол, на мой взгляд, также как и Малевич, и, возможно, Кандинский, здорово организованный "искусственный" блеф.
Одна из самых знам. работ Энди - Мерелин в разных тонах. Верно! Вот, где гений маркетинга, не имеющий отношения к искусству.
0 Ответить
Вы что, МАлевич был гений
0 Ответить
А это Рой Лихтенштейн постарался. В Мюнхене уже традиция регулярно приглашать художника, давать ему тачку и полную свободу действий.
0 Ответить
Уорхол очуменно тачки раскрашивал.
0 Ответить
Кристина, очень любопытно. 5! Удачи!
Оценка статьи: 5
0 Ответить