Какие ассоциации вызывает у вас слово «иезуит»? Разве могут слова «Мудрость и доблесть — основа величия» и «Наука и культура — два стержня, на которых красуются все достоинства» принадлежать монаху иезуитского ордена в средневековой Испании?
И тем не менее, именно Бальтасару Грасиану, священнику и преподавателю, больше 20 лет состоявшему в иезуитском ордене, принадлежат эти изречения. Его книги до сих пор издаются и переводятся на разные языки.
В 1601 году в Испании родился самый обыкновенный мальчик, который впоследствии стал одним из самых молодых чиновников иезуитской коллегии. В 26 лет Грасиан был помощником ректора Сарагосской иезуитской коллегии, в 30 лет преподавал моральную теологию в Каталонии, а в 32 года уже вел курс философии в Гандии.
В 1636 году Бальтасар стал проповедником Уэскской иезуитской коллегии и написал трактат «Герой», где охарактеризовал 20 качеств героической личности. Совпадение это или нет, но литературой этот священник начал заниматься после того, как получил право исповеди. Так как будучи иезуитом Грасиан не имел права печатать и издавать свои произведения без согласования с начальством, находчивый молодой человек взял себе имя двоюродного брата — Лоренсо Грасиана. «Герой» был трижды издан на испанском языке и несколько раз на английском и французском — еще при жизни священника.
Трактаты «Политик», «Остроумие или искусство изощренного ума», «Благоразумный» и интересные выдержки из них под названием «Афоризмы, извлеченные из сочинений Лоренсо Грасиана» (в дальнейшем известные как «Карманный оракул или наука благоразумия») навлекли на него немилость церкви (а в средневековой Испании шутки с церковью могли плохо закончиться) и в 1643 году Бальтасар отошел от преподавательской деятельности.
Он был направлен на фронт, в осажденный французами г. Каталон. После завершения войны несколько лет ему не удавалось опубликовать ничего из своих произведений и это способствовало карьере: Грасиана назначили преподавателем на кафедру Священного писания в Сарагосе. А он тем временем писал философский роман «Критикон», в котором рассказывал о месте человека в обществе и пути его продвижения. Для его опубликования монах избрал новый псевдоним Гарсиа де Морлонес, но нет ничего тайного, что не могло бы стать явным, и авторство священника недолго оставалось в тайне.
В 1655 году Грасиан впервые опубликовал «Размышления о святом причастии» под своим настоящим именем и поплатился за это лишением кафедры и возможностью преподавать. Ему был вынесен публичный приговор, священник был поселен в один из мужских монастырей ордена иезуитов, посажен на хлеб и воду, ему запретили пользоваться чернилами и бумагой. Поданная им просьба о переводе в другой орден получила отказ.
Через несколько месяцев, когда Бальтасар заболел, строгости были несколько смягчены и священника перевели в Таррагону, но без права преподавательской и литературной деятельности. Не прошло и года, как Бальтасар Грасиан скончался. И спустя более трехсот лет трудно поверить, что такие слова как «Показывать товар лицом», «В мыслях с меньшинством, в речах с большинством», «Для больших кусков удачи — большой желудок», «Семь раз обдумать» и «Человек слова и человек дела» принадлежат монаху иезуитского ордена.
Мне кажется, что называть кого бы то ни было "монахом иезуитского ордена" неверно. Орден-то, конечно, монашеский... и монастыри имеют место быть. Но вот монахи... Посмотрите вот здесь, к примеру: http://www.krugosvet.ru/articles/25/1002592/1002592a1.htm. Обратите внимание: священники, братья-коадъюторы, схоластики... но никаких монахов.
Члены ордена иезуитов - есть. Но монахи... И Бальтасар Грасиан монахом не был. Священником и преподавателем - был. Пусть даже лишенным права деятельности на данном поприще. А монахом - нет.
А вот первый абзац и так крутила, и этак... тоже на душу не ложится. Потому как приведенные цитаты совершенно естественно ассоциируются именно с орденом иезуитов. Там, видите ли, были люди весьма образованные. Член ордена иезуитов - это вовсе не обычный монашеский постриг с уходом от мира. То есть, пришел в монастырь, принял постриг и всю жизнь оставшуюся капусту окучивать. Иезуиты - нечто иное. Это - ученые, преподаватели, писатели, миссионеры.
0 Ответить