Разве мог король предположить, что в это же самое время на охоту в квартал Via Veneto выйдет один из основоположников такого газетного жанра как фоторепортаж, итальянский фотограф Тацио Секкьяроли, у которого всегда была наготове камера. Последнему не так-то просто было пробиваться в этот квартал, где существовали определенные ограничения. Здесь останавливались самые знаменитые актеры, миллионеры, политики, которые явно не хотели вмешательства в личную жизнь, а потому целый штат охраны тщательно следил, чтобы соблюдался принцип: «Чужие здесь не ходят».
Охотники за кадрами
Конечно, у Тацио были свои хитрости. Во-первых, он по возможности следил за модой, старался не пропускать последних писков моды, чтобы хотя бы по одежде охранники не приняли его за чужака. Во-вторых, он демонстративно не вешал на шею фотоаппарат, чтобы его не приняли за охотника за кадрами. И, наконец, его молниеносная реакция выручала его не один раз.
…Тацио родился 26 ноября 1925 года в одном из беднейших кварталов Рима, населенного чуть ли не отбросами общества. Он рано узнал нужду, редко бывал сытым, чему поспособствовала не только нужда, но и война, но имел богатое воображение и море различных идей. Когда он увлекся фотографией, точно никто сказать не может, но как только в Рим вошли американские войска, он «стибрил» (а как еще можно назвать действие юноши, проживающего на реке Тибр?) у заокеанских раззяв фотоаппарат. А потом не побоялся ходить с этой камерой по улицам Рима, фотографируя воинство дядюшки Сэма на фоне достопримечательностей родного города. Позже объектами съемок стали и туристы.
Сладкая жизнь манила, как магнит
Он повадился ходить на Via Veneto еще задолго до того, как улица начала «сканироваться» охранниками. Красивая и сладкая жизнь привлекала юношу и яркими огнями ресторанов, и дурманящими ароматами их кухонь, и роскошью одеяний, и мнимой доступностью колоритных гурий. «Мы, фотографы, были всегда бедными дьяволами голодания, а они имели все это — деньги, известность, шикарные гостиницы. Швейцары в больших гостиницах давали нам информационные подсказки — можно назвать это товариществом пролетариата», — вспоминал Тацио значительно позднее.
В 1951 году он устроился в агентство знаменитого итальянского фотожурналиста Адольфо Порри Пасторела. 63-летний маэстро фотографии привязался к Тацио как к собственному сыну, и сделал все возможное, чтобы Секкьяроли освоил все тонкости фотографического искусства. В какой-то мере это удалось — молодой человек оказался талантливым учеником.
Цифра семь играла в жизни Тацио не последнюю роль. В 1944 году он продал свой первый снимок, спустя семь лет познакомился с синьором Адольфо, а еще через семь лет судьба свела его со знаменитым режиссером Федерико Феллини, который быстро понял, что сулит ему близкое знакомство с «фотографом действия», как тогда называли жанр, в котором трудился Секкьяроли. Феллини нанял Тацио личным фотографом и охотно использовал его судьбу для своего знаменитого фильма «Сладкая жизнь». С другой стороны, Федерико прекрасно знал, что такое пиар, и каким образом можно привлечь к себе общественное внимание.
Король-драчун
Познакомились они уже после того, как Секкьяроли стал знаменитым. Вернее сказать, широко известным его сделал как раз именно король Египта Фарух, который с кулаками пытался наброситься на незваного фотографа. Этот снимок был оплачен весьма щедро. Во всяком случае, только спустя почти 40 лет папарацци, работавшим на месте гибели принцессы Дианы, заплатили больше, чем Секкьяроли. Но давайте вспомним, сколько стоили 1,4 млн долларов в 1958 году и сколько 6 млн долларов в 1997-м?
А как же возникло само слово «папарацци»? По одной из версий, Папарацци — это фамилия одного из знакомых режиссера, по другой — в одном из диалектов итальянского слово имеет значение «домашний вредитель». Есть и третья версия: Папараццо — это имя владельца ресторана в произведении одного небезызвестного английского писателя, книгу которого читал в период съемок Феллини.
Ты сними, сними меня фотограф…
Но как бы там ни было, после выхода «Сладкой жизни» на экран, Тацио Секкьяроли перестал искать путешествий в квартале Via Veneto. Это делать было совершенно ни к чему, так как и Софи Лорен, и Бриджит Бордо, и многие тогдашние знаменитости сами пытались попасть в объектив модного фотографа. А Софи Лорен повторила «подвиг» Феллини и пригласила Тацио поработать личным фотографом.
А «папарацци» в погоне за «длинным долларом» начали расползаться по всему свету. Их сегодняшние гонорары составляют от 10 до 100 тысяч долларов, из которых часть средств уходит на подкуп швейцаров, телохранителей, личных стилистов и прочих людей, без которых нынешние звезды обойтись не могут. Это если говорить о западных «охотниках за кадрами». Что касается России, Украины, Белоруссии, то у нас еще не готовы платить такие средства за снимок. И тогда, случается, уже наши знаменитости организуют съемку, приплачивая папарацци за то, чтобы получился «естественный» кадр…
Что же касается Тацио Секкьяроли, то он скончался в своем доме в Риме в ночь с 23 на 24 июля 1998 года, не дотянув трех недель до полувекового юбилея того самого снимка.
Я так думаю, папарацци были всегда, начиная с зари фотографии. Может, назывались по другому...
0 Ответить
занимательная статья =)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Папарацци не люблю, а статья хорошая
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отличная статья, очень интересно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кто придумал колесо? Кто изобрёл порох?
Фамилии конкретных авторов почему-то история не называет.
А вот с папарацци - непонятно,один из основоположников такого газетного жанра как фоторепортаж, итальянский фотограф Тацио Секкьяроли.
Так он первый папарацци или всё-таки один из...
0 Ответить
Простите, но начну с уточнений. Упомянуто "один из основоположников такого газетного жанра как фоторепортаж". Репортаж, как жанр, существовал задолго до 58 года. Возможно, Вы хотели сказать скандального фоторепортажа?
Как фотограф, я всегда всех поправляю, когда голословно называют моих коллег "папарацци". Папарацци - специалист по компромату, скандалу. Это не любой фотограф и репортер! Об этом надо помнить. Работа папарацци - это дело совести. Не все фотографы занимаются этим. Кстати, о щедрых гонорарах. В России этот номер не проходит. Разве, что в исключительных случаях. Не больно-то торопятся наши издания платить своим авторам.
Еще одна версия, как само слово "папарацци" возникло. Будто это была фамилия героя фильма (итальянского-же), который трудился на этом поприще (фотокомпромата). В прессе были публикации на этот счет.
А в целом факты интересные. За поднятую тему спасибо.
0 Ответить
Лариса, а разве я не говорил о фильме "Сладкая жизнь", в котором действовал фотограф Папараццо?
В России не платят щедрых гонорораров не только за фото. Вы будете смеяться, но одно уважаемое издательство за первую книгу начинающее писателя объемом с "Донцову" или "Маринину" предлагают авторам гонорар в размере целых 5 тысяч рублей!
А обычная практика для книги 1 тысяча за авторский лист, что составляет 40 тысяч знаков. Или 200 рублей за полосу размером А-3. В сто раз легче наняться куда-то грузчиком, денежнее. Но ведь грузчиком может быть любой писатель, а вот наоборот - за редким исключением. Но Бог, он все видит. И те, кто сегодня 20-30 лет недоплачивает на этом свете, сполна изопьет ту же чашу на том...
А жизни суть всегда проста: его уста, ее уста...
0 Ответить
Юрий, абсолютно согласен с вашими словами про грузчиков и писателей Чтож поделать, писательское творчество сейчас совсем не в моде. Но как сказал Андре Моруа:"Жизнь коротка - искусство вечно!"
0 Ответить
Да-да, Юрий. Просто у Вас в тексте фамилия не звучит. Знаю, что пишущие журналисты тоже копейки за строчки получают. Смешно сказать, мне за фотосъемку частные люди платят больше, чем организации. А с газетами иногда сотрудничаю все-равно. По идейным соображениям. Да и друзей надо выручать. И так газеты, в большинстве, своем "слепыми" стали. Так скажем, спонсорскую помощь в виде снимков оказываю. Гонорары-то смешные.
0 Ответить
Свежо написано, факты интересные. Это сейчас таких пруд пруди,а тогда...5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить