…Вера родилась 31 июля 1906 года в деревне Барвиха под Москвой в семье предприимчивого, но небогатого коренного москвича Петра Марецкого. Ближе всех девочке была родная сестра Таня, но и родителей она очень любила. Отец, специалист, как бы сейчас сказали, по торговой части, заведовал буфетом во Введенском народном доме, но ему очень не нравился вид постоянно подвыпивших мужиков, а потому он перебрался в цирк Никитиных, где стал заведовать фруктовым буфетом. Само собой, одними из самых частых посетительниц цирка были Верочка и Танечка, вот только разрешали им посмотреть представление, если они вели себя хорошо. Для них самым страшным наказанием был запрет на посещение цирка…
Сократ и Аристотель прошли мимо…
Возможно, именно тогда Верочка и почувствовала горячую потребность постоянно находиться на публике, вызывать у людей восторг, радость, эмоциональный всплеск. Но когда она окончила школу, почему-то решила поступать в МГУ на философское отделение. Ее завораживало само слово: фи-ло-со-фия!
На деле же оказалось, что все эти рассуждения древних греков, римлян, средневековых французов, итальянцев, англичан — совершенно не укладываются в Вериной светлой голове. Она не могла понять, какое отношение эти мудрствования могут иметь к современной жизни. Ну какая, собственно, разница, как характеризовали свою эпоху Софокл и Платон, Плиний-старший и Аристотель. С ужасом Марецкая осознавала, что все, о чем вещает на лекции седой профессор, ей в одно ухо влетает, а в другое вылетает…
И она бросила МГУ, отправившись к знаменитому Вахтангову в его студию. Но и здесь ее не хотели брать, рассеянность, постоянные опоздания, легкомысленность и ненадежность — вот те четыре качества, которые могли завершить карьеру Веры Петровны практически сразу.
А Завадский не смог…
Но на симпатичную Верочку «положил глаз» известный тогда режиссер Юрий Александрович Завадский. Он был старше Марецкой на целых 12 лет и 20-летней Верочке казался почти что старым человеком. Но Завадский обладал необузданной энергией, он, как динамо-машина, мог завести весь коллектив. Он и стал практически главным учителем Марецкой, заставляя ее работать не то, что до седьмого пота — до полного изнеможения…
Впрочем, симпатичная девочка привлекла внимание режиссера не только красотой. Она свободно изъяснялась по-немецки и по-французски, была остроумна, при случае умела «ввернуть» интересную фразу (не прошли даром лекции по философии) и уже вскоре Юрий Александрович говорил своим коллегам о Марецкой: «Умна, как бес. Всегда знает, что делает и почему, и зачем, и главное как». Мог ли он устоять перед такой женщиной?
Они поженились, она родила ему сына. Но семейная жизнь не сложилась: Вера Петровна все время рвалась из дома в театр, не сумев создать уютное гнездышко. Позже Завадский столько раз предлагал Вере Петровне руку и сердце, умоляя восстановить этот союз. Но она была непреклонна: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Однако их теплые, дружеские отношения продолжались вплоть до смерти Юрия Александровича, а случилось это в далеком от середины 20-х годов 1977 году.
Марецкая дала ему значительно больше: каким бы талантливым и гениальным ни был режиссер, без вдохновенной, взрывной, завораживающей игры актеров он так и не сумеет реализоваться. А Вера Петровна умела на сцене все. Рассказывают, что когда она, играя роль проститутки Бетти Дорланж в «Школе неплательщиков» Вернейля, подходила к авансцене и произносила в зал: «Господа, совершенно не с кем жить», — зрители просто сгибались от смеха.
Именно тогда, в 20-е годы, сложился творческий дуэт Вера Марецкая — Ростислав Плятт. Их связывала не только сцена, но, как шептались в театре, еще и ложе. Но Плятт был женат на женщине старше его, актрисе театра, которая всегда ему грозилась: «Уйдёшь к Верке, я повешусь. Так и знай!». Он имел основания полагать, что это не пустые угрозы. Мучился сам и страшно мучил Веру. В конце концов, она вышла замуж за другого актера театра Завадского — Георгия Троицкого. Перед самой войной родила ему дочь Машу. Но в 1941 году Георгий ушел добровольцем на фронт и в 1943 году погиб где-то под Орлом.
Столичная штучка превратилась в батрачку
Я чуть-чуть забежал вперед. Перед войной у Марецкой была еще звездная роль в фильме «Член правительства», где она просто блестяще сыграла свою героиню Александру Соколову. Фильм Александра Зархи и Иосифа Хейфица на первый взгляд можно было считать пропагандистским, если бы не искренность и талант 33-летней Веры Марецкой. По фильму бывшая батрачка Александра Соколова заслуживает доверие односельчан, ее избирают председателем колхоза, а потом и депутатом Верховного Совета. Но мужа напрягает эта карьера жены, он уходит.
Как тонкой и столичной «штучке» Вере Марецкой удалось сыграть роль обыкновенной сельской труженицы Саши Соколовой — особый разговор. Актриса готовилась серьезно: она поселилась в крестьянской избе, городского платья не носила и после съемок ходила в одежде с плеча одной колхозницы. Более того, однажды Хейфиц застал ее на берегу Волги за стиркой белья, она лихо била вальком, стоя по колено в воде. Ей дали коня (так требовалось по фильму), и она скакала на нем, сидя на ватнике, заменившем седло. За время работы над фильмом лицо ее обветрилось и загорело, руки стали натруженными. Роль удалась!
Сегодня другие актрисы. Они старательно замазывают тональным каждый вскочивший прыщик, тщательно следят за тем, чтобы на коже рук, не говоря уже о лице, не появилось не морщинки. Впрочем, справедливости ради, я и не вижу, кого из них можно поставить на один уровень с Марецкой…
В годы войны Вера Петровна снялась в фильме «Она защищает Родину», я о нем рассказывал выше. Фильм буквально рвали на части на всех фронтах, он поднимал бойцов и командиров не хуже, чем боевой клич «Ура!». За роль Прасковьи Лукьяновой Марецкая получила вторую Сталинскую премию в 1946 году (первая была в 1942 году за театральную работу). А третьей государственной премией она награждена за роль Варвары Мартыновой в фильме «Сельская учительница», который вышел на экраны в 1947 году. Рассказывают, что после фильма выпускницы педагогических институтов уезжали на село куда более охотно…
Артистический треугольник
А вот с личной жизнью у Веры Петровны все так и не сложилось. Да, у нее имелось много поклонников, чуть меньше друзей, близкие люди (с дочерью и зятем они жили вместе), но у нее было чуть ли не болезненное ощущение того, что вся она принадлежит народу, что должна служить именно ему. Во время гастролей на юге, когда коллеги по театру загорали на солнышке, Марецкая также выходила на пляж и прямо в платье размещалась на лежаке. Когда у нее спросили, почему она загорает таким странным образом, актриса ответила: «Моя красота и тело принадлежат зрителям. Какой же смысл наводить красоту там, где они этого не увидят?»
После странной смерти зятя-ученого (он ушел из жизни добровольно), дочь Марецкой попала в клинику с тяжелым нервным расстройством. От всех этих переживаний и сама Вера Петровна почувствовала сильнейшие головные боли. Она старалась заглушить боль работой, но потом Завадскому и Плятту удалось совместными усилиями заставить Марецкую обратиться к врачу. Оказалось, что у великой актрисы рак мозга…
А далее были операции, бесплодные попытки Завадского спасти ее методом «театротерапии». Он ввел ее в спектакль «Странная миссис Сэвидж». Главную роль в нем сначала исполняла Фаина Раневская. К тому времени великую актрису тоже стало подводить здоровье, и Раневская отказалась от роли в пользу Любови Орловой. И практически тут же Завадский доверил роль тетушки Сэвидж Марецкой. Отношения между этой троицей великих актрис зашли в тупик…
Первым ушла Любовь Орлова, спустя два года — Юрий Завадский. Марецкая пережила своего первого мужа почти на полтора года. Она скончалась, как было уже сказано выше, ровно тридцать лет назад…
Какая женщина! Очень красивая, только светлые и самые хорошие воспоминания и впечатления от сыгранных ролей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кстати, в 65 лет она обучала искусству любви Станислава Садальского.
Об этом я читала в его интервью (А ему тогда было что-то 17 - 18 лет).
Но он отзывается о ней очень уважительно, если не сказать, что с любовью!
А статья очень хорошая и написана хорошо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, великая актриса. Светлая память
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это как в романе Беляева "Человек, нашедший своё лицо" Престо искал актрису, которая могла бы просто полоскать бельё в тазу, и наконец отдал эту роль дочери фермера, у которого жил, пока скрывался от своих недругов. А она так и не свыклась с тем, что стала актрисой, знаменитой на всю Америку, хотя фильм больше всего понравился рабочим и простым девушкам, таким как она сама. Можно сказать, первая "народная" картина. Кста, книга основана на фактах из биографии Чаплина, который отважился показать вместо сюжетов о принцах, рыцарях и древнеримских патрициях жизнь простых людей.
0 Ответить