Водное путешествие занимает несколько часов, возможны, правда, эксцессы: на наших глазах затонул другой катер, и все мы (главным образом, команда, конечно) спасали ошалевших туристов с тонущего катера. Но и купание в Меконге не так страшно, быстрое течение, но зато из Тибета, и это тоже может порадовать некоторых любителей экзотики. Но лучше не пробовать.
По дороге, как везде в Юго-Восточной Азии, вы увидите многочисленные деревни на воде. Меконг — огромная река, истоки ее — в тибетском нагорье, протекает она и по Китаю, Вьетнаму, Камбодже — 4500 километров, образуя озера, часто в мангровых зарослях. Эта великая для Азии река судоходна большую часть года, она же богата рыбой, а в районе Кампучии водятся и крокодилы. Но там живут, работают, едят, размножаются, растят детей и даже занимаются политической деятельностью. Проплывая мимо домика на сваях, на котором написано, что это штаб-квартира правящей партии, начинаешь сознавать парадоксальность нашей эпохи.
А где же красные кхмеры? Как сказал проводник еще в джунглях, указывая на местных жителей: да вот же они — мирные селяне. После камбоджийской трагедии и амнистии, объявленной вернувшимся королем, даже ближайший советник Пол Пота Иенг Сари долгое время был уважаемым человеком, занимаясь политической деятельностью и контролируя часть страны (только недавно, кажется, по требованию США, он был арестован).
В Пномпене существует музей Туол Сленг, посвященный геноциду. Это — одна из грустных достопримечательностей. Когда в 1975 году красные кхмеры захватили столицу и установили диктаторский режим с эвакуацией горожан в трудовые сельскохозяйственные коммуны, страна потеряла до 3 миллионов населения. Кроме книг, иностранных языков и денег (это все вполне понятные предметы ненависти — здесь нет ничего оригинального), были запрещено даже ношение очков. Музей расположен в здании тюрьмы, которая до прихода к власти красных кхмеров была школой. Многие погибшие в этой когда-то школе, а потом тюрьме Пол Пота, были перезахоронены в другом месте — ступе на «Полях Смерти» Чоенг-Ек.
Сам музей впечатляет. Иностранцев. Наша собственная история дает возможность сравнивать… хотя и очень не хочется сравнивать. И не хочется больше о политике и войнах. Кхмеры уже пережили свою трагедию. Были ли они «красными», провьетнамскими или еще какими-нибудь — сейчас все они заняты жизнью. Самой обычной человеческой жизнью, в которой и без того полно проблем. Кстати, кхмеры — не самые многословные люди, когда говорят о сегодняшней жизни, но про чудовищную коррупцию в собственной стране они охотно сообщают.
В Пномпене, который еще называют городом четырех лиц, есть что посмотреть, не зря когда-то его называли «жемчужиной Азии». Это, прежде всего, Королевский Дворец. Очень хороша Серебрянная Пагода, интересен павильон Наполеона. Снова храмы: Храм Ват Пном, индуистский храм Тонле-Бати, «Храм Брови» — буддийский центр Ват-Оуналом, Национальный музей. И, если вы спросите, возможно, и найдете единственный в городе русский ресторанчик…
Роман Солодов, Вспоминая Герцена, грех забывать, что он предсказал крах «нелепого социализма». Но Ленина это совершенно не...