Владимир Александрович Котельников родился в Казани в семье известного математика, профессора Александра Владимировича Котельникова. Владимир с детства отличался не просто тягой к знаниям, а стремлением досконально разобраться во всех физических процессах, с которыми ему приходилось сталкиваться. В 1926 году Владимир переступил порог Московского высшего технического училища им. Баумана, где для него началось восхождение к вершинам большой науки. На способного студента сразу же обратили внимание, еще до окончания ВУЗа он был принят инженером в Научно-исследовательский институт связи РККА.
Перейдя на предпоследнем курсе из Бауманки в отпочковавшийся от неё Московский энергетический институт, он навсегда связал свою научную судьбу с радиоэлектроникой и связью. Окончив институт, Владимир Александрович еще 10 лет оставался в нем преподавателем на кафедре радиотехники, одновременно занимаясь серьезной научной работой в Центральном научно-исследовательском институте связи НКС СССР. Успехи молодого ученого были поразительны. Уже в 1933 году он создал знаменитую теорему отсчетов, которая впоследствии была названа его именем. Именно теорема Котельникова заложила основу теории цифровых систем, став основой для развития сразу нескольких наук.
Следующим открытием мирового уровня стало создание теории потенциальной помехоустойчивости, позволяющей определять качество любых каналов связи — от радиорелейных и тропосферных линий до современнейших оптоволоконных и спутниковых линий связи. Кстати, сюда же можно приплюсовать и мобильную сотовую связь. Так что, говоря по мобильному телефону, вспомните ученого, который еще в годы войны закладывал основы будущей мобильной связи.
Работы Владимира Александровича в период Великой Отечественной войны — это особая страница развития не только радиосвязи, но и криптографии. Еще в 1941 году он научно обосновал требования, которым должна удовлетворять математически недешифруемая система связи. Эта работа и теорема Котельникова стали базовыми для развития отечественной криптографии, позволив создать аппаратуру засекречивания телефонных каналов — знаменитую ВЧ-связь. Все попытки противника «расколоть» ВЧ-связь, оказались безуспешными. О громадном значении этих разработок говорит и то, что в 1943 и в 1946 годах Котельников был удостоен Сталинской премии первой степени.
Значение радиосвязи на войне трудно переоценить, особенно, когда её необходимо осуществлять с разведчиками, работающими за линией фронта. Понимая это, Котельников разрабатывает методы борьбы с помехами в системах радиосвязи и приема слабых радиосигналов. Уже после войны все эти идеи по теории помехоустойчивости он обобщил в докторской диссертации, защищенной в 1947 году. В диссертации было сформулировано понятие потенциальной помехоустойчивости и определены методы ее практической реализации.
Для неспециалистов звучит скромно — «Теория потенциальной помехоустойчивости», а ведь именно она принесла Котельникову мировое признание (о его открытиях в сфере обороноспособности и криптографии мир узнал значительно позже, да и то не обо всех). Даже в наши дни именно на теорию потенциальной помехоустойчивости «опираются» ученые при разработке систем радиолокации, средств радиосвязи и различных информационно-телекоммуникационных систем, которым предстоит работать в условиях сильных помех и целенаправленного подавления.
Стоит отметить, что Владимир Александрович удачно сочетал в себе качества крупнейшего ученого-теоретика, опытного инженера-практика и прекрасного организатора. Так, еще в предвоенные годы он руководил созданием уникальной аппаратуры многоканальной однополосной радиосвязи на линии Москва-Хабаровск. В то время подобных аналогов в мире не существовало.
В 1948 г. Владимир Александрович возглавил создающееся Особое конструкторское бюро МЭИ, став его первым директором и главным конструктором. На этом посту он проработал до 1953 г., внеся существенный вклад в разработку новейших радиотехнических систем, в том числе космической радиоэлектроники. Так что первые спутники появились в космосе не без его участия.
В 1953 году Котельников, которому было всего 45 лет, был избран академиком АН СССР. В этом же году он стал заместителем директора, а в следующем году — директором Института радиотехники и электроники АН СССР. Именно в ИРЭ были начаты работы по созданию планетного радиолокатора и радиолокационному исследованию планет, что стало новым самостоятельным направлением в исследовании космоса. Под непосредственным руководством Котельникова была проведена радиолокация планет солнечной системы: Венеры (1961 и 1964 гг.), Меркурия (1962 г.), Юпитера (1963 г.), Марса (1963 г.). За эти работы Владимир Александрович в 1964 году стал лауреатом Ленинской премии.
Долгие годы Котельников был вице-президентом, а затем (1975−1988 гг.) первым вице-президентом Академии наук СССР. Все это время он не только координировал деятельность отечественной науки, но и сам продолжал активно заниматься научными исследованиями. До последних дней жизни Владимир Александрович отличался ясностью ума и пользовался непререкаемым авторитетом в научных кругах.
Патриарх отечественной науки Владимир Александрович Котельников скончался 11 февраля 2005 года.
За выдающиеся достижения в области радиотехники, радиофизики, электроники, радиолокационной астрономии и информатики
А вот интересно, в оптике, обработке изображений существует аналог «Теории потенциальной помехоустойчивости»? А то всё пытаются восстановить компьютерными методами плохое изображение, или раскрасить его, а может, это и невозможно в принципе.
0 Ответить
отличная статья, 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, Победа ковалась не только на фронте и в цехах...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А я ведь когда-то корячился на срочной службе с этими криптограммами и шифрограммами и не знал, какого милого человека благодарить за такой подарок.
Оценка 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить