Это механизм мышления, прореживающий поступающую информацию. Спасая мозг от переизбыточной нагрузки (а ведь одновременно с получаемой извне возникает и внутренняя информация, например прогнозирование или даже фантазия), фильтры определенным образом пропускают одно, обобщают другое, отсекают третье и стирают четвертое. Именно они влияют на то, как индивид относится к миру: оптимистично или пессимистично.
Сторонники НЛП называют фильтрами восприятия «уникальные идеи, опыт, убеждения и язык, которые формируют нашу модель мира». Не разделяя целиком это мнение, хочу обратить внимание на скорость: если они успевают реализоваться максимум за полминуты знакомства! Да еще действуя по нескольким направлениям…
Физиологические фильтры
Человек воспринимает информацию в определенных пределах, ограниченных возможностями органов чувств:
1) визуальный (зрение), 380−680 миллимикрон;
2) аудиальный (слух), 20−20000 герц;
3) кинестетический (ощущение);
4) ольфакторный (запахи);
5) густаторный (вкус).
Впрочем, специалисты часто последние три объединяют в общее понятие — кинестетики, зато называют еще один канал, тоже фильтруемый, который называется дигитальным (внемодальным) и строится на логике. А теперь добавьте к этому индивидуальные предпочтения в способах получения и обработки информации, в результате которых формируются ведущие каналы…
Фильтр-исключение
Это склонность выбирать то, что подтверждает предварительные представления. Если человек считает, что с ним поступили несправедливо, то исключает из рассмотрения собственное поведение и ограничивает возможности понимания ситуации.
Фильтр-искажение
Это тот «магический кристалл», который действует в отношении внешней и внутренней информации, влияя на воспоминания о прошлом и мечты о будущем, позволяя переживать события и испытывать чувства при взгляде на фотографию.
Фильтр-обобщение
Это механизм, который выстраивает в нашем мышлении события причинно-следственного характера в связную цепочку наподобие мозаики, и он тоже индивидуален. Простой пример, который приводит
— не прикасаться к горячей плите;
— не прикасаться к кухонным предметам;
— не заходить в кухню;
— не заходить в комнаты, где тепло и есть горячие предметы.
В зависимости от выбора варианта будет строиться дальнейшее поведение деточки.
Вот так действуют фильтры восприятия.
А закончить хочется словами Бьюдженталя: «Каждый человек является архитектором собственной действительности. Он постоянно переделывает реальность, более или менее приспосабливая ее к своим нуждам».
Или, как говорит
Мне понравились и сама тема статьи и коменты, писать только нужно "языком не техническим или академическим, а приблеженным к "понятному для народа", просто, понятно и вразумительно. Многие "любознательные" по тем или иным причинам не закончили ВУЗы и по мере "нетренированности" ума и не высокой эрудиции, не могут при всем своем желании, как не напрягайся, проникать в глубины научных терминов и тд Интесную тему читают и перечитывают, сохраняя в "закладках"и "подписываются" ожидая свеженький материал.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оценка предсказуемая. Как только думать надо над текстом, тут и недовольство.
0 Ответить
Да у меня с ними, с оценками, в последнее время вообще что-то такое происходит, Люд... Может, исписалась? Даешь самые что ни на есть практические техники: бери и пробуй, а выходит, будто воспринимаются как советы профана... Это ж все испробовано многажды: со студентами, на тренингах, в консах... Практически даром отдаю Может, потому и не верится?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Нет и нет, Валюша. Не исписалась, наоборот. Понимаю, что писать о плюшках проще и понятнее для многих, кто читает и оценивает. Тема. требующая вдумчивого прочтения не по зубам тем, кто оценивает низко и сам ничего не предлагает. Вот и стой перед выбором - что и где писать и для кого.
0 Ответить
Точно подмечено. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Благодарю от души
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Каждый человек является архитектором собственной действительности. Он постоянно переделывает реальность, более или менее приспосабливая ее к своим нуждам».
"постоянно переделывает реальность" - постоянно ощущаю это на себе.
Ну, казалось бы - куда уж дальше учиться!?
Нет, права поговорка - век живи - век учись!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
На что же он и даден нам, этот век жизни, хоть у каждого и свой, да, Мариш?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, у каждого свой, но если делать упражнения "Око возрождения", Валюшик, - то можно этот век очень сильно увеличить и много чего ещё выучить!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить