В 1940 году, когда Станиславу подошло время выбирать профессию, Западная Украина оказалась занятой советскими войсками и была присоединена к Советскому Союзу. Успешно выдержав вступительные экзамены в политехнический институт, юноша не смог в него поступить — представителям буржуазного класса (отец Станислава был известным врачом-отоларингологом) путь в инженеры был закрыт. Пришлось воспользоваться связями отца и поступить в Львовский медицинский институт. Но учеба оказалась недолгой. Началась война, и Львов оккупировали фашисты.
В годы оккупации Станислав работал сварщиком и помощником механика в немецкой фирме, занимавшейся переработкой сырья, участвовал в движении сопротивления. В 1944 году, когда Советская армия освободила Львов, семья Лемов решила перебраться в Польшу. В Кракове юноша сначала работал сварщиком, но затем, не желая расстраивать отца, продолжил обучение на медицинском факультете Ягеллонского университета.
Диплом врача Станислав так и не получил. Он не стал сдавать последние выпускные экзамены, так как молодых врачей тут же призывали в армию, а ограничился получением сертификата о завершении медицинского образования. Еще в период учебы для заработка юноша стал писать стихи и фантастические рассказы, которые охотно печатали в периодических изданиях. Он и не предполагал, что вскоре научная фантастика станет его профессией.
В 1947 году в еженедельном журнале был опубликован его первый роман «Человек с Марса». Роман особых лавров своему автору не снискал, но ободренный первой солидной публикацией, Станислав принялся за очередное крупное произведение «Госпиталь трансфигурации». Роман (автор называл его новеллой) был опубликован только через 8 лет, которые ушли на переделки и борьбу с цензурой, считавшей произведение идеологически вредным. Кстати, в русском переводе роман увидел свет только в 1995 году под названием «Больница преображения».
Известность писателя-фантаста понемногу росла, и в 1950 году одно из издательств предложило Лему написать роман о покорении космоса. Уже в следующем году научно-фантастический роман «Астронавты» вышел из печати. С этого времени Станислав решил посвятить себя литературе.
Вскоре к писателю пришла настоящая известность, его произведения стали переводить, и они расходились по свету громадными тиражами. Это был период, когда началось освоение космоса, новые технологии активно вторгались в жизнь людей, поэтому интерес к научной фантастике был всеобщим. Людям хотелось заглянуть в будущее, и писатели-фантасты предоставляли им такую возможность.
Будущее, которое показывал читателям Станислав Лем, не всегда было радужным, зачастую оно пугало и даже разочаровывало. Но в целом на начальном этапе своего творчества писателю пришлось встроиться в систему фантастики, развивающейся в странах соцлагеря и повествующей о прекрасном коммунистическом будущем, когда чистые и честные люди совершают научные подвиги и покоряют просторы космоса ради процветания человечества. Именно в таком ключе написаны «Астронавты» и следующий роман «Магелланово облако», вышедший в свет в 1955 году.
Но уже в цикле фантастических рассказов «Звёздные дневники Ийона Тихого», которые Станислав Лем с перерывами писал многие годы, автор предстает перед читателями уже в совершенно другом свете. Ведя повествование от имени астронавта и исследователя космоса Ийона Тихого, он не только раскрывает перед читателями в мир науки будущего, но и откровенно иронизирует над представлениями об «идеальном» обществе, которое ждет человечество, а иногда и пародирует штампы, утвердившиеся в социальной научной фантастике. Он специально нумерует путешествия вразброс (после 3-го может идти 12-е
К концу 1950-х годов он создает нового героя, который в течение трех десятилетий будет «путешествовать» по его повестям и романам. Это пилот-космолетчик Пиркс, ставших для многих читателей любимым героем у Лема. На примере своего нового героя автор убедительно показывает, что наши современные проблемы не будут чужды людям будущего, которые тоже будут любить и ненавидеть, сомневаться и страдать, стремиться к совершенству и идти на самопожертвование, чтобы остановить возможную катастрофу.
Любопытно, что в 1961 году, когда человек впервые отправился в космос, Лем издал научно-фантастический роман «Возвращение со звёзд», показывающий, что может ждать астронавтов, вернувшихся после длительного полета на Землю. Его герои возвращаются из полета, когда на Земле прошло 127 лет. Они застают преображенное общество, где людям при рождении проводят процедуру беатризации мозга, нейтрализующую агрессивность и усиливающую инстинкт самосохранения. Вернувшиеся из полета астронавты в этом обществе чужие, перед ними стоит нелегкий выбор — стать изгоями или принять ценности нового общества. Поневоле им снова захочется улететь в космос, чтобы вернуться в привычный для себя мир.
Пожалуй, одним из самых известных произведений писателя стал роман «Солярис», рассказывающий о взаимоотношениях людей далекого будущего и разумного океана, покрывающего поверхность планеты Солярис. По роману уже снято несколько фильмов. Удивительно, но роман был написан буквально на одном дыхании, всего за несколько дней. Но видимо, внутренняя работа писателя шла долгие годы, чтобы затем «выплеснуться» на страницы рукописи, не зря же это произведение продолжает волновать читателей и побуждает искать ответы на вечные вопросы о возможностях и последствиях контактов человечества с внеземными цивилизациями.
За свою жизнь писатель создал много произведений. Среди них не только фантастика, но и серьезные научные труды, философские рассуждения о мире и месте в нем человека, даже юмористические повести и детективы. Пересказывать произведения писателя — дело неблагодарное. Их надо читать, ведь каждый в них найдет для себя что-то особенное, помогающее не только заглянуть в будущее, но и лучше познать себя самого.
Великий писатель ушел из жизни 27 марта 2006 года. Но остались его книги, которые приоткрывают людям окно в мир будущего, а главное — заставляют думать.
Слово "как" можно смело заменить на "зачем", "почему", "кому" или совсем убрать, смысл не изменится и ответа в статье на него нет.
А вообще дайджест на отлично.
0 Ответить
Завеса В будущее - так не говорят.
0 Ответить
Говорить-то говорят, но правильно "над". Спасибо, поправили.
0 Ответить
Много пятёрок за любимого многими
писателя. Примите и мою.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, С.Лема надо читать, это точно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хороший материал, интересно было почитать. Спасибо!
Лем - вообще удивительное явление в мире фантастики. Мне кажется, никто так глубоко и психологично не смотрел в будущее. Это особенно остро чувствуется сейчас, когда в фантастических фильмах и книгах почти исключительно экшен, а если и есть место человеческим отношениям, то это просто стандартные модели поведения, перенесенные в фантастический антураж. И - никаких общечеловеческих вопросов и проблем...
0 Ответить
Кста, в романах Лема прослеживаются капиталистические тенденции - тот же Ийон Тихий останавливается в "Хилтонах" и "Ритцах", пользуется товарами известных западных брэндов, путеводителями Бэдэкера etc. И помойму по версии Лема в будущем должен победить капитализм, тогда непонятно, как его вообще в СССР издавали.
0 Ответить
Не очень люблю фантастику, но писатель необыкновенно талантлив. 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Завеса - нечто висящее. Над чем-то. Ее можно приподнять, отодвинуть. Открывают - хоть в другую комнату, хоть в будущее - например, дверь.
Статья приятная.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, поправил.
Оценка статьи: 5
0 Ответить