Командующий ВВС был склонен именно к тому, чтобы отменить перелет: ему с самого начала не нравилась ситуация, когда командиром экипажа он вынужден был назначить не военную летчицу Полину Осипенко, а гражданскую — Валентину Гризодубову. Но кто ж знал, что Валентина проявит такую настойчивость?
Разрешение на перелет было получено вечером, а летчицы узнали об этом уже утром. Та же Гризодубова только и успела попрощаться с родителями, поцеловать мужа и сына, и помчалась на аэродром.
«Врага» арестовали, только себе хуже сделали…
Казалось бы, все обстоятельства против рекорда. Например, за несколько дней до перелета внезапно был арестован полковник Алехин, который отвечал за радиосвязь с самолетом «Родина» (именно так называлась боевая машина). А, учитывая тот факт, что его арестовали как шпиона, радиопозывные заодно с частотами решили поменять. Правда, штурмана Марину Раскову никто не соблаговолил предупредить об этом.
Она успела дернуть Гризодубову перед самым стартом: «Валя, что делать, радиостанция не работает!» Командир экипажа была уже на «взводе». «Вчера работала?» «Работала!» «Может быть, предохранители перегорели?» «Может, и предохранители…» «В полете их можно заменить?» «Можно!» «Тогда полетели!»
Тут же подскочил инженер: «Топливо залито, чуть больше 5,5 тонн. По расчетам хватит на 30 часов полета!»
Рискованное это было мероприятие. Топливо располагалось в 17 цистернах между кабинами первого и второго пилотов. Его общий вес составлял чуть меньше веса самого самолета. «Летающая цистерна», — успела подумать Гризодубова…
Они взлетели относительно легко. Но тут же попали в зону мощной облачности. Не прошло и нескольких минут, как «Родина» была покрыта ледяной корочкой. Нужно было срочно покидать эту зону…
Поздравляю соврамши…
25 сентября в газете «Правда» было опубликовано следующее сообщение: «24 сентября 1938 г. в 8 час.12 мин. утра по московскому времени известные всем летчицы-орденоносцы Гризодубова Валентина Степановна, капитан Осипенко Полина Денисовна и старший лейтенант Раскова Марина Михайловна (штурман) вылетели в беспересадочный полет из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолете…»
В вечерних газетах появилось сообщение ТАСС: «Ход перелета самолета «Родина»:
«В течение всего дня 24 сентября штабом перелета поддерживалась радиосвязь с самолетом «Родина».
В 17 час. 34 мин. самолет, находясь на высоте 5000 метров, сообщил по радио свои координаты (г. Каргат) и дальнейшем регулярно передавал сообщения о полете. Полет протекал успешно. Затем самолет вошел в зону фронта со снегопадом и дождем. Весь дальнейший маршрут до озера Байкал протекал в сложной метеорологической обстановке, и связь с самолетом была нерегулярной…»
В общем, все как всегда — сказать народу правду не хватило духу. Как ни билась Марина Раскова, но «оживить» радиостанцию ей так и не удалось. И полет с самого начала, по сути, проходил вслепую.
Обморозились, но не сдались…
Он складывался еще хуже, чем могли себе представить в «управлении полетом». В нем высчитывали месторасположение самолета по количеству «сгоревшего» топлива. Через два часа полета «Родина» может находиться там-то. Через десять — в десяти часах лету от Москвы. На самом же деле Гризодубова уходила то с одной высоты, то с другой, избегая неблагоприятных условий. Вопреки всем прогнозам, ей пришлось забираться на высоту почти 7,5 км. Здесь уже пришлось использовать кислородные маски. Но был и еще один существенный минус — Осипенко и Раскова на лютом холоде обморозились…
Еще в Москве было решено, что сразу за Байкалом «Родина» изменит курс на 30 градусов для того, чтобы выйти к Транссибу. Но низкая облачность не позволила сориентироваться на местности, а потому Гризодубова решила курс не менять, чтобы случайно не залететь в Монголию или даже в Китай.
Ночью Полина Осипенко сменила на шесть часов своего командира, давая возможность ей немного поспать. А утром Гризодубовой удалось вырваться из пелены облаков, и она, наконец, сориентировалась, где находится. Над Шанторскими островами Охотского моря!
Рекорд состоялся. Но горючего было в обрез. Инженер ей говорил, что горючего хватит на 30 часов полета. Однако уже через 26 часов двигатели начали чихать…
Посадка на болоте…
Внизу была гористая местность, садиться было негде. И тут как спасение — бассейн реки Амгунь, сплошные болота. Это, по сути, последний шанс…
Сначала с высоты 2300 м командир приказала прыгать Марине Расковой. Так, по крайней мере, можно разделить шансы на выживание. А Гризодубова и Осипенко приземлились на болото. К счастью, не утонули…
Покинуть самолет они не могли, ожидали, что вот-вот к ним проберется Раскова. Запас продуктов был на несколько дней, но связь отсутствовала. Была только одна надежда, что их обнаружат еще до того, как запасы еды закончатся. Это произошло только 4 октября, когда поисковый самолет опознал силуэт «Родины»…
Но беда на этом не закончилась. Когда над «Родиной» начали кружить самолеты, пытаясь приободрить летчиц, два из них столкнулись в воздухе. В результате катастрофы погибли более 20 человек…
Три судьбы
Гризодубова, Осипенко и Раскова с триумфом возвратились в столицу. Им было присвоено звание Герой Советского Союза. А дальше их судьба сложилась так. Полина Осипенко погибла в авиакатастрофе 11 мая 1939 года вместе с летчиком Анатолием Серовым. Марина Раскова погибла 4 января 1943 года, тоже в авиакатастрофе. И только Валентина Гризодубова избежала этой участи. Она умерла в Москве 28 апреле 1993 года, на 83-м году жизни…
Такое не придумать и не сказать: "Как в кино"...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я обязательно дам это прочесть моему знакомому академику! Кста, он регулярно справляется о ваших очередных публикациях.
Оценка статьи: 5
0 Ответить