Туристы, которые приезжают полюбоваться историческими и архитектурными достопримечательностями города на Неве, посещают, в основном, Адмиралтейский, Петроградский, Василеостровский и Центральный районы — небольшие по размерам, но наиболее богатые дворцами, музеями, соборами, памятниками. В самый большой по территории Пушкинский район, в который входят города Пушкин (Детское, или Царское село) и Павловск, туристов везут ради знаменитых дворцов и парков — Екатерининского, с янтарной комнатой, Александровского и Павловского. В состав Петродворцового района входят целых три города — Петергоф, Ломоносов (Ораниенбаум) и Стрельна. О достопримечательностях этого района известно всем: лучшего дворцово-паркового ансамбля с фонтанами, чем в Петергофе, нет в мире нигде. Да и воссозданный Константиновский дворец в Стрельне, ставший президентской резиденцией, по роскоши мало с чем может сравниться. Но это парадный Санкт-Петербург. Как бы отдельно стоят Курортный район, вытянувшийся вдоль северо-восточного берега Финского залива, с многочисленными санаториями и пансионатами, и Кронштадт на острове Котлин, бывшая морская цитадель.
Остальные десять районов — труженики, бывшие рабочие окраины, или новые территории новостроек, так называемые «спальные районы». Мы живем в Невском районе. Сюда редко возят туристов, маловато тут достопримечательностей. А вот особенности есть, о них и хочу рассказать.
Невский район образован после Февральской революции 1917 года. В марте прошлого года торжественно отмечали его 90-летие. С 1920 года по 1948 год район назывался Володарским, а с 1949 года и по настоящее время — Невским. До 1968 года в него входила только территория по левому берегу Невы, затем присоединили правобережную часть, интенсивно растущий район новостроек. И теперь Невский район — единственный в городе, расположенный по обоим берегам Невы. Обе части района соединяют три моста — Финляндский железнодорожный, Володарский автотранспортный и недавно построенный, уникальный по своему инженерному решению Вантовый мост, которому дали название Большой Обуховский. Движение по нему было торжественно открыто 15 декабря 2004 года.
Общая площадь района составляет более 61 кв. км, население 455, 4 тыс. человек — гораздо крупнее некоторых областных центров! Левобережная часть района более старая, занимает 45% территории, на которой проживает 35% населения. Это Невская застава, на заводах которой были созданы первый русский паровоз, первая подводная лодка, первый трактор, а в 18-м веке здесь было основано уникальное производство фарфора — знаменитый Ломоносовский завод.
Правый берег вполне можно было бы выделить в отдельный район, он возник на месте небольших деревень и застраивался уже в годы после Великой Отечественной войны. Правобережная часть занимает 55% площади и 65% населения Невского района. В чем же необычность Правобережной части района? Почему я дала статье такое название? Да потому, что названия улиц здесь — как музей большевиков. Вряд ли где-то ещё, в других городах, есть такое масштабное сочетание революционных наименований улиц!
Вдоль правого берега Невы протянулась Октябрьская набережная, а параллельно ей идет Дальневосточный проспект, и территория между ними — промышленная зона. Там находятся грузовой терминал речного порта, объединение «Невская мануфактура», ОАО «Пигмент», многочисленные автопредприятия, складские помещения, и редкие жилые дома старой постройки (60-х годов прошлого века).
Главной же магистралью правобережной части является Проспект Большевиков, протянувшийся более чем 6 км с северо-запада на юго-восток, от улицы Коллонтай до Октябрьской набережной. Свое имя проспект получил 2 октября 1970 года когда здесь началось интенсивное жилищное строительство. Долгое время с восточной стороны проспекта, от пересечения с улицей Новоселов и до выезда на Мурманское шоссе можно было видеть деревянные сельские дома — поселок станции Нева. Он частенько использовался при съемках кинокартин о сельской жизни студией «Ленфильм». Теперь здесь высятся новые многоэтажные жилые дома с квартирами повышенной комфортности.
Строго параллельно Проспекту Большевиков идут еще три, правда, более короткие: Искровский, Товарищеский и Солидарности. Между «большевиками» и «товарищами» протекает небольшая речка Оккервиль — приток реки Охты. В начале 90-х годов ХХ века здесь, от начала Проспекта Большевиков, проложили вдоль берега Оккервиль короткий, длиной всего в один километр, Проспект Пятилеток, а почти перпендикулярно ему Российский проспект, такой же коротенький. На самом берегу речки, где как бы лучами сходятся эти три проспекта, находится знаменитый Ледовый дворец, построенный всего за два года. Начали строить в 1998 году, а в 2000 году там уже прошел Чемпионат Мира по хоккею с шайбой. Хотя вокруг строительства Дворца было много жарких споров, особенно по поводу дороговизны и целесообразности, сейчас жителей Правобережья этот многоцелевой спортивно-концертный комплекс радует. Там занимаются в спортивных школах и дети и взрослые, регулярно устраиваются концерты звезд мирового уровня и отечественных артистов, проводятся соревнования хоккеистов и фигуристов, постоянно работает каток,
Перпендикулярно Проспекту Большевиков, от улицы Кржижановского до Дальневосточного тянется на 4 километра улица Коллонтай, названная так в честь Анны Михайловны Коллонтай, первой в мире женщины-министра и женщины-дипломата. Далее, по мере движения на юго-восток, параллельно Коллонтай, идут улицы, названные именами революционеров —
Рядом с Проспектом Пятилеток находятся совсем новые улицы, еще не полностью застроенные —
На Проспекте Большевиков две станции метро: в 1985 году была открыта одноимённая с проспектом станция, наземный павильон которой находится на улице Коллонтай, у начала проспекта, а в 1987 году построена станция «Улица Дыбенко», на пересечении Проспекта Большевиков и улицы Дыбенко. Недавно, нынешним летом, в печати появилось сообщение о скором переименовании обоих станций метро — «Проспект Большевиков» — в «Оккервиль», а «Дыбенко» — в «Весёлый посёлок». Но есть много противников изменения имен, в первую очередь возмутилось управление метрополитена. Да и населению непонятен смысл переименования. Ведь изменение названий обойдется в огромную сумму, лучше направить эти деньги на ремонт дорожного покрытия — дороги в Питере в ужасном состоянии, да и во дворах сплошные колдобины. И потом, район строился относительно недавно, улицы получали свои имена «при рождении», зачем что-то менять, ведь это наша история, ее не изменишь, как бы этого кому-то не хотелось…
Статья замечательная. Да, правда,когда приезжаешь в Питер, бежишь по музеям, двоцам и знакомым местам. Район Ваш красивый - это видно по фотографиям. Захотелось пройтись по его проспектам. Спасибо за мини-экскурсию.
0 Ответить
Маленькая деталь. В границах конца 60-х Москва была меньше нашего любимого города. К примеру, протяжённость МКАД была 109 км. За МКАД была уже область. А в то время в Ленинград административно входили Всеволжск, Сестрорецк, Пушкин, Петродворец, Ломоносов, Кронштадт и ещё много я пропустил. Кто знает геометрию, то может посчитать радиус.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Моква была основана на месте одной деревни. А Питер на месте 40. Это только Пушкин напутал, что возвели Питер "на берегу пустынных волн". Это историческая метафора. На самом же деле в 18 веке на месте основания Питера находилось около 40 поселений лишь в центральной части города. Еще задолго до шведской оккупации этой территории эти поселения принадлежали Великому Новгороду. Так что легенда, что Питер возводился на пустынных местах, мягко говоря, брешет. На Васильевском стояли охотничьи поместья Делагарди, на месте Адмиралтейства - позднее шведское поселение. В устье Фонтанки стояли деревни Каллила. Сабирино, Одинцово, Кухарево, Максимово, Волково, Купчино - в других частях города. На повороте Невы стояло селение Спасское из которого и начался знаменитый штурм Апраксина 1 мая в 703 году на шведскую крепость Ниеншанц. А через 15 дней после этого основали Петербург, но гораздо ниже по течению, почти в устье Невы на Заячем острове.
0 Ответить
Вы меня улыбаете... Вас послушать, то вдоль Невы до самого устья был сплошной Зеленогорск с Сестрорецком, а "волны" до самого устья были застроены мостами, гатями и плавучими городами. Вот Юнтоловский разлив Дерипаска скоро застроит - и не будет у Питера уникального заказника. Но пока там только "пустынные волны". Так и на Неве было. Низкие заболоченные берега. Да, заселённые, но все равно пустынные.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А вот это вы там уже сами с Дерипаской пальцуйте. Когда-то при Собчаке хотели на побережье Финского от Озерков до Зеленогорска Диснейлэнд построить. Народ не понял и задробили. Ни хрена там пустынного не было. Чего бы тогда шведы воевали эти места, болот ради? Вы когда-нибудь знали в истории хоть одну войну за гнилые места? Жили великие новгородцы на прекрасных местах, сухих и обжитых. Я Ленинградскую область пехом облазила - много ли болот у нас? Мы с Вами как в разных Питерах жили. Где болота-то? Это вот из Васькина острова болота сотворили рукотворно: каналы нарыли, а водичку не запустили. Венеции не получилось. Засыпали. Питеру - привет! Зимой прилечу - порядок наведу. Хрен Дерипаске!
0 Ответить
Поздно. Там не только он. Там и Серёжа Матвиенко, новоиспечённый миллиардер.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо всем за комментарии. Я с Владимиром во многом согласна, особенно по поводу "Авроры", не зря туда не иссякает поток туристов. В статье не входило в мои планы обсуждать кто прав во время революции, а кто виноват, история рассудит со временем. (Во Франции день Парижской Коммуны почитают до сих пор). Насчет Николая Второго, не зря его Кровавым называли ещё до революции, на его совести жертв более чем достаточно. А переименовывать все подряд - значит переписывать историю, да и деньги немалые тратить на это. Ведь Ленинград до сих пор в памяти всего мира - это город выстоявший в блокаду, символ мужества.Когда я говорю, что я из Санкт-Петербурга, то здесь, в США, не все сразу соображают, где это, думают - во Флориде( там с таким же именем город), а когда говорю, что из Ленинграда, все уважительно кивают головой и пытатся сказать что-то приятное. Если бы от переименования улучшилась жизнь людей!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ах, Петербург! Что за жизнь, право... Что-то мне сегодня с утра все Гоголь вспоминается О! Кажется уже не только он:
Я люблю этот город, знакомый до слез... - Точно, выпало счастье жить в нем
Я этим городом храним и провиниться перед ним, не дай мне Бог, не дай мне Бог, не дай мне Бог вовеки! - В общем, с твоей легкой руки, Гера, я распелась, аки пташка утренняя Пасиб
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И как интересно, что город переименован, а область - ленинградская до сих пор, а улицы наши названы именами бандитов и убийц. А райоон 3-х дураков, как в Питере острили. И Дыбенко-бандюга. Питеру нашему еще долго в щелочах перед Россией великой отмываться за грех заворушки. Чего утворили, то сейчас вся Россия ест. Велик город и велик его грех. ВЕСЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ окружен Лениградской областью. Зона? Оазис? Чирей? Не знаю, ребя. Это зловонное чудо АВРОРА еще не оттянули на металлолом. Так и стоит - падло! Фашистов наглядкой агитовать. Ага.
0 Ответить
Это кого убийцами считать... Можно и реабилитированного Кровавого бандитом назвать - приказал безоружный народ около своего дома расстрелять. Где были и женщины, и дети. Тогда уж пусть Москва отмоется за 150 человек погибших, которые погибли во время обстрела всенародно избранного демократического Верховного Совета. Или ещё раньше, когда 26 Октября 1917-го юнкера уничтожили роту охраны Московского Кремля, что стало первым случаем террора в жизни новой России, "белого" террора. А это чудо "Аврора" было кораблём-героем, участвовавшим в Цусимском сражении, защищавшим своими орудиями Ленинград от немцев, стоявших на Пулковских высотах. Или Вам с фашистами было бы уютнее?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я-то причем: в Питере фашистов-скинхедов своих хватает. Вот они на Аврору и молятся в спальных районах трех дураков. Наука топонимика как раз и отражает советский идиотизм: к северу от Веселого поселка между проспектом Косыгина и шоссе Революции целый район пересекается идиотскими топонимами - проспектами Ударников, Энтузиастов и Передовиков. Сам Веселый поселок наводнен улицами имени бандитов Дыбенко, Крыленко и Антонова-Овсеенко - как мы звали - "район трех хохлов". Зачем было менять название самого города на изначальное, если в городе остались такие улицы и город Петербург находится в Ленинградской области. Кто-то видит смысл? А теперь по поводу Авроры. Не поленитесь, Володя, почитать исторические источники и не комментируйте, если твердо не уверены в информации, а то неудобно получается - кто- то и поверит сдуру. Аврора никогда не защищала блокадный Ленинград. Спущена на воду в 1900. В 1904-5 годах этот "корабль-герой" участвовал в Цусимском побоище и еле унес ноги на Филиппины, бежав с позором из театра военных действий. И иолько в 1906 еле причапал в Крондштат. В 17 году Временное правительство приняло решение о выводе этой "героической" ржавой банки из Петрограда обратно в Крондштат, но матросня замитинговала. (И так родился анекдот про телеграмму из Зимнего на Аврору: "Узнали, что на Авроре одни холостые. Женский батальон сдается без боя"). В 18 году все 14 152-мм орудий были с Авроры сняты и переданы Волжской флотилии ( в том числе и та пушка, которая шарахнула холостым по Зимнему). На Авроре взамен были установлены 130-мм орудия. А в 41 году все орудия были сняты с борта крейсера и установлены на Дудергофских высотах, одна из пушек была установлена на бронепоезде Балтиец. Так, что этот дредноут во время блокады стоял мертвой ржавой посудиной и не одного выстрела не сделал по Пулкову. Нечем было элементарно. Далее, тот утюг, что стоит на Петроградской и вовсе не является той Авророй, воевавшей в Цусиме. В 48 году крейсер-близнец Диана ( постройки Адмиралтейской верфи также 1900 года), механизмы которого были в лучшем состоянии, поставили на вечную стоянку под видом Авроры, а Аврору отправили в Германию на распил. В 84 году сгнившую мнимую Аврору реставрировали на судостроилке им.Жданова. (Думаю, что "отряд не заметил потери бойца"! - город Аврора нисколько не украшала). Есть версия, что этот новодел стоит не на воде, а на твердом основании-фундаменте. Но это надо в НИИ "Рубин" уточнять. Город не зря сложил частушку: Ты - наша слава в дни позора./ Семь футов под водой, Аврора! Если Вы ленинградец, то такие вещи следовало бы знать, а не переводить стрелки на меня персонально. Это - открытая информация.
0 Ответить
Начну с конца. Я точно не помню год, но мы ездили с дружеской встречей на завод в Кронштадте (почувствуйте разницу!) по поводу успешного окончания капитального ремонта крейсера. Корпусной ремонт производили в Кронштадте - Ждановский находился - теперь Северная верфь, до революции - Путиловская , скромно скажем, несколько в другом месте. Остатки корпуса уехали в прямо противоположном направлении.
Ну а теперь о главном. Я в 1965-м работал на заводе, где построили крейсер, в партийной библиотеке видел документы, посвящённые крейсеру. В Цусимском сражении "Аврора" потеряла более 100 человек экипажа, получила большие повреждения. В начале войны на батарею "А" было снято 9 (!!!) орудий из 10. Всю войну она простояла около Ораниенбаума (Ломоносова) - Ораниенбаумского пятачка в подзатонувшем состоянии. Так что на стоянке стоит та и не совсем "Аврора" - в 80-х реставрацией занимался парень, который жил в нашем доме (жил в Лигово, а работал - в Кронштадте). Я бы рассуждал на Вашем месте о том, в чём Вы хоть немного разбираетесь. Кстати, крейсер абсолютно не мобилен - у него все установки в рабочем состоянии, но он специально посажен на монолитный фундамент. По пути из Кронштадта на место вечной стоянки он поучаствовал в съёмках фильма "Залп "Авроры". Наш завод тоже участвовал в реставрации. Я - ленинградец, причём достаточно компетентный. А Вы разбираетесь в фортификации, судостроении, боевых действиях? Что такое война, знаете?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Знаю. В партийной библиотеке, Володя, можно и не то вычитать. В судостроении отработала 2 года техническим переводчиком. Еще при Бутоме. На номерном судостроительном заводе. По распределению после окончания. Так выпала карта. От носа до кормы знаю каждую деталь судна, т.к. наш отдел проверял суда на патентную чистоту. И все спецификации к судам, построенным с 1969 по 1972 переводила я лично. С НИИ "Рубин" и с питерскими судостроителями работали напрямую. Ведь все узлы ворованные были - надо было выкручиваться. Из ВНИИПВ не вылезали, поскольку все - непатентованное устанавливали. С Александрией, Херсоном и Николаевым. С допуском номер раз. За что просидела в отказе. За катер идиота Гречко. За 6 пальцев на руке у Королева на мозаичном панно. И на войне побывала в горячей точке. Угощаю. И звание имею. Поэтому если я о чем-то спорю, то знаю, о чем говорю. Если ваш парень жил в Лигово, то это не значит, что он что-то знает о реставрации подделки. Крутил свою гайку. Я вообще-то с Московского проспекта , куда нам до Лигово!, сиворылым. Откройте на любом поисковике - инфа о том, что Аврора стояла безоружная всюду доступна. А орудийных площадок и орудий на ней было 14. Если бы 4 платформы пустовали, руководству бы снесли башку. При 130 мм подсчитайте как военспец(?) вес платформ под эти орудия. Какой идиот при облегчении веса от калибра позволил бы себе недоустановить штатное количество? А сняли орудия правильно, они - короткострельные. Дальность полета снаряда до Пулкова смешная. Даже до Автово смешная. Вот до Вашего Лигова сакрального, пожалуй, дошмалял бы в молоко, если бы от контрфорса крейсер не развалился. Его броня была, если Вы знаете, клепочная, а не сварная - вся серия 1900 года была клепочная. Ваша правда, в фортификации ничего не смыслю, но что с бабы взять да и на что она мне. Мой дом - уже моя крепость.
0 Ответить
Согласен. Хотя, несмотря на неудачную конструкцию и переделки, он был всё же боевым крейсером. Но 130-ти мм орудий было 10, из которых забрали только 9 на Воронью. Правда, с памятью у меня давно плохо - я только цифры и запоминаю. С чем-то я её спутал. Может с крейсером "Киров" Дмитрия Витальевича. Был у меня в знакомых-приятелях такой заслуженный командир. А парень жил в Лигово, а варил на "Кронштадтском Морском", где "Авроре" всю кузовню и делали. Мы праздновали окончание и я туда ездил со своими спиногрызами. Я больше с его (Бутомы) племянником работал и с Карзовым, что у него в замах ходил. Я в Судпроме со школы (на Ждановском практика была), там от хрущёвского охранника пинка получил, когда этого гадёныша вплотную увидел. Потом на "Судомехе" , "Ритме", "Румбе", "ВИАСМе", с 1972-го в "Крестах", лагере, в Волосово-Гатчине, с 1977-го на"Знамя Октября" - теперь "Армалит-1". Общался со многими славными судостроителями, директорами заводов. С питерских, гатчинских, свердловского, заводов. Это моя отрасль. Моё дело. Хотя я и программист с финансово-экономическим образованием... Так что мне фамилии Бутома, Дубровский, Глебов, Шуляковский, Карзов, Андреев и др. - не пустой звук. Для Вас специально - секретная страничка на моём сайте: Читайте "Выпуски".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В Горелово я ради друга-сидельца пристроила родственника Бирюкова в нач. отряда. Интересно, напиши мне в личку, не сидел ли кто при моем протеже. А вот тебе хохма , но на украинском:
Я прийшов собі домой
Жінки нема вдома
Сам собі я Плоскина ( директор судостроительного завода)
Сам собі Бутома.
0 Ответить
Гертруда, как я люблю этот город. Мне он нравится во все времена года. Снимки получились чудесные. 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Ольга! Я вообще обожаю свой город, в нем так много интересных мест и за пределами исторического центра!
Оценка статьи: 5
0 Ответить