• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Проценко Грандмастер

Дауншифтинг – это что?

Любой житель большого города хорошо понимает пресловутую белку в колесе и не понаслышке знаком с днем сурка… Жители мегаполисов словно всю жизнь участвуют в соревновании «Выше, дальше, быстрее». Начиная с рождения они стремятся к тому, чтобы «удержаться на плаву», а если повезет или постараться (в зависимости от жизненной концепции) — то и оказаться на верхушке нашего человеческого муравейника.

С самого детства люди играют по правилам, навязанным социумом, чтобы достигнуть вожделенного успеха: чтоб работа — престижная, семья — всем на зависть, дензнаки не просто не переводились — но плодились и размножались со скоростью дрозофил. И чтоб друзья гордились таким знакомством, а родители радовались… (или, напротив — в пику им всем!).

Чтобы люди стремились к вершинам, стараются все: и родители учат «нужным вещам», и глянец начиная с пубертата неустанно демонстрирует модели «успешной жизни», и реклама подсовывает сюжеты, «к которым надо стремиться» — от «правильной» машины до «правильных» жены или мужа…

Однако в какой-то момент некоторые люди начинают понимать, что проживают они, собственно, чужую жизнь. Хотят не того, что хочется именно самому, а того, что принято, того, что ценно для всех и каждого, что понятно и близко всем и каждому. Как научили, как натаскали — так и живут, как в песне Высоцкого про чужую колею: «Я цели намечал вроде на выбор сам, а вот теперь из колеи — не выбраться»…

И тогда словно открываются глаза: для чего я пытаюсь заработать столько денег? Для чего я работаю 6 дней в неделю и четвертый год без отпусков? Для чего я ежегодно меняю машину, хотя вполне устраивает предыдущая? Для чего я тащусь в отпуск в Европу, как принято — хотя хочу в Домбай; для чего ежеквартально хожу на корпоративы, где воротит от всего — но ведь принято; для чего надеваю каждое утро галстук (ну или каблуки и бюстгальтер — в зависимости от пола) — фу, проклятые удавки! — я люблю спортивный стиль, но ведь — не принято!

Почему я читаю только периодику по специальности и — как максимум — еще инструкцию к освежителю воздуха на баллончике в туалете, а до остального со школьных времен уже просто не доходят руки? Почему мне приходится тратить по 2−3 часа своей жизни, тупо сидя в пробках и вдыхая выхлопы всех собравшихся в городе автомобилей? Почему своих лучших друзей я вижу 2 раза в год — 31 декабря и в день рождения (в самом лучшем случае), хотя живу в трех кварталах от них? Словом, список можно продолжать до бесконечности.

И вот, когда критическая масса подобных «почему» достигается, человек и становится тем самым дауншифтером. Он кричит «эврика!», продает квартиру, машину и бизнес и наконец-то расслабляется.

Практически всегда дауншифтер меняет место работы — на менее ответственное и «нагруженное» обязанностями и условностями. Ежегодно ряды «свободных художников» пополняются не только не сумевшими пристроиться на постоянное место работы свежеиспеченными выпускниками, но и фрилансерами по убеждению, изрядную долю которых составляют дауншифтеры.

Нередко они меняют и место жизни. Не обязательно — но частенько — дауншифтер едет к черту на кулички: иногда в глухую, но живописную деревню (ориентируясь на чистоту и эстетику природы), а чаще всего на океанские побережья, например — в ГОА. Это — своеобразная Мекка дауншифтеров.

Кто же они такие? Дауншифтеры — это люди, добившиеся в этой жизни многого, однако решившие не продолжать карабкание вверх по лестнице успеха, а сознательно выбравшие понижение своего «уровня жизни», престижа и веса в обществе — для того, чтобы жить в свое удовольствие и заниматься только тем, к чему душа лежит. Это люди, которые слишком долго (и слишком старательно) жили «как надо» и заработали, наконец, право жить как хочется.

Как правило, им от 30 до 45, они — жители крупных городов, и в прошлом — владельцы собственного бизнеса, или люди, занимавшие топ-посты в крупных фирмах. Им было что терять, однако же они пошли на эти жертвы, потому что перестали воспринимать благосостояние и все его атрибуты как ценность — для них они стали каторжными колодками. И с криком «Чунга-чанга!» эти люди рванули от нашего перегруженного условностями и навязанными ценностями социума туда, где им хорошо — к солнышку, к океану, к неспешной жизни вне графика…

Не в шалаш, безусловно: как правило, любой дауншифтер имеет дом, общается (если хочет, конечно) с друзьями и родными, оставшимися в Старом мире, по Интернету; питается отнюдь не отбросами — экологически чистыми (без натяжек) продуктами. Словом, живет в свое удовольствие. Этим, собственно, и отличается дауншифтер от разорившегося неудачника: разнит их принцип добровольности выбора и возможность жить так, как всегда мечталось — море, пальмы, закаты и восходы потрясающей красоты — и никуда не надо спешить…

Замечу, однако, что при всей привлекательности мысли освободиться от условностей и сбежать поближе к первозданной природе способ этот подходит далеко не всем. И если подобная мысль придет вам в голову после прочтения данной статьи — вернитесь ко все тому же Высоцкому:

«Эй, вы, задние, делай, как я: это значит — не надо за мной! Колея эта только моя. Выбирайтесь своей колеей…»

Возможно, вы придумаете что-то еще лучше — как знать?

Статья опубликована в выпуске 22.11.2008

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: