В 60-е годы, когда сразу в нескольких областных центрах были созданы студии телевидения, начинающие дикторы учились мастерству по записям Ольги Высоцкой и Юрия Левитана. И эта заочная школа была не только первой ступенькой в их трудовых биографиях, но и оставила неизгладимый след, так что учениками этих двух ярких мастеров могут не без основания считать себя не только те, кто работал рядом с ними, но и большой отряд зачастую незнакомых им коллег…
«Синяя птица» не улетела…
…Она родилась 12 июня 1906 года в Москве в семье электрика, работавшего на железной дороге. Тогда железнодорожное ведомство было одним из самых сплоченных и организованных в стране, можно сказать, государство в государстве. А вокзалы зачастую считались настоящими очагами культуры, особенно в тех населенных пунктах, где они были едва ли не самым капитальным строением в поселке…
Одним словом, дети железнодорожников имели возможность гармонично развиваться в различных кружках. Так, 8-летняя Ольга перед самым началом Первой мировой войны пришла в детский клуб «Зарница», где занималась сначала в двух кружках: танцевальном и художественного чтения, а потом еще и театральным увлеклась.
Именно в этом детском клубе и зародилась, по большому счету, любовь к родному слову, умение выделять ударением наиболее значимую часть предложения. И в театральной студии «Синяя птица» (в те годы творчество Мориса Метерлинка считалось чуть ли не знаковым) Олю отметили и предсказывали большое творческое будущее.
Все так и думали — после окончания школы девушка поступит в какой-либо театральный вуз. Но она выбрала другой путь: устроилась на фабрику сортировщицей шелка. А в свободное время очень много занималась спортом. Это сейчас никого не заставишь делать утреннюю физическую зарядку, а тогда без легкой разминки с утра не начинался ни один день, в том числе и выходной.
С помощью этой «физической зарядки» Ольга и сумела громко заявить о себе. В те годы выполнять комплекс упражнений советским людям помогало… радио. Каждое утро из «тарелок» в коммунальных квартирах раздавались позывные, после которых бодрый голос ведущего объявлял: «Начинаем комплекс утренней физической зарядки. Приступаем к первому упражнению. Исходное положение — ноги на ширине плеч…»
Критиковать легче всего. А ты попробуй…
Попробовала выполнять эти упражнения и Ольга, которая занималась тогда с детьми в родном клубе. Далеко не все получалось. И тогда комсомолка настрочила гневное письмо Владимиру Васильевичу Набокову. Он как раз отвечал за подготовку этих программ. Что-то задело его в том письме, и он пригласил ее в первую малюсенькую радиостудию на Никольской, познакомиться. Закончилась эта встреча любопытным предложением: улучшать передачу «Утренняя гимнастика» не советами со стороны, а реальным участием в ней.
Так что первая должность Ольги Высоцкой на радио не диктор, как считают многие, а позер, то есть человек, который выполняет упражнения под команды спортивного инструктора…
Впрочем, скоро все поменялось. За Ольгой старенькая машина радиостудии приезжала одной из первых, где-то в четверть пятого утра, для того, чтобы после новостей, которые тогда начинались в пять часов, передать комплекс физической зарядки. Но случалось так, что сами дикторы опаздывали (машина с пугающей регулярностью ломалась). И тогда Олю просили прочитать текст за диктора. У нее был поставленный голос, хотя поначалу ей пришлось изрядно потрудиться, чтобы избавиться от «каши во рту», так называли тех, кто собрался стать диктором с недостаточно хорошей дикцией…
«Зеленые человечки» в эфире
Но самое яркое впечатление на Ольгу Сергеевну произвело телевидение. В самом начале своего становления оно было черно-белым, и существовало много различных тонкостей. В частности, для того, чтобы лица людей, появляющихся на экранах, смотрелись более естественно, гримеры-пастижеры густо накладывали толстый слой зеленого грима.
Однажды с этим вышел казус. Высоцкая как-то вспоминала, что ей пришлось вести беседу с легендарными летчиками — Чкаловым, Байдуковым и Беляковым. Первыми пришли Байдуков с Беляковым и, увидев лягушачье зеленое лицо Высоцкой, посчитали, что над ними просто издеваются. Еле-еле уговорили их нанести боевую окраску. А каково было Валерию Чкалову, который прибежал в студию прямо «на флажке». Увидев «марсианские» лица боевых друзей, он ни капли не сомневался, что это гнусный розыгрыш, что есть силы хлопнул дверью и выскочил в коридор. Пилота еле догнали и упросили нанести грим…
Пришлось Ольге Сергеевне рассказывать Валерию Павловичу, что зеленое лицо не самое страшное, что может быть. На свою первую запись физзарядки она пришла в элегантном ярко-красном купальнике. Только начали вести программу, как оператор начал яростно размахивать руками: красный цвет «не читался» и Олечка выглядела на экране в стиле «ню»…
Высоцкая, конечно же, хотела быть ведущей на телевидении. Но у нее был один существенный недостаток: она очень любила жестикулировать. А на экране это сразу бросалось в глаза. С другой стороны, на радио можно было делать любые движения, слушатели этого ничего не видели. Вот поэтому и не задержалась так долго на телевидении Ольга Сергеевна. Но ее голос знали и любили миллионы советских людей.
Судьба послала Победу
Конечно, самыми трудными были годы Великой Отечественной войны, первый ее период, когда наши войска оставляли один город за другим. Да и во время осады Москвы выходить приходилось под грохот орудий. Но дикторы никогда не покидали своих мест, не спускались в бомбоубежище…
Судьба наградила Высоцкую сполна. Дежурили дикторы парами, мужчина с женщиной, чаще всего через день. Ночь с 8 на 9 мая 1945 года выпала очередь работы Высоцкой и Левитана. В 2 часа ночи в студию вошел Юрий Борисович, держа в руке какой-то текст. По радостному лицу ведущего все сразу поняли: это Победа!
А 24 июня 1945 году Ольге Сергеевне довелось вести репортаж с парада Победы…
Высоцкой одной из немногих сотрудников Всесоюзного радио было присвоено почетное звание — народная артистка СССР, около 60 лет провела она с микрофоном.
Живая душа человека
У нас на «Школе жизни» самые интересные статьи тоже озвучивают дикторы. А потому хочется передать им и их коллегам, работающим со слушателями, пожелание Ольги Сергеевны Высоцкой.
— Я считаю, что это такая благодарнейшая возможность самовыражения и самореализации для человека, который подходит к микрофону. Он должен делать это с трепетом, любовью и высочайшим профессионализмом. Надо работать не покладая рук, с первого дня до последнего — совершенствовать язык, помнить о том, кто тебя слушает, никогда не забывать о том, с кем ты говоришь, никогда не считать микрофон — только металлическим предметом, а помнить, что за этим — живая душа человека. Всегда…
Фото Ольги Сергеевны Высоцкой я взял с сайта Музея радио и телевидения…
Больше всего мне понравилось про зелёный грим на лице...
Читала галопом и не поняла сначала, для чего такое нужно. Возвращалась несколько раз назад, чтобы наконец понять, что это за трюк!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Голос... да!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Прекрасная статья. Спасибо, Юрий.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Машенька...
0 Ответить
Да, это было до войны. Я как раз этим занимался...
0 Ответить
А когда у нас телевидение вышло из экспериментальной стадии? Это было ещё до войны?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за статью! Я ещё помню утреннюю зарядку по радио, которую вела диктор Ольга Высоцкая!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий, это был чудесный человек и чудесный голос. 5!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить