Так бывает очень редко. Вспомнив все экзаменационные муки с обоих сторон стола — как в роли студентки, так и в роли экзаменатора, я решила написать это маленькое пособие для сдающих экзамен.
Рассмотрим весьма распространенный случай — глобальный дефицит знаний. Весь семестр студент собирается посетить хотя бы несколько лекций, но так и не попадает в аудиторию. Все время, отведенное для подготовки к экзамену, он собирается посвятить зубрежке чужих конспектов и рекомендованных преподавателем учебников. Но увы… И времени не хватает, и заумь из учебников в голову не лезет.
А бывает, что студент старается изо всех сил, а предмет не дается. Причем самое обидное — не дается обычно второстепенный предмет, который вовсе не относится к избранной специальности. А ведь экзамен сдавать нужно! Что делать?
Любой сдающий экзамен должен знать: первое, чего не выносят преподаватели — это молчания. Если студент молчит, смотрит на экзаменатора жалкими, преданными, собачьими глазами, такими умными-умными, и дар речи не прорезается в течение ближайших 30 секунд, то подобное «собачье» поведение вызывает лишь чувство раздражения и автоматически снижает шансы успешно сдать экзамен.
Поверьте, для преподавателя экзамен — это вовсе не счастливый день. Экзамен — нудный производственный процесс, и всегда хочется, чтобы он прошел без задержек и проблем. Молчаливый студент — это проблема. А любую проблему хочется устранить. Самый простой способ устранения — поставить два балла и отправить «учить матчасть». Быстро и без особых затрат энергии.
Поэтому молчать на экзамене — провальная методика, обреченная на неудачу. Нужно говорить. Другое дело — что говорить. О погоде — бессмысленно. Желательно рассказывать что-то, имеющее хотя бы приблизительное отношение к предмету.
В этом плане очень показателен старый студенческий анекдот.
Студент, собираясь на экзамен по биологии, успел выучить только один билет, в котором рассказывалось про блоху. Больше, увы, он ничего не знал. Как назло, ему достался вопрос о коровах. Студент, преданно глядя на преподавателя, начал: «Корова — это просто потрясающее животное! Она дает молоко. А еще сыр, масло и шкуру. Корова имеет рога, тело ее покрыто шерстью. А в шерсти живут блохи. Блоха же — это такое животное…» — далее все следовало про блоху, во всех подробностях.
Преподаватель, удивившись подобному ответу, задал дополнительный вопрос. О собаках. «О, собаки! — обрадовался студент. — Собаки — это животные, друзья человека. Они охраняют дома, стада, квартиры и отдельных личностей. Собаки покрыты шерстью. А в шерсти живут блохи. Блоха же — это такое животное…».
Подобная ситуация повторилась еще с несколькими вопросами. В конце концов преподаватель не выдержал. «Ну, а теперь расскажите о рыбах!», — заявил он, считая, что поймал студента. Тот же обрадовался еще больше. «Рыбы — это животные, живущие в водной среде, — счастливо улыбаясь сообщил студент. — Они покрыты чешуей. А вот если бы они были покрыты шерстью, то в шерсти жили бы блохи. Блоха же — это такое животное…».
Студента, знающего хотя бы о блохе, невозможно завалить на экзамене. Если, конечно, он не растеряется и будет говорить, вместо того чтобы изображать умную и преданную собаку. Всем хорошую, только очень молчаливую. Фактически этот анекдот — прямое руководство к действию, рецепт успешной сдачи экзамена при минимуме знаний.
Дело в том, что ни один преподаватель не настроен заваливать студента на экзамене (кроме тех случаев, когда существует личная неприязнь). Преподаватель готов выслушать и о блохе — ведь это демонстрация хоть каких-то знаний. То есть можно поставить положительную оценку, хоть и низкую (если студент не знает вообще ничего, кроме физиологии блохи). Зато не придется возиться с этим студентом на переэкзаменовке, не нужно будет тратить на него время.
Каждый студент должен помнить — преподаватель заинтересован в положительной оценке. И только от студента зависит, сможет ли экзаменатор такую оценку поставить. Учтите — он очень, очень хочет это сделать! Ему нужно просто немножко помочь.
Несколько слов о личной неприязни преподавателя. Вызвать ее не так уж и сложно. Ведь преподаватель — тоже человек (это положение мы примем как аксиому). К сожалению, достаточно студентов, которые считают данное утверждение теоремой, да еще и недоказуемой. И совершенно не учитывают особенности характера конкретного преподавателя. Более того, считают, что им это и не требуется. По их мнению, преподаватель обязан оценить их уникальность. Оно-то да, но чисто человеческие черты характера могут и подвести…
Например, представьте, что экзаменатор — женщина бальзаковского возраста, от которой недавно ушел муж. Дочь ее неудачно замужем, а сын никак не может найти себе приличную работу и потихоньку спивается. Естественно, в студентках она будет видеть ту соперницу, к которой ушел муж, а в студентах — представителей «неподходящей» компании сына или аналоги зятя. Возможен вариант, когда студенты будут представляться ей соперниками сына в роли кандидатов на вакансию в приличной фирме. Причем соперниками успешными.
При этом наша дама — очень милый человек. У нее просто есть болевые точки. Ну так и незачем топтаться по больным мозолям! Самая красивая студентка может изобразить из себя серую мышку — чтобы не вызвать чувство ревности. Самый успешный и самоуверенный студент может на полчаса прикинуться робким молодым человеком. И избавиться таким образом от проблем с экзаменатором.
Узнать особенности характера преподавателя не так и сложно — они проявляются во время учебного процесса. И если даже не удается уточнить нюансы личной жизни экзаменатора, то по крайней мере можно точно сказать: нравятся ли данному экзаменатору успешные студенты, или он предпочитает скромных молодых людей, следует ли он моде (если нет, то не стоит являться на экзамен в «новаторской» одежде, лучше один раз в году вспомнить старую «пионерскую» формулу: белый верх, черный низ), насколько высок его уровень жизни (если зарплата экзаменатора копеечная, то приходить на экзамен в дорогой одежде крайне не рекомендуется)… Простое наблюдение за преподавателем может дать очень многое.
Есть проблема, которую не может разрешить наблюдение за преподавателем или блестящее знание физиологии блохи — страх перед публичными выступлениями. Множество людей считает, что в некоторых случаях легче умереть, чем выступить перед аудиторией. Экзамен — это именно выступление перед аудиторией, которая представляется максимально недоброжелательной.
Но дело в том, что преподаватель — аудитория доброжелательная! Он просто мечтает как можно скорее поставить оценку (положительную!) и сбросить со своих плеч экзаменаторские обязанности. Поэтому все, что нужно — убедить себя в данном факте.
Тут могут помочь некоторые упражнения. Например, рекомендуется довести свой «страх сцены» до абсурда, дрожи в коленках, нервной икоты. И когда ужас достигает пика, становится ясно — оно того не стоит. Нет смысла бояться, ничего страшного не произойдет.
Принимать успокоительное перед экзаменом не стоит. Даже безобидная валерьянка способна снизить скорость реакции, притупить мыслительные процессы. «Общий пофигизм», который представляется желательным многим нервным студентам, не ведет к успеху. Гораздо лучше будет расслабиться и подышать по системе 8−4−8 (вдох-пауза-выдох). Успокаивает не хуже валерьянки, а заодно прочищает мозги, вместо того чтобы их оглушать.
Удачных вам экзаменов!
А ещё есть преподаватели, которые вытягивают за уши (даже в том случае, если не симпатизируют именно этому человеку
Оценка статьи: 5
0 Ответить