• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гертруда Рыбакова Грандмастер

Какой американский писатель похоронен у Кремлевской стены?

Этот человек прожил короткую, но очень яркую, насыщенную жизнь. Родившийся 22 октября 1887 года, в американском городе Портленд на берегу Тихого океана, он умер в Москве 19 октября 1920 года от сыпного тифа, не дожив три дня до своего тридцатитрехлетия. Его с большими почестями похоронили у Кремлевской стены, где в то время хоронили самых преданных революции героев. Тот, кто бывал на экскурсии в Мавзолее Ленина и в Некрополе у Кремлевских стен, вспомнят, что на гранитном надгробии этого американца высечены слова: «Джон Рид, делегат III Интернационала, 1920».

Улица, на которой мы живем в Санкт-Петербурге, носит имя Джона Рида.

Ещё улицы Джона Рида есть в подмосковном городе Серпухове и в Астрахани. Но далеко не все знают, кто такой Джон Сайлас Рид (John Silas Reed), чем заслужил он такую честь? Я как-то спрашивала нескольких соседей по дому, знают ли они что-то об этом человеке. Люди среднего возраста путают его с известным в 60-е — 70-е годы певцом Дином Ридом, многие вообще не знают ни о том, ни о другом.

Люди старшего поколения вспомнят, что на уроках истории в старших классах учителя кратко рассказывали о Джоне Риде и рекомендовали прочитать его книгу о Великой Октябрьской Социалистической революции «10 дней, которые потрясли мир». Но в пятидесятые годы прошлого века (как и в более ранние периоды) эту книгу было нелегко найти в библиотеках, ее в СССР не популяризировали, издавали малыми тиражами, в сокращенном варианте. Как считают многие, одна из причин этого — в книге нет ни слова о Сталине, зато имя Троцкого упоминается в каждой главе. Впервые я прочитала книгу Джона Рида, учась в университете, да и то в сокращенном варианте. А теперь нашла ее полный текст в Интернете и просто на одном дыхании прочла. Ее можно назвать лучшей книгой об Октябрьской революции.

О короткой, но яркой жизни Джона Сайласа Рида написано немало статей и даже книга в серии «Жизнь замечательных людей», так что желающие могут всегда прочитать их. Вкратце, биография его такова: родился в семье крупного чиновника, учился в лучших школах, а высшее образование получил в самом престижном американском Гарвардском университете, где обучались дети только самых богатых и привилегированных слоев общества. И среди студентов — отпрысков богачей, организовал Социалистический клуб! После окончания Университета стал работать журналистом. Бунтарь по натуре, Джон Рид всегда был там, где происходили стачки, рабочие волнения, в гуще классовой борьбы пролетариата. Он писал яркие репортажи о стачке текстильных рабочих в городе Патерсоне, затем о восстании горняков на шахтах Рокфеллера в штате Колорадо, где власти учинили жестокую расправу над восставшими и их семьями.

В конце 1913 года Джон Рид переходит границу США, направляясь в бушующую Мексику, где на борьбу поднялась армия безземельных крестьян под командованием легендарного Панчо Вильи. Итогом поездки, помимо многочисленных статей для газет и журналов, стала книга «Восставшая Мексика». Рид пишет о нищих мексиканских крестьянах, с которых священники десятилетия подряд продолжали брать налог, давно отменённый законом, о боях, в которые ему случалось попадать вместе с армией Панчо Вильи. И конечно, о самом народном лидере, который, лишь к сорока годам научившись читать и писать, в занятых им городах открывал многочисленные школы.

Началась Первая мировая война 1914−1918 гг., и Джон Рид всюду, где грохочут пушки. Он пытается увидеть мировую войну с двух сторон — сначала глазами войск «Антанты», а затем, перебравшись по другую сторону линии фронта, из немецких окопов. Он побывал в Италии, Франции, Англии, Германии, Греции, Сербии и даже в Российской империи, куда он приехал в 1915 году, и вскоре подвергся аресту за смелые разоблачения царского правительства. В 1916 г. он возвращается в США, редактирует революционный журнал «Массы». А летом 1917 г. Рид снова спешит в Россию, низвергнувшую самодержавие, где в первых революционных стычках распознал приближение великой классовой войны. Русская революция захватила его безраздельно! Паспорт американского журналиста открывал ему двери по обе стороны сражавшихся. 25 октября 1917 года (в своей книге он использует даты по новому стилю и называет революцию Ноябрьской) Рид сначала проникает в Зимний дворец, занятый юнкерами. Группа американцев беспрепятственно ходит по залам дворца, запоминая мельчайшие подробности: усыпанный окурками пол, разорванные картины. А в конце дня он уже снова здесь в составе красногвардейцев, идущих на штурм Зимнего.

Он был вездесущ: на многочисленных митингах, на заседаниях различных комитетов, съездов, в Смольном и в Таврическом дворцах, ездил к солдатам под Петроградом, встречался с Лениным, Троцким, Каменевым, с правыми и левыми… В своем предисловии к книге Джон Рид пишет: " Эта книга — сгусток истории, истории в том виде, в каком я наблюдал её. Она не претендует на то, чтобы быть больше чем подробным отчётом о Ноябрьской революции, когда большевики во главе рабочих и солдат захватили в России государственную власть и передали её в руки Советов". И далее ещё: «В этой книге, первой из ряда книг, над которыми я работаю, мне придётся ограничиться записью тех событий, которые я видел и переживал лично или которые подтверждены достоверными свидетельствами; ей предпосланы две главы, кратко обрисовывающие обстановку и причины Ноябрьской революции».

Он собирал материал повсюду, переходя о места на место — полные комплекты «Правды», «Известий», всех прокламаций, брошюр, плакатов и афиш. К плакатам он питал особенную страсть. Каждый раз, когда появлялся новый плакат, он не задумываясь срывал его со стены, если не мог добыть иным способом. В те дни плакаты печатались в таком множестве и с такой быстротой, что трудно было найти для них место на заборах. Кадетские, социал-революционные, меньшевистские, левоэсеровские и большевистские плакаты наклеивались один на другой такими густыми слоями, что однажды Рид отодрал пласт в шестнадцать плакатов один под другим. Его друг и коллега Альберт Рис Вильямс вспоминал: «Ворвавшись в мою комнату и размахивая огромной бумажной плитой, он воскликнул: «Смотри! Одним махом я сцапал всю революцию и контрреволюцию!»

Ещё в предисловии к книге Рид пишет: «В борьбе мои симпатии не были нейтральны. Но, рассказывая историю тех великих дней, я старался рассматривать события оком добросовестного летописца, заинтересованного в том, чтобы запечатлеть истину.»

Весной 1918 года Джон Рид возвращается в Америку и в рекордно короткий срок — менее чем за месяц, работая целыми сутками, пишет книгу «Десять дней, которые потрясли мир». В книге двенадцать глав, а после предисловия, перед первой главой, Рид дает подробнейшие вступительные замечания и пояснения, где характеризует все политические партии, важнейшие организации, центральные комитеты и прочие организации России. Естественно, что опубликовать подобную книгу было невероятно сложно, несколько копий рукописей были конфискованы. Но все же в марте 1919 года ее удалось выпустить. На первом экземпляре Джон Рид написал: «Моему издателю Горацио Ливрайту, едва не разорившемуся при печатании этой книги». Ибо отважный Ливрайт был единственным в Нью-Йорке, кто решился на публикацию.

Буржуазная американская пресса отказывалась публиковать материалы Рида о России, и он создает свои собственные журналы «Революционный век» и «Коммунист». В 1919 г. он становится одним из организаторов Коммунистической рабочей партии Америки, образовавшейся из отколовшегося левого крыла Социалистической партии, и редактирует ее орган «Голос Труда». В качестве делегата Коммунистической партии Америки Джон Рид приехал в 1920 г. в Москву на II Конгресс Коминтерна, но вскоре заболел тифом и умер.

В заключение посоветую прочитать книгу американского писателя Джона Рида всем, кто хочет получить правдивую картину того далекого времени.

Статья опубликована в выпуске 22.10.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: