А «превращать» балерин в «березок» Надежда Сергеевна уже научилась. Очень скоро Мира Кольцова стала солисткой знаменитого ансамбля «Березка».
Сегодня в коллективе около ста танцоров. Почти до последних дней своей жизни, три десятилетия Надеждина руководила «Березкой».
А начиналось все так…
Надя могла часами танцевать в школьном хореографическом классе. Она была невысокой, тонкой, пластичной. Когда начинала звучать музыка, ее воображение рисовало разные радостные картины. Ей казалось, что она не в холодной комнате для занятий, а где-нибудь на поляне, где множество цветов… Надя видела зеленый луг, в который хотелось упасть лицом…
Она родилась в Вильно (Польша) в 1908 году, более 100 лет назад, в семье известной писательницы
Но Надежда настояла на своем. Она стала ученицей известного педагога
Она летела домой как на крыльях. «Мамочка, — радостно воскликнула Надя, — я уезжаю в Москву. Я — артистка балета!» Александра Яковлевна грустно спросила дочь: «Значит, твоя мечта сбылась?» Надежда опустила голову, задумалась на мгновение, потом уверенно ответила: «Сбудется, обязательно сбудется».
9 лет упорного труда в Большом театре принесли результаты. Надежда участвовала в балетах «Конек-Горбунок», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядера», «Раймонда»… Ее страсть к танцам была оценена по достоинству. Она перетанцевала в театре русские, украинские, испанские, венгерские народные танцы. Актеры сбегались посмотреть, как лихо девушка отплясывает озорные и веселые танцевальные мотивы.
В 1941 году Надежду попросили поработать в коллективе ансамбля Сибирского военного округа в качестве художественного руководителя. Дело это было для нее новое и ответственное, но она справилась, хотя больше приходилось заниматься хозяйственной работой, а не творческой. А спустя 3 года, когда Надежде исполнилось 35 лет, ей предложили работу в балетном отделении Московской эстрады. Она с присущей ей энергией и неутомимостью практически полностью обновила коллектив, поменяла репертуар. Казалось, что все в ее жизни складывалось удачно. От гастролей нет отбоя, зрители принимают новый коллектив на «Ура!», цветы, аплодисменты, поклонники…
У нее молодой и талантливый муж, известный художник, график
И тут долгожданный сюрприз. В коллективе народного хора г. Калинина (Тверь) не было руководителя для постановки танцев. Надежду пригласили поработать, и она согласилась. Впервые она должна была работать не с балетной труппой, а с танцевальным коллективом. Потом Надежда не раз благодарила судьбу за столь щедрый подарок. Несколько лет подряд она ездила из Москвы в Калинин и обратно, мысленно «протанцовывая» все фрагменты движений.
И опять был грандиозный успех, залы, полные зрителей, хвалебные статьи в газетах…
Но она была бы не она, если бы не решилась сказать себе, что давно готова работать самостоятельно, с собственным коллективом. «В 40 лет все начинать с нуля? — спрашивали знакомые, узнав о решении Надежды. — Зачем? У тебя сейчас слава, успех, награды. Как от всего этого разом отказаться?» Только муж Владимир Васильевич радостно заметил: «А знаешь, Надя, я даже рад за тебя. У меня все позади, а у тебя все только начинается».
Теперь она целыми днями пропадала в учебных заведениях, танцевальных коллективах, по «крупицам» собирала свой коллектив. И вот в 1948 году впервые на сцену театра московского сада «Эрмитаж» вышли 16 статных девушек в красных сарафанах с платочками в руках и веточками березы. «Хоровод» зрители приняли с радостью. Всех покорили лиричность, неспешный, как потом он стал называться, «плывущий шаг» Надежды. После этого выступления хоровод стал называться «Березка», а его руководитель взяла себе псевдоним Надеждина.
Надежда Сергеевна сама придумывала танцы. Ее «Карусель», «Березка», «Прялица», «На осенней ярмарке», «Лебедушка», «Сибирская сюита», «Сударушка» и многие другие были настоящими хореографическими новеллами. По сути, Надеждина создала особую танцевальную школу. Трудно было поверить, что это не сцена вращается, а танцуют девушки. Через несколько лет Надеждина пригласила в «Березку» мужчин-танцоров. Со временем появился и свой оркестр народных инструментов…
Мира Кольцова, народная артистка РФ, художественный руководитель Государственного хореографического ансамбля «Березка» им. Н. Надеждиной отметила свой творческий юбилей — 60-летие. Из них вот уже почти 40 лет она руководит «Березкой».
Муж Кольцовой, Леонид Константинович Смирнов, является главным дирижером оркестра ансамбля. Сын Филипп — композитор, пианист, автор музыки к мультфильмам и телепрограммам, член Союза композиторов РФ, кавалер ордена «Служение искусству». Внук Николай — студент композиторского факультета Московской консерватории им.
Неслучайно их семью все в ансамбле называют музыкальной «шкатулкой». В своей работе Мира Кольцова следует заветам своего Учителя — Надежды Надеждиной, которая всегда преклонялась перед русским фольклором. Постановки Кольцовой «Радуга», «Раздольная», «Кружевницы», «Петрушка» в исполнении ансамбля известны в 80 странах мира. Артисты «Березки» побывали в Италии, Греции, Аргентине, Чили, КНДР, Испании и Китае, а также в Польше, на Кипре.
Одна из парижских газет опубликовала статью под названием «Русский характер «Березки». Журналисты писали о том, что достаточно увидеть хотя бы один концерт «Березки», чтобы узнать Россию… В танцах актеров — русский нрав, сила и красота народа.
Огромное спасибо ансамблю "Березка" - это действительно НЕЧТО, ВЕЛИКОЛЕПНО!!! и вообще слов нет, жаль, что редко видно на экране этот Уникальный ансамбль!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
алла усенко, спасибо!!!
0 Ответить
Много лет прожила в близком соседстве с моисеевцами и березкинцами А через дом - Борис Санкин с семьей, с его дочкой Катенькой моя Наташка вместе играла на детской площадке По-моему, "Ритмы планеты" - тоже в этом ряду уникальных танцевальных коллективов.
Плывущий шаг "Березки" - это, конечно, диво дивное
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена, такой танец есть только у "Березки". Спасибо за оценку.
0 Ответить
Спасибо, коллеги, за оценки и мнения.
0 Ответить
А меня в детстве раздражал этот ансамбль. Казалось, что они ездят на колёсах, которые у них под юбкой вместо ног. И думал, что у других стран характер лучше - тянуло уже тогда на экзотику...
0 Ответить
Мне повезло, я трижды видела ансамбль "Березка" вживую, на сцене, а не по ТВ. Да, их танцы по уровню можно сопоставить только с ансамблем Моисеева и Махмуда Эсамбаева.Современное дикое топанье на эстраде и вихляние голыми ляжками к искусству нельзя отнести. Спасибо за статью!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я тоже поклонница "Березки".
Такое искусство уже можно назвать классическим.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, один из символов все же ушедшей эпохи - и со знаком качества. Настоящие профессионалы и без закидонов там, где этого не нужно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, спасибо.
0 Ответить
Я не особый любитель народного танца, но на концерты ансамбля Моисеева и Березки всегда хожу с удовольствием. 5
0 Ответить
Хорошая статья, но я последнее время об ансамбле не слышал.
0 Ответить
Алексей. он жив-здоров. Недавно выступил в Китае. Во время олимпийских игр.
0 Ответить