Говоря об идеологичности сказок про Незнайку, надо отметить что открыто она проявилась лишь во второй книге — о путешествии в Солнечный город. Помню, как я поразился, когда спустя десяток лет впервые заметил, что название города неприкрыто перекликается с «Городом Солнца» — коммунистической утопией итальянского философа XVII в. Томмазо Кампанеллы. В утопии воссоздан чудесный проект города будущего, где нет частной собственности и царит всеобщее изобилие. Установки Хрущева на построение коммунизма за 20 лет как нельзя лучше передавали настроение той поры, когда писался «Незнайка в Солнечном городе».
Конечно, чтобы попасть в столь удивительное место, необходим своеобразный «портал». Мечтатель Незнайка, не привыкший к упорному последовательному достижению цели, получает такой «портал» из рук чародея в виде волшебной палочки. И вот наш разгильдяй в компании романтической Кнопочки и маргинала-стоика Пачкули Пестренького врываются сумасшедшим вихрем в безмятежный город счастья, подвергая эту утопию настоящим испытаниям на прочность.
В этой книге мы узнаем основы социального устройства двух городов коротышек. Например, выясняется, что в Цветочном городе общество напоминает первобытный коммунизм и экономика основывается на натуральном обмене. В Солнечном же городе мы видим уже развитый коммунизм со свободным распределением благ, любуемся техническими чудесами, а также знакомимся с удивительно деликатной милицией.
" - …У вас просто: иди в столовую и ешь, чего душа пожелает, а у нас поработай сначала, а потом уж ешь.
— Но и мы ведь работаем, — возразила Ниточка. — Одни работают на полях, огородах, другие делают разные вещи на фабриках, а потом каждый берет в магазине, что ему надо.
— Так ведь вам помогают машины работать, — ответил Незнайка, — а у нас машин нет. И магазинов у нас нет. Вы живете все сообща, а у нас каждый домишко — сам по себе. Из-за этого получается большая путаница. В нашем доме, например, есть два механика, но ни одного портного. В другом каком-нибудь доме живут только портные, и ни одного механика. Если вам нужны, к примеру сказать, брюки, вы идете к портному, но портной не даст вам брюк даром, так как если начнет давать всем брюки даром…".
«- …Сколько лет работаю в милиции, и ни разу не было случая, чтоб прохожие водой обливались. Думаю, ему надо прочитать коротенькую нотацию и отпустить поскорей домой, а то как бы он на нас не обиделся…
— Я тоже ужасно боюсь, что он может обидеться. Отпусти его, пожалуйста, Свистулькин. Внуши ему как-нибудь поделикатней, что обливаться водой нехорошо, и попроси вежливенько извинения за то, что мы задержали его…
— Хорошо, — согласился Свистулькин.
— Да приведи его, кстати, сюда, я тоже попрошу извинения за то, что разговаривал с ним слишком строго».
Положение о научно-техническом прогрессе как неизменном условии построения коммунизма, а также увлечение самого Носова наукой и техникой приводят к тому, что «Солнечный город» оказывается пугающе перегружен описаниями всяческих механизмов. Повесть стала несколько громоздкой, хотя, возможно, это лишь мнение взрослого, потерявшего детский интерес к различного рода изобретательству. Хотя почему же детский? Многие «изобретения» из сказки Носова постепенно воплощаются в жизнь (теленаблюдение за уличным движением, винт мясорубки вместо колес и даже газировка как топливо для машины).
Итак, в Солнечном городе трудятся преимущественно машины и небольшой обслуживающий их персонал. Остальное население занято либо развлечениями, либо свободным творчеством. Однако взгляд писателя на утопию не столь утопичен, как кажется вначале. Достаточно было Незнайке по недоразумению превратить трех ослов из зоопарка в людей, чтобы покой Города Солнца оказался нарушен.
«Им всем троим по-прежнему казалось странным, что они ходят не на четырех ногах, а на двух. Их все время одолевало желание опуститься на четвереньки и закричать по-ослиному, но какая-то внутренняя сила удерживала их от этого. В результате неудовлетворенного желания их начинала грызть тоска, белый свет становился не мил, и все время словно сосало под ложечкой, а от этого хотелось выкинуть какую-нибудь скверную шутку, чтобы и у других на душе сделалось так же нехорошо, как у них».
Три асоциальных хулиганских элемента действуют подобно детонатору. Они неисправимы по сути. И как и других «аномалий», их не может быть много. Но под их влиянием оказывается все больше и больше вполне нормальных и достаточно «коммунистических» коротышек (получивших прозвище «ветрогонов»). И оказалось, что город, отвыкший от опасностей (кроме разве что скоростной езды на машинах), совершенно не имеет иммунитета против случайного «вируса».
Мир и покой возвращается в утопию так же, как и нарушился: по мановению волшебства. В счастливом, по сути, конце звучат грустные нотки. Путешествие в будущее завершилось, волшебная палочка потеряла свою силу, надежда на быстрый «чудесный» безболезненный скачок «из общества необходимости в общество свободы» невозможен. Даже в сказке.
Окончание цикла статей о Незнайке см. здесь >>>
Кстати, в мультфильме про Солнечный город стиль какой-то очень странный - Незнайка не имеет своей традиционной шляпы и вообще похож на девчонку, Кнопочка одета в кимоно, а Пёстренький - не то в подобие наряда "белого клоуна", не то в пижаму, Волшебник одет в женское платье и практически копирует волшебника из мультфильма "Замок Лгунов", население Солнечного города одето в основном в белые брюки-клёш и короткие чёрные курточки с белыми галстуками-жабо, причёски у всех супермодные, со сложной завивкой, милиционеры - скорее всего роботы, директор зоопарка носит причёску-перманент и усики шильцем, сторожиха - вылитая статс-дама, только с метлой, ветрогоны ещё больше похожи на нашенских стиляг, причём у Брыкуна - усы, а у Калигулы даже небольшая бородка, архитектура тоже пугающе-странная, заборы и ограды есть, но чисто декоративные (например для нелегального проникновения в зоопарк каких-либо усилий не требуется вовсе).
0 Ответить
Денис Леонтьев,
Точно
Гламурный мульт вышел!
Впрочем, он мне жутко ни нравился - ни в детстве, ни теперь.
0 Ответить
Сергей Курий, в детстве я его просто не понял. Мультфильм про Незнайку на Луне сделали тоже халтурно, меня эта халтура резанула ещё при первом просмотре, хотя отдельные остроумные находки есть, а Жулио там очень напоминает рекламный образ одного из американских "магазинов на диване" - ну, такой брыластенький дяденька в бакенбардах, он на всех их анонсах, контора эта торгует в основном садовым инвентарём и всякими сомнительными прибамбасами для автомобилистов-чайников. А Мига - вылитый Паниковский. Но то, что редактор жёлтой газетёнки Гризль в конце перевоплощается в китайского монаха-отшельника, поистине повергает в шок.
0 Ответить
Денис Леонтьев,
В шок повергает почти всё. Адекватный фильм по "Луне" - это ведь сталинская пропаганда!
0 Ответить
Сергей Курий, а вот необычный вариант иллюстраций к Незнайке. Ещё в процессе написания книжка Носова стала выходить в журнале "Барвинок", редактор которого Богдан Чалый был другом Носова. Соответственно какой-то украинский художник начал иллюстрировать. Незнайку тут и не узнать ^^
А среди персонажей присутствуют и Усатик с Бородатиком, которых в окончательной редакции уже нет.
0 Ответить
Денис Леонтьев,
Вот бы оригинал посмотреть!
0 Ответить
Насчёт того, почему Незнайка так боялся градусника. Ну, действительно - после довольно-таки грубых действий эскулапа Пилюлькина по удалению заноз и просто варварского прижигания открытых ссадин йодом измерение температуры выглядит совершенно безобидной процедурой. Мы-то привыкли зажимать этот мирный стеклянный приборчик подмышкой или по-западному брать в рот, как в мультиках про Болика с Лёликом и Бобра с Лисом Левоном. А Пилюлькин-то был врач дореволюционных привычек, о чём были осведомлены все коротышки Цветочного города, не ограничиваясь одной лишь улицей Колокольчиков, на которой стоял достопамятный дом, в котором председателем домкома числился всеми уважаемый Знайка. Так что понятно, почему, едва лишь смутно замерцала перспектива отведать градусника, Незнайка очертя голову ломанулся в окно, вывернув обе рамы, и как сумасшедший в одних трусах и майке помчал до самого дома верного товарища Гуньки, а там прыгнул прямо в погреб. Гунька же захлопнул крышку люка, застелил её ковром, сверху поставил стол, а на стол сел сам с дубиной наперевес, ожидая появления бравого медработника Пилюлькина. Но Пилюлькин, зная задиристый норов Гуньки, по всей вероятности счёл более уместным не слишком спешить со своим визитом.
Незнайка же вполне здраво рассудил, что объятия верного друга всяко лучше градусника этого маньяка Пилюлькина. А его идея пририсовать Пилюлькину на портрете градусник вместо носа нашла отклик в творчестве известных братьев Чэпмен.
Что же до малышек. Сторонились малышей они затем, чтобы уберечь от ихнего горячего норова своё девичество. Ведь мы знаем, к каким первобытным истокам ведёт старинный мальчишеский обычай таскать за волосы тех, у кого они длиннее...
0 Ответить
Шнекороторные вездеходы предназначены исключительно для вязких грунтов, и я не понимаю, зачем такая техника в городе, равно как и гусеничная. А лошадки на колёсиках годятся разве что для детского парка, труболёты же - для установления рекордов на высохших соялных озёрах. Один такой труболёт ведь полгорода может разнести, если на него какойнть "чайник" усядется!
В своё время моя мама сравнила контрольную панель Караулькина с шариками-дисплеями со стойкой кафе-мороженого =)
А желание заняться вредительством на меня самого частенько нападает покруче, чем на Калигулу, Брыкуна и Пегасика...
0 Ответить
Незнайка - мой любимый герой детства, а Носов - любимый детский писатель. К сожалению, моим детям больше пришлись по душе черепашки-ниндзя.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Боюсь, родись мы позже, и у нас героями были бы черепашки. Альтернативы-то нет, а у каждого времени должны быть свои герои.
Но Незнайка я, думаю, еще долго продержится.
Спасибо!
0 Ответить
Спасибо!
Тем более, как мне кажется - связь ненадуманная.
Кстати, забыл написать, что ветрогоны из Солнечного города - ну точно пародия на стиляг.
0 Ответить
Нет, на тех, кому стиляги пришли на смену. Вот эти самые кепочки и беретики, непонятно как удерживающиеся на затылке, куцые пиджачки, брюки-клёш... Только у ветрогонов ещё не было белых шарфов до пят. А стиляги косили под Билла Хейли или Элвиса - чуб, обезьяний галстук, пиджак-букле, брюки-дудочки, туфли на микропоре.
Театры, подобные описанному Носовым, где и актёры шастали среди публики, и воздушными шариками по головам били, и играли на бутылках, в СССР были. И большой успех имели. Публика валом валила и не высказывала недовольства. Ну а сердитые пенсионеры конечно писали ругательные письма в газеты. И пожилые чиновники из Министерства Культуры старались принять меры.
0 Ответить
хорошо
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вот только как его имя пишется? Точно ли с двумя З?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Нет-нет. Tommaso. Исправили.
0 Ответить
Спасибо! Память - штука ненадежная. Буду впредь проверять.
0 Ответить