• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Был ли Денис Давыдов инициатором создания партизанских отрядов в 1812 году?

Бытует мнение, что именно Денис Давыдов предложил Кутузову создать армейские партизанские отряды и сам стал главным исполнителем плана партизанской войны. Это крайне далеко от действительности.

И. М. Прянишников, «1812-й год», 1868 г. Фото: общественное достояние

Небольшие армейские отряды для действия в тылу на коммуникациях противника в русской армии, как и в других европейских армиях, использовались и до войны 1812 года.

В частности, такие отряды успешно действовали в ходе Семилетней войны 1756−63 годов. Кстати, в этой войне небольшим отрядом из казаков и гусаров, действовавшим в тылу и на флангах противника, командовал тогда еще подполковник А. В. Суворов. А казачьи отряды в кампании 1807 года столь успешно действовали в тылу войск Наполеона, что он в одном из своих бюллетеней даже назвал казаков «посрамлением рода человеческого».

В период войны 1812 года первый крупный армейский летучий отряд под командованием генерала Ф. Ф. Винцингероде был создан еще в августе по распоряжению Барклая-де-Толли (до назначения Кутузова главнокомандующим). В этом отряде воевали будущий шеф корпуса жандармов А. Х. Бенкендорф, впоследствии тоже командир летучего отряда, и будущий декабрист Сергей Волконский, получивший за отличия в боях чин полковника. К тому времени, когда Давыдов обратился к Багратиону с просьбой разрешить создание армейского партизанского отряда, Винцингероде уже давно громил тылы французов.

Джордж Доу, «Портрет Фердинанда Фёдоровича Винцингероде»
Джордж Доу, «Портрет Фердинанда Фёдоровича Винцингероде»
Фото: общественное достояние

Незадолго до Бородинской битвы Кутузов разрешил Денису Давыдову, бывшему в тот период командиром гусарского полка, сформировать небольшой летучий отряд (партизанскими армейские отряды тогда не называли). Инструкцию командиру отряда лично написал Багратион:

Ахтырского гусарского полка господину подполковнику Давыдову. По получении сего извольте взять сто пятьдесят казаков от генерал-майора Карпова и пятьдесят гусар Ахтырского гусарского полка. Предписываю вам взять все меры, дабы беспокоить неприятеля и стараться забирать их фуражиров не с фланга его, а в середине и в тылу, расстраивать обозы и парки, ломать переправы и отнимать все способы. Словом сказать, я уверен, что сделав вам такую важную доверенность, вы потщитесь доказать вашу расторопность и усердие и тем оправдаете мой выбор. Рапорты же ваши присылать ко мне тогда, когда будете удобный иметь случай; о движениях ваших никому не должно ведать и старайтесь иметь их в самой непроницаемой тайности. Что же касается до продовольствия команды вашей, вы должны сами иметь о том попечение.

В этот период создаются и другие подобные отряды. Но массовые действия армейских партизан начались после оставления Москвы, когда каждому отряду назначался определенный район действий.

А. П. Апсит, «Партизан Денис Давыдов»
А. П. Апсит, «Партизан Денис Давыдов»
Фото: общественное достояние

Отдельные отряды состояли из нескольких полков и могли самостоятельно решать крупные боевые задачи — например, отряд генерала И. С. Дорохова, в который входило 4 кавалерийских полка. Крупными отрядами командовали полковники Балабин, Вадбольский, Ефремов, Кудашев, капитаны Сеславин, Фишер. Кстати, отряд Давыдова был одним из самых малочисленных.

Армейские партизанские отряды внесли существенный вклад в разгром наполеоновских войск в России. В ряде случаев несколько отрядов временно объединялись для проведения крупных операций, а также привлекали для участия в них крестьянские партизанские отряды. Тесные связи с крестьянскими отрядами поддерживал и Денис Давыдов, действовавший со своим отрядом в районе Медыни и Юхнова, а затем на пути отступления наполеоновских войск.

А. П. Апсит, «Подвиг Энгельгарта, смоленского дворянина-партизана»
А. П. Апсит, «Подвиг Энгельгарта, смоленского дворянина-партизана»
Фото: общественное достояние

Почему же получилось, что наибольшую известность приобрели действия партизан под командованием Дениса Давыдова, чей вклад в изгнание французов был значительно скромнее, чем у крупных отрядов?

Ответ прост: военную славу партизану Денису Давыдову обеспечило талантливое перо поэта, публициста и военного историка Дениса Давыдова. Еще в 1821 году он опубликовал «Опыт теории партизанского действия», а после ухода в отставку, как он сам говорил, «пустился в военные записки».

Написанные увлекательным языком, его произведения пользовались большой популярностью в России. Но это не столь историко-публицистические, сколь литературные произведения. Недаром же бывший кавалерист, а впоследствии декабрист и писатель А.А. Бестужев-Марлинский в одном из писем заметил:

Дениса Давыдова судите по его словам; но между нами будь сказано, он более выписал, чем вырубил себе славу храбреца.

Денис Давыдов первым подробно осветил в русской литературе партизанские действия. Причем сделал это талантливо и увлекательно. Не лишенный обычного человеческого тщеславия, простим ему эту слабость, он зачастую приписывал себе значительно больше, чем было в реальности. Но благодаря его произведениям, именно его в обществе стали считать инициатором и одним из организаторов партизанского движения, тем более что он уже имел славу лихого гусара.

А. П. Апсит, «Наполеон приговаривает к расстрелу пойманных партизан»
А. П. Апсит, «Наполеон приговаривает к расстрелу пойманных партизан»
Фото: общественное достояние

Правда, не обошлось и без скандала. Обоснованно возмутился генерал Винцингероде, публично уличивший Давыдова, что тот существенно преувеличивает собственные заслуги. Но тогда дело удалось быстро замять. Остальные руководители партизанских отрядов если и возмущались, то в частной переписке и приватных беседах, не вынося своего мнения на суд общества. Когда об их высказываниях становилось известно Давыдову, он простодушно отвечал: «Благо есть, что про себя сказать, почему не говорить?»

При всем личностном подходе Дениса Давыдова к рассказам об Отечественной войне 1812 года, именно благодаря ему мы получили развернутое описание партизанской борьбы и самоотверженных действий многих реальных участников тех событий. Ему же принадлежит и первое теоретическое обобщение опыта деятельности партизанских отрядов в Отечественной войне.

Кстати, именно произведениями Давыдова пользовался Лев Толстой при создании «Войны и мира», сделав и самого Дениса прототипом одного из своих героев. При этом Толстой, основательно изучивший войну 1812 года, прекрасно понимал истинную роль Давыдова в организации партизанского движения.

И. М. Прянишников, «В 1812 году», 1873 г.
И. М. Прянишников, «В 1812 году», 1873 г.
Фото: общественное достояние

В одном из своих поздних стихов Денис Давыдов сказал о себе: «Я не поэт, я — партизан, казак». Он очень гордился своими партизанскими делами, благо и на самом деле было чем гордиться. А то, что преувеличил свою роль в партизанских действиях — с кем из мемуаристов не бывает, а уж с гусаром — и подавно.

Статья опубликована в выпуске 4.12.2008
Обновлено 25.07.2024

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: