• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Работа, карьера, бизнес
Евгений Шельмин Грандмастер

Нужно ли поощрять инициативность сотрудников?

Стабильная работа компании подразумевает под собой, что все действия сотрудников прописаны. А как же инициатива?

Вопрос, связанный с инициативой, наверняка вызовет у вас массу эмоций и породит десятки новых суждений и мнений. Я начну свой ответ с предложения, с которым согласятся далеко не все: ИНИЦИАТИВА БОЛЬШЕ НЕ НУЖНА. Правило номер один — инициативность на 2%. Не больше. Вспомните одно из ваших требований, которое вы предъявляли к сотрудникам при приеме на работу: инициативность. Берите заявку, подаваемую в отдел персонала, и смело вычеркивайте эту характеристику из списка личностных качеств.

Инициативность дорого обходится. Как часто вы слышите оправдание сотрудника: «Я думал, так будет лучше»? А думать, в данном случае, = проявлять инициативу. Я отучаю рядовых сотрудников думать при выполнении рядовых поручений. Думать не нужно. Все прописано. Нужно выполнять. Думать нужно до выполнения работы и после ее выполнения, а также, используя 2% инициативности, предлагать корректировки и совершать корректирующие и предупреждающие действия. Если заранее видят ошибку или возможность улучшить процесс — об этом нужно сообщить, нужно высказать свое мнение. На небольшой фабрике одна и та же гайка может быть затянута трижды. Работа выполнена трижды. Кто-то скажет, что это лучше, чем не было бы сделано ни разу, но эти варианты мы не рассматриваем. Эта все та же бессистемность.

У вас возникло огромное количество вопросов, с некоторыми аспектами вы согласились, другие готовы опровергать до последнего… Вы считаете, что в ваших сотрудниках неформальный запрет на инициативу убьет не только инициативность, но и вообще желание работать? Открыто предложите им проявлять инициативу, сообщите о поощрении этих действий и посмотрите на результаты.
Поверьте, столь остро этот вопрос не стоит. Если у сотрудника есть желание проявить себя — определите ему область для самовыражения. В любой системе такая область существует. К сожалению или к радости, но в любой организации уже сама ее структура делит всех сотрудников на тех, кто думает и тех, кто делает.

Половина соискателей говорят, что они инициативные люди — на деле оказывается совсем наоборот. Многие сотрудники из-за «хотел, как лучше» доводят все до «получилось, как всегда». Пожалуй, стоит наказывать сотрудников за проявление инициативы. Внесите в корпоративную память, что проявление инициативы наказуемо. Проявлять инициативу больше не будут.

Если оставить инициативу на прежнем уровне, насколько ее можно совмещать с системой?

Совмещать возможно. При этом нужно быть готовым к тому, что там, где разрешена инициатива, будут допущены ошибки. При возникновении таких ошибок вы не можете их вменять в вину сотруднику, допустившему их. Сотрудник, которому вы дали право думать, принимать решение и приводить это решение в действие (а именно это и относится к понятию «инициатива») не должен нести за это ответственность. Помните, в предыдущем вопросе я акцентировал на этом внимание: ведь сотрудник хотел сделать, как лучше… не получилось.

Возвращаясь к предыдущему вопросу, следует вспомнить о возможности предоставления сотруднику области для самовыражения. Я намеренно заявляю тому или иному сотруднику (чаще руководителю отдела) о возможности принятия самостоятельных решений по какому-либо вопросу. Это вопросы, решение которых не может нанести деятельности какой-либо ущерб, поскольку любое его решение окажется положительным.

Как быть с инициативой руководителей отделов или подразделений?

Руководители отделов относятся к категории, где нужна не только исполнительность, но и та самая инициатива в рамках компетенции. В рамках компетенции — это важно! Ни больше, ни меньше. А рамки определяете вы, только не забывайте сообщать о них сотруднику. Не установленные рамки — это свобода действий.

Как быть с инициативой сотрудников, пришедших из конкурирующих компаний?

Здесь все зависит в первую очередь о того, существует ли в вашей компании система. В соответствии с этим события могут развиваться по двум стандартным сценариям. Либо новичок приносит вам технологию и форму работы, которая в вашей компании может оказаться более эффективной, а может быть, и менее эффективной. Не стоит забывать, что в рамках «той» организации все это было рабочим материалом, в рамках вашей в лучшем случае может оказаться попросту бесполезным. Поэтому вопрос инициативы здесь рассматривается исключительно на начальном уровне. Станете ли вы что-либо менять или внедрять и, соответственно, прописывать, или нет.

Вслед за отсутствием инициативы может прийти бездействие. Так ли это?

Существует очень серьезное принципиальное отличие отсутствия инициативы от бездействия, которое заключается в том, что в процессе выполнения той или иной работы сотрудник может заметить ошибку, но будет продолжать выполнять стандартные операции, что в конечном итоге приведет к потерям компании.
Введите объяснительные за бездействие. В нашей компании бездействие приравнивается к неумышленной попытке нанесения компании ущерба и неважно, был ли этот ущерб нанесен, либо его удалось предупредить.

Успехов!

Статья опубликована в выпуске 15.12.2006

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Нина Тимохина Читатель 4 августа 2011 в 16:04 отредактирован 25 мая 2018 в 10:43 Сообщить модератору

    Спасибо за статью!
    Мы своих сотрудников поощряем ваучерами на путешествие! и им хорошо - неделя в Турции бесплатно в отеле 5* и нам не накладно (по 25 евро на человека выходит).

  • Информацию по персоналу можно прочесть на моем сайте www.smk-iso9001.ru . Много полезного и не только по СМК ИСО 9001

    Оценка статьи: 5

  • Хм-м...
    Ну может в слесарном цехе и можно обойтись без инициативных работников, и то не уверена. Но во многих структурах без инициативы ничего не получится. Если преподаватель из года в год будет читать чужие лекции/инструкции, то что он даст студенту?!
    Если уж говорить о таких советах, то нужно, на мой взгляд, уточнять - в такой-то области инициатива не нужна. В такой-то области не берем на работу женщин с детьми и т.д.

    Оценка статьи: 1

    • Я по образованию учитель. так вот если я начну читать детям не те материалы которые рекомендованы программой, а буду читать что-то другое (по своей инициативе мне это показалось более интересным) что получится?
      А если я , как преподаватель, завтра начну использовать новые методы передачи знаний студентам? Метод новый, никем не опробированный, а я это сделаю по своей инициативе???
      Никто не говорит о том, что нужно из года в год читать ЧУЖИЕ материалы/лекции и пр. речь совсем не об этом.

      Оценка статьи: 5

    • Если преподаватель из года в год будет читать чужие лекции/инструкции, то что он даст

      Не уверен, что преподавательский состав имеет, а тем паче [s]чтит[/s]читает свою Должностную инструкцию, но уверен, что в ней
      можно отыскать пару строк и об обязанности поддерживать свой профессионализм на должном/современном уровне, и о пределах и порядке проявления личной инициативы.

      • Ну инструкция-то, конечно, есть. Но - преподаватель может поддерживать профессионализм путем чтения новой литературы, участия в симпозиумах, написания статей и т.д. Я, собссно, не об этом говорила - а в куда поставить личное желание преподавателя организовать клуб, например? Или его инициативу запрячь студентов участвовать в научных проектах или олимпиадах. По идее - он этим заниматься не должен... Словом, можно много найти вариантов где используется именно инициатива сотрудника, отнюдь не оговоренная в инструкции.

        Оценка статьи: 1

  • Браво! 5 баллов.

    Оценка статьи: 5

  • Как все оказывается не просто. Сегодня уже начитался ваших работ, не голова а дом советов. Спасибо, пойду все переваривать.