Как мы основные математические понятия осваивали
Считать сын вообще начал рано. И, конечно, первыми объектами для счета были машинки. Набор строительных машинок, скрепленных между собой магнитами, принес папа, и малыш довольно долго пытался понять, как же машинки цепляются друг к другу?
Получилось так, что мы сразу начали с присчитывания: одна машинка, одна и еще одна — всего две машинки, две машинки и еще одна — всего три машинки. Так как машинок было пять, то и счет у нас пошел сразу в пределах пяти. Когда машинки отцеплялись, я говорила: «Ой, было всего пять, а одна отцепилась — стало всего (…). А сколько же стало? Давай пересчитаем!» И мы снова пересчитывали оставшиеся автомобильчики.
Памятуя о том, что числительные нужно обязательно согласовывать в роде, я предлагала проверить, сколько же у нас всего грузовиков, мотоциклов, самолетов, катеров. С удовольствием сын выполнял упражнения типа «Давай посчитаем, а сколько всего у тебя красных машин? Пластмассовых? Железных? Пожарных? Строительных? Гоночных?»
Упражнения на количественные соотнесения тоже пришлось через «автопарк» проводить, под девизом «Даешь каждому автомобилю по пассажиру!» Мы рассаживали человечков из киндер-сюрпризов, солдатиков разных цветов, зверюшек и даже геометрические фигуры! На деталях магнитной мозаики я маркером нарисовала рожицы, и пассажирами авто становились и синий треугольник, и красный квадрат, и зеленый круг. Одновременно и цвета закреплялись, и фигуры.
Мы азартно выясняли,чего больше (меньше) — машинок или кубиков, синих солдатиков в грузовике или желтых прямоугольников (бутербродов) в крытом кузове ГАЗельки? Выяснить оказалось очень просто: выдали каждому солдату по «бутерброду», да еще и лишние остались — про запас. «Солдатиков меньше, чем бутербродов на два, а бутербродов больше, чем солдатиков тоже на два. Давай лишние уберем — теперь поровну, сколько солдатиков, столько и бутербродов».
С величинами и их сравнениями дело вообще обстояло просто — контрастных размеров транспорта было предостаточно! Упражнение на соотнесение величин по пяти размерам состояло из рассаживания пяти пассажиров в такое же количество машин по принципу: «Самый высокий — заяц, ему и машинку самую высокую надо, а самый низкий — мышонок, он вполне поместится в самой низкой». Оставшихся разместить было просто — как в «Трех медведях».
Для введения понятий длинный-короткий я тоже сказку использовала, тут очень «Красная шапочка» подошла. Из толстого картона я сделала основу леса, причем ребенок сам губкой раскрасил её в зеленый цвет, а когда краска высохла, помог мне наклеить в один из углов картонного прямоугольника две полоски коричневой бумаги — короткую и длинную. Полоски расходились в виде буквы V, по двум сторонам. Установив «домики» и «деревья» я рассказала-показала сказку, акцентируя внимание на длине дорожек, длине волос Красной Шапочки и шерсти волка, одинаковой длине ленты для волос и шнурка для ботинок.
Мне необходимо было сразу закрепить понятия вне конкретных предметов и научить малыша сравнивать длины между собой. Досмотрев «спектакль», сынуля начал «закреплять пройденное»: по дорожкам в лесу поехали машины, подвозя волка, бабушку, лесорубов и саму Красную Шапочку. На следующий день в роли Красной Шапочки выступила гоночная машинка красного цвета, трактор стал Бабушкой, а мотоцикл — Волком, только длина дорожек сохранилась.
Понятия широкий-узкий я вводила через «ширину шоссе» и двери «гаражей». По широкому шоссе машины могут и в четыре ряда ехать, а по узкой дороге — только одна еле-еле проехать может! Широкая дверь гаража — для автобуса, узкая дверь — для мотоцикла. Для двух одинаковых автобусов — две двери одинаковой ширины.
Ориентироваться в пространстве тоже на транспортной основе научились. На длинном журнальном столе я расстелила листы ватмана, мы вместе расставили кубики-дома и машинки из набора «Деревянный конструктор» и получился настоящий город — с вокзалом, мостами, заправкой. На поезде можно было уехать в лес, каждый «квартал» имел свой цвет — синий, красный, желтый и зеленый, и «спать» машинки уезжали в гараж соответствующего цвета. Потом сын еще раскрасил мостовые и тротуары.
Играли мы так: я ставила машинку и говорила: «А у светофора машинки остановились, и перед синей машинкой стоит красный грузовик, сзади — пожарная машина». Или просто во время игры предлагала малышу поставить человечка (другую машинку) за, перед, слева, справа от… домика, гаража, леса. Конечно, ориентиры «от себя» тоже присутствовали — на прогулках без транспорта тоже не обходилось, и левая/правая рука, державшая веревочку от грузовика, выучились как-то сами по себе.
Прочитав весной перечень того, что может ребенок 2−3 лет «к концу учебного года», я с удовлетворением отметила: может все, причем кое-что еще и из «Программного материала для средней (3−4 года) группы»!
здорово! нам так помогает развиваться бабушка (учитель начальных классов). сначала по телефону мне рассказывала, как и что, теперь у самой есть возможность учить! так вышло, что половина осени у нас прошла больнице, где весь персонал просто восхищался Митяйкиной сообразительностью. а все дело в обучении во время подобных игр! в 2,5 года мы уже знаем алфавит и с интересом изучаем все витрины!
Алена Прохорова, согласитесь, безумно приятно слышать, что ваш ребеночек - умница!
раститете умненькими и здоровенькими!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олеся, спасибо за оценку и пожелания!
Слышать про свое дитя, что он умница, всегда приятно!
Я Вашему малышу желаю здоровья и успешного развития!
Не болейте больше!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не знаю. Для маленьких детей это актуально. Кста, на том же примере всё объяснялось в знакомой мне по детству книжке "Математическая азбука". Тоже там брат и сестра изучали арифметику, геометрию на примере машинок и других игрушек.
Но вот например лет с 6 я уже был записной технарь. И категории "красные грузовые" или "зелёные легковые" для меня уже не годились. Например, Ягуар, покрашенный в Britysh Racing Green, я поставил бы в своей коллекции не рядом с Москвичом цвета весенней травки, а среди его гражданских собратьев цветов Royal Claret, Blue Argyll etc. А Москвич стоял бы рядом со своими жёлтым милицейским, белым медицинским, бледно-голубым почтовым и прочими родственниками. Красные Феррари из родной Скудерии стояли бы вместе с жёлтыми бельгийской автогоночной сборной, тёмно-синими с белыми полосами американской команды N.A.R.T.. Опять же однотипные автобусы орашиваются в зависимости от маршрута и транспортной компании, которой они принадлежат, а ведь автобус может и развозить сотрудников телефонной компании, может служить на фронте санитарной машиной или мобильным штабом... Пожарные машины, медкареты и машины патруля дорожной полиции за рубежом могут быть совершенно любого цвета - в Германии машины полицейских зелёно-белые, в Великобритании красно-оранжевые, в Штатах в зависимости от региона чёрно-белые, бело-голубые, белые, цвета слоновой кости, на Майорке они такого же цвета, как такси, поэтому приезжие туристы никогда не решаются нарушать правила, пожарные машины бывают не только красные, но и оранжевые, жёлтые, белые, голубые, зелёные...
Или например Питербилт 359 выпускался как эвакуатор (wrecker), самосвал, бетономешалка, седельный тягач, а они все разных цветов. Но я бы поставил их в один ряд. Хотя если бы у меня были модельки строительной техники какой-то одной компании в одинаковой окраске, я бы поставил их все на одну полку - и Форд CLT-9000, и бетономешалки с самосвалами на шасси Mack DM-980, и бульдозеры со скреперами C.A.T., и экскаваторы Marion, и ковшовые погрузчики Bobcat, и бетоноукладчики Coleman.
0 Ответить
Денис, большое спасибо за интересную информацию! Но моему сыну на момент, о котором я рассказываю, еще не было 6 лет! Честно сказать, ему и сейчас только 4,5 года, но Ваш коммент, чувствую, мне надо сохранить и распечатать - я-то не технарь совсем! вот если свойства непряденой шерсти разных стран проанализировать - это да, это я смогу, а машины... Меня, собственно, именно математические основы интересовали, и я своего добилась, пусть и не совсем стандартно-дошкольным образом - сейчас мой младший решает примеры на сложение и вычитание по блокам Дьенеша с огромным удовольствием и просто пачками, а до школы нам еще три года!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мудро
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить