Как родителям преодолеть конфликт поколений?

Сергей Выгонский Сергей Выгонский Профессионал Опубликовано 26.11.2006      11     10219     Распечатать

Если вы вдруг, без видимых причин получили утром от своей дочери или сына хороший заряд негативной энергии, не спешите впадать в отчаяние. На самом деле перед вами открылась во всей своей красе известная психологическая проблема. Это – типичный конфликт поколений, сопровождающийся стремлением вашего отпрыска получить самостоятельность. И приступать к его решению нужно прямо сейчас.

Причина подобных конфликтов, думаю, понятна. Ваше милое дите доросло до такого возраста, когда ему необходимо оторваться от своих корней, т.е. от вас. Не пугайтесь: точно такие же ситуации вполне закономерно возникают не только у человека, но и у его ближайших родственников - высших приматов.

Молодые особи, достигнув определенного возраста, начинают вести себя настолько вызывающе, что их спешно выставляют за пределы обезьяньего стада, где они какое-то время и пребывают в полном одиночестве, предаваясь раздумьям о своем жизненном предназначении и занимаемом в мире месте. Похоже, личный период духовных исканий и творческого эпатажа подошел к концу. Немного позже повзрослевших и одновременно с этим перебесившихся животных принимают обратно в обезьянье "сообщество". Так что феномен конфликта поколений воспроизводим на общественных зоологических моделях, и мы с вами не одиноки в своей беде.

Как же поступить в этой непростой ситуации? Прежде всего, постарайтесь убедить самих себя в том, что ваше чадо повзрослело. Думаю, это – один из важных ключевых моментов, чреватый для родителей психологическими потрясениями и гипертоническими кризами (неужели жизнь подошла к концу и впереди только одиночество?!). Но это – отдельный разговор. А теперь вам надо решить важный процедурный вопрос, сводящийся к принятию обоими сторонами соглашения, а именно – не кричать друг на друга. После этого в некоторых семьях воцаряется необычная тишина. Но особо не обольщайтесь: рецидивы случаются сплошь и рядом.

Затем можете приступать к решению весьма непростой проблемы – отрегулированию финансовых взаимоотношений. Помните: так называемое "целевое финансирование" – ваш единственный реальный рычаг, позволяющий как-то влиять на поведении противоположной стороны. И здесь ничто не может помешать вам быть объективным. При этом не забывайте: каким бы вызывающим ни было поведение вашего говорящего басом ребенка, вы не можете лишить его полноценного питания, одежды и обуви, оплаты (в пределах возможного) расходов, связанных с получением образования.

Возможные притязания на покрытие избыточных расходов неплохо корректируются предложением самостоятельно заработать необходимые (или не очень?) дополнительные средства. Обычно первый опыт самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности (как правило, неудачный) отрезвляет вашего подросшего "любителя" красивой жизни, а заодно формирует у него реалистическое отношение к деньгам.

И этот шаг может стать отправной точкой для дальнейшей "оптимизации" взаимоотношений с разбушевавшимися оппонентами. Далее перед вами стоит непростая задача мотивировать неоперевшихся "сепаратистов" к рациональным действиям. Думается, что здесь вполне применим такой совет – перед собеседником ставится цель, в достижении которой он заинтересован (все хотят быть социально успешными!). Затем желаемое (для вас) поведение подростка истолковывается в контексте возможного светлого будущего. Детали совместного грандиозного плана и шаги по его исполнению нуждаются в уточняющем обсуждении. Главное условие – никакой назидательности!

Практика показывает: следование описанным в статье принципам позволяет достичь понимания с вашим сыном или дочерью в значительной части случаев. В заключение хочу пожелать читателям удачи в таком непростом деле. Будьте терпеливыми, и тогда ваши усилия увенчаются успехом!

Консультация с психологом онлайн
забронировать 2 часа за 2000 рублей
Теги: психология, дети, родители, подростки
11 комментариев (посмотреть последние комментарии)
Как родителям преодолеть конфликт поколений?

Ссылки по теме

Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Читайте статьи в рубрике «Дом и семья»

Обсуждение статьи «Как родителям преодолеть конфликт поколений?»

  • Сергей Цокол Сергей Цокол Дебютант 26 ноября 2006 в 03:49   # Ответить 0 +1

    Нашие дорогие дети уже стали взрослыми только по паспорту.
    Для того, чтобы они стали зрелыми людьми, нужно терпенье, время и постоянная забота.
    Чтобы незаметно для их пока еще детского самолюбия,
    помочь им найти свое место в этой нелегкой взрослой жизни.

  • Анна Звягина Анна Звягина Дебютант 26 ноября 2006 в 11:15   # Ответить 0 +1

    во-первых, никак не хочу соотносить себя с якобы "ближайшими родственниками - высшими приматами". Коли вам нравится, пожалуйста. но я как-то предпочитаю думать о другой версии происхождения человечества и, соответсвенно, об иных родственных связях.
    а во-вторых, конфликт поколений, который Вы описали в своем материале зиждится ни на чем ином, как на чувстве собсвенничеста. это лишь говорит о том, что родители никогда не относились к ребенку как к личности, а соответсвенно никогда не уважали его личный выбор, считая свое мнение истиной в последней инстанции только лишь потому что они взрослые. ведь так часто можно увидеть ситуацию подавления, о каком же уважении впоследствии можно говорить??? высказываю свое мнение не ради критики. просто думаю, что если изначально строить свои взаимоотношения с ребенком как с равным и умным, то проблемы подобного рода либо минуют вовсе, либо проявятся в очень сглаженном варианте. а вот на счет необходимости обучения финансовой грамотности - в этом я полностью согласна

  • Сергей Выгонский Сергей Выгонский Профессионал 26 ноября 2006 в 12:18   # Ответить 0 +1

    Спасибо, Анна, за комментарий. К сожалению, наши дети находятся под очень сильным зомбирующим воздействием кино и рекламы. Поэтому основные проблемы сосредоточены именно в этой сфере - деньги (оч-е-ннь хочется как в голливудских картинах - с ноутбуком и прикидом от Нины Риччи), учеба (зачем учиться, если все очень-очень нужно получить сразу - как можно быстрей).

    Дело в том, что у детей - проблема с неустойчивым социальным статусом. При этом родителям с их устревшими ценностями указывают в угол - ну, и чего вы добились со своими взглядами? И хотите еще нас чему-то учить?

    Ко мне обращались десятки таких родителей с однотипными проблемами. И их как-то надо было решать. И это вовсе не отменяет равноправные доверительные отношения с детьми. Но такое возможно в полном объеме только после формирования у них зрелой личности - т.е. после 22-25 лет.

    PS: На истину в последней инстанции - не претендую.
    PSS: По поводу происхождения человека - не комментирую. Это ваше право так считать. Статья вовсе не об этом.

    Оценка статьи: 5

    • Анна Звягина Анна Звягина Дебютант 27 ноября 2006 в 12:38   # Ответить 0 +1

      Сергей, я с вами согласна на счет телевизора и рекламы. Но позвольте заметить, кто же воспитал наших детей подобным образом??? не своим ли поведением и образом жизни мы показываем нашим детям как "надо" себя вести, что в жизни "главное"? Дети, как правило, продолжение своих родителей. Поэтому из данных проблем и нужно делать соответствующий вывод - в первую очередь это РОДИТЕЛЯМ нужно изменить СЕБЯ

      • Александра Бычкова Александра Бычкова Профессионал 5 декабря 2006 в 11:47   # Ответить 0 +1

        Как правило дети предпочитают за образец брать не папу с мамой, а Васю из соседнего двора, который круче всех плюется жвачкой и вчера подрался с Петей. И дело часто не в воспитании. Дети стремятся к самостоятельности во всех ее проявлениях, но не видят еще что за этой самостоятельностью нужно нести ответственность. И этап взаимопонимания наступает только лет с 22-23. Знаю это даже по себе. До этого подросток, а позднее уже молодой человек пытается доказать всем окружающим, что он не зависит ни от кого, и что ему никто не нужен.

  • Сергей Выгонский Сергей Выгонский Профессионал 28 ноября 2006 в 00:18   # Ответить 0 +1

    Анна, насчет родителей и их психологических проблем согласен с вами полностью. Но эти проблемы более глубокие, поэтому на их решение требуется системный подход и гораздо больше времени (например, участие в клубах "бывших" психотерапевтических пациентов, реабилитационных центрах или сообществах, пропагандирующих здоровые отношения). В статье же речь идет о более экстренных ("скоропомощных") шагах, которые должны решать сиюминутные критические ситуации.

    Оценка статьи: 5

  • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 2 июня 2007 в 11:53   # Ответить 0 +1

    Поставила пятерку. Хороший совет родителям - не отчаиваться, не все, правда, способны вспомнить его в трудную минуту. Да уж, этот возраст надо просто пережить Ну, не сложа руки, конечно. Но полагать, что если Вы будете все делать, как надо, то все сложности взаимоотношений с тином "рассосутся", не стоит

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник Люба Мельник Модератор 2 июня 2007 в 16:03   # Ответить 0 +1

    Все нормально абсолютно. Замечу еще, что в курсе биологии дети начала этологии изучают, так что к разговорам с родителями вполне готовы. Готовы осознавать - что в них "звериное" и что - "человеческое".
    Если, конечно, используют школьные знания не только для ответов на тесты, а еще и как частицу жизненного опыта.

  • Валерий Яковлев Валерий Яковлев Грандмастер 18 сентября 2007 в 13:36   # Ответить 0 +1

    Этот вопрос для меня сейчас актуален.

  • Елена Тихонова Елена Тихонова Дебютант 15 октября 2009 в 17:25   # Ответить 0 +1

    Опытным путем, наступая на грабли, пришла к такому же выводу. Нужно позволять подросткам совершать ошибки. Но, обязательно! в сочетании с ответственностью за свои поступки. Зачастую дети считают, что булки растут на деревьях. Или что деньги - это таки всемогущие бумажки, которые нужно доставать из тумбочки. Если студент, не заработал в свои 20 лет ни копейки, нужно ли удивляться, что во взрослой жизни его ждут большие и не самые приятные открытия. Меня трудно заподозрить в преклонении перед США, но ранняя социализация подрастающего поколения - это то, чему можно поучиться. Хотя и в России дворянские дети не всегда воспитывались в тепличных условиях

    Оценка статьи: 5

Посмотреть все комментарии (11)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт