Поэтому, к примеру, школьные сочинения, эссе, рефераты и монографии, по сути, такими часто не являются: они похожи друг на друга, порой отличаются только оформлением титульного листа. Да и содержание легче всего получить из бесконечных кладовых Интернета, чем многие, к сожалению, и пользуются. А при такой постановке дела разве сможет «быстрых разумом Невтонов российская земля рождать»?
Попробуем поправить это дело и подсказать, какие требования к научным работам существуют на сегодняшний день.
Итак, перед нами начинающий исследователь, ученый, пытающийся организовать свою работу. Сразу возникает вопрос выбора темы. Она может быть задана обстоятельствами или продиктована жгучим интересом молодого ученого к миру. Если есть темы на выбор, то, конечно, естественнее выбрать то, что хоть немного знаешь. Интерес — главный двигатель любого исследования.
Без интереса работу тоже можно сделать, но и процесс исследования будет удручающе скучным, и результат получится скучнейшим до неприличия. А ведь из истории мы знаем, что наши лучшие ученые были натурами страстными, увлеченными, талантливыми, любознательными, духовно одаренными. Иногда рассеянными в быту, но до предела сосредоточенными на деле…
Самое правильное — когда начинающий ученый желает предложить миру область личного интереса, имеющую общественное значение. Но очень молодому человеку со множеством разносторонних интересов иногда трудно остановиться на конкретной теме. И тут должен оказать помощь научный руководитель (в школе — учитель!). Правильно выбрать тему исследования — одолеть половину пути. И наоборот: ошибка в выборе приведет к плачевному результату.
Тема должна быть соразмерна предполагаемому объему труда. Объем же задается самим видом работы. Научный руководитель обычно помогает и в этом вопросе: подсказывает минимум и максимум печатных страниц. Объем газетной или журнальной статьи не должен превышать 10−12 машинописных страниц, курсовые работы в техникуме и колледже — 20−45, в вузе — 25−50, дипломная — до 100 страниц. Кандидатская диссертация — до 150 страниц.
Если материал не укладывается в необходимый объем, то можно сузить тему, а остальное рассмотреть в другой раз. К примеру, вы хотели выполнить исследование краеведческого характера о своем селе и его окрестностях в целом, но в ходе изложения материала поняли, что в нужный объем не уложитесь. Тогда пишите об улице, о двух-трех улицах. Они способны в полной мере создать впечатление о целом предмете исследования — селе. Описание боевого пути нескольких фронтовиков могут дать представление об участии в войне всех сельчан.
…Тема есть, работа началась спонтанно, но без плана. А без него можно потерять главное направление, увлечься частностями, сделать свой труд композиционно несоразмерным. Поэтому в любом плане должны быть три основные части: введение (вступление), главная часть и заключение (вывод). В любой по характеру и объему научной работе они должны присутствовать.
Вступление — это обоснование темы. Мотивы, побудившие автора взяться за тему, а также для кого и почему она представляет интерес? Главная часть — изложение сути вопроса: имеющихся сведений, фактов по теме, мнения автора, результатов его собственных исследований. Заключение — это итог, выводы, без которых труды автора могут показаться ненужными.
Логичный, правильно построенный план — фундамент успеха. Но в любом научном труде существуют опасности — недо- и перепланирование. Наблюдается и два вида бессистемности: все факты и сведения — в кучу, или же все-все чрезмерно строго по полочкам. В очень большом хозяйстве нельзя учесть каждую мелочь, да и не надо. Так же невозможно в одной работе «объять необъятное», потому что мир, явление, объект подвержены постоянному движению, изменениям. Это должен знать и учитывать каждый исследователь. Когда планирование ставят выше дела, то хозяйство (организация) становится неповоротливым, слабо реагирует на «ветер перемен». Если изучается ряд однотипных предметов и явлений, то исследование не должно напоминать догматически аккуратно заполненную анкету — совершенно одинаковую для всех и вся.
А теперь о главной части работы… Если избранная тема уже изучалась предыдущими исследователями, то прежде всего необходимо изложить то, что уже известно. Бывает, что учебные работы на этом и заканчиваются. Но есть сложность: всю литературу по теме практически никто не одолеет, поэтому надо читать основное (в этом вопросе роль наставника определяющая!).
К литературным источникам начинающий исследователь должен относиться очень и очень критично. По простоте душевной многие люди продолжают верить в непогрешимость печатного слова. Но это самообман. Есть авторы, которые объективно стояли и стоят на научных позициях, однако есть и такие, которые никем из научных кругов не признаны, авторитета не имеют или даже вовсе не научны (излагают полнейший бред и отсебятину!).
Не подумайте, что учебная работа требует от молодого исследователя только правильного изложения общеизвестных фактов. Если действительно наработаны свои собственные факты, идеи и мысли, то надо их сопоставить с теми, о которых читали, выявить возможные противоречия. Возможно, новые наработки как раз и поспорят с теми, что были известны раньше. А если это так, то надо понять, почему. Неожиданные выводы, сделанные даже в школьных исследованиях, как раз и могут привести к настоящему открытию.
Интересные выводы, подмеченные закономерности — это новый шаг к познанию мира, это появление нового правильно поставленного ума, способного разрешить «неразрешимые» до его появления задачи.
Отличные советы. Я еще добавлю совет от себя: поинтересуйтесь, сколько научных работ посвящается той теме, которую вы выбрали. Идеи не блуждают отдельно от людей, иногда желание исследовать конкретный предмет может быть продиктовано банальной популярностью конкретной темы. Стоит ли присоединятся к большому количеству людей уже исследующих конкретное явление, или стоит поискать что-то оригинальное - решать вам и только после тщательного анализа ситуации.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр, предельно ясные советы.5! Кто в них нуждается, безусловно найдет для себя "зерно".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Благодарю, Ольга. После подсказок и поддержки, пожалуй, буду продолжать эту тему...
0 Ответить
Статья адресована пытливым старшеклассникам и начинающим студентам, встающим на каменистые тропы науки без активной помощи взрослых. Юные,
к сожалению, элементарного не знают. Ну а наша формальная "глянцевость" - так ли для жизни важна? Благодарю за дельные мысли!
0 Ответить
Если есть темы на выбор, то конечно естественнее выбрать то, что хоть немного знаешь. Интерес – главный двигатель любого исследования.
Лучше, если вторую фразу оторвать от первой и включить в следующий абзац.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно, на какую аудиторию рассчитана эта статья? Ученые, как правило, не обращаются к советам глянцевых журналов, а читатели популярных статей вряд ли сразу по прочтении возьмутся за серьезную научную работу.
0 Ответить
Курсовик?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ученые, как правило, не обращаются к советам глянцевых журналов
Ну не все ж ученые. А статейку тиснуть многим охота - вот и почетают.
Кста, "научная работа" - понятие сильно растяжимое. Для кой кого и мой сей камент - научная работа.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Повеселили, Сережа.
0 Ответить
Например, на такую аудиторию, как я... Многим здесь "повезло" - они заканчивали литературные вузы или еще какие-то специализированные учебные заведения. А как быть тем, кто хочет научиться грамотно, интересно и увлекательно писать? И в ВУЗ учиться не пойдешь, возраст не позволяет и с вопросами каждый раз приставать тоже вроде неудобно...
Я бы даже была не против статьи, которая рассказала бы мне о формах стихосложения, размерах стиха и т.д., в простой, доступной форме. Недавно решила попробовать написать элегию. Написала, но прежде чем понять, что это и с чем её едят, завязла в гекзаметрах и пентаметрах, которые по сути, были мне и не очень-то нужны... Так что, Маша, думаю, нет статей, которые кому-нибудь не пригодились!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Саша, отличная обучающая статья! Указанные тобой правила, применимы не только к научным статьям, но и ко всем, требующим письменного изложения, работам. Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В принципе - все верно, только вот два момента.
Во-первых, прежде всего, за интересом к теме, а то и рядом, должно идти умении мыслить. Во-вторых, это самое "работа" - очень расплывчато. Если о писании речь - реферат, статья, книга? Если вообще о занятиях наукой - а именно об этом некоторая часть статьи, - то надо менять акценты. Статья, книга - итог научной работы.
Есть опечатки. Особенно мне понравилось - беЗсистемно )))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
за интересом к теме, а то и рядом, должно идти умении мыслить
)))
ну кудаж без этого дела.. это умение и плотнику не помешает.
Оценка статьи: 5
0 Ответить