В течение многих лет, даже десятков лет, несравненная Барби оставалась самой продаваемой куклой. Она меняла одежду и образы, цвет волос и причёски, обзаводилась новыми друзьями и приятелями, осваивала новые профессии и даже приобретала новые национальности, но суть её оставалась неизменной — идеальная женщина, загадочная принцесса.
Так было до 2001 года, пока на рынке игрушек вдруг громогласно не заявила о себе новая кукла — Bratz, ставшая полной противоположностью сказочной красавице. Четыре кукольных персонажа с утрированными чертами лица и боевой раскраской — Жасмин, Хлоя, Саша и Джейд имели столь же обширный гардероб, что и Барби, правда их наряды стали куда более откровенными и современными.
В них не было ничего от принцессы — джинса и заклёпки, солнечные очки и ремни, а ещё непропорциональность телосложения, чувственные губы, ярко накрашенные глаза и настоящие ресницы! Смешение тенденций и стилей пришлись по душе подрастающему поколению. Да и сама идея этих кукол-подростков была нова — предложить детям забыть про волшебный мир грёз и «спуститься на грешную землю» с её развлечениями и реалиями.
В результате за пару лет четыре подруги-хулиганки смогли потеснить с кукольного Олимпа идеальную Барби, чей авторитет к тому времени казался нерушимым. Уже к 2005 году Братц уже почти сравнялись с ней по популярности. А в компании Mattel виновниками падения продаж сказочной красавицы были признаны именно куклы Братц.
Лучше всего об успехе репоголовых скажут цифры: к 2008 году по всему миру было продано 150 млн. кукол, а бренд превратился в целый мир Bratz, делающий компании MGA ежегодную выручку в 2,5 млрд. долларов.
Если раньше Барби на глазах обрастала имуществом — обувь, одежда, младенцы, домашние животные, конюшни, авто
Всё это провоцирует желание подростков иметь, расширять и накапливать не только самих кукол (которые тоже весьма и весьма разнообразны), но и весь прилагающийся к ним гардероб и иные «сопутствующие товары».
Разве могла Барби легко упустить свои пошатнувшиеся позиции самой известной куклы мира каким-то пришлым уродцам? Конечно, нет! Началось непростое кукольное противостояние. Даже родители (уже смирившиеся с тем, что их дети играют не привычными Катями и Олями, а длинноногими блондинками с иностранным именем) вступили в «схватку» со своими дочерьми на предмет того, сможет ли и достойна ли бунтарка Братц заменить Барби. Подростки же уверяют, что Барби — это для малышни, а Братц их магически притягивает, она ближе и понятнее их сердцу.
MGA старательно поддерживает интерес к своей продукции: выпускает журнал и телевизионный мультсериал «Bratz», создаёт видеоигры и серию одежды, даже подготовила молодёжную ленту о приключениях четырех девочек-тинейджеров.
Не отстают и производители куклы-блондинки: помимо журнала, компьютерных игр и постановок мюзиклов, Mattel начала активно сотрудничать с известной компанией Adidas. Так в продаже появились Барби, одетые в фирменные костюмчики Adidas и снабженные аксессуарами этой фирмы. Задача создателей на данном этапе — выпустить кукол, идущих в ногу со временем и «перетянуть» в свои ряды девочек постарше.
После того как в 2006 году объём продаж Братц превысил традиционно высокие рейтинги Барби, началась настоящая «игрушечная война». Mattel решила привлечь в свои «кукольные разборки» правосудие. И добилась присуждения компенсации в 100 млн. долларов (90 млн. за причинённый ущерб и 10 млн. за нарушение авторского права), хотя изначально сумма иска составляла 2 млрд. долларов.
Калифорнийский суд установил, что идея игрушки Братц возникла у её дизайнера Картера Брайанта ещё в то время, когда он работал по контракту не в MGA, а в Mattel. Даже первые наброски главной конкурентки Барби сделаны на бумаге с их логотипом.
Но MGA не сдаётся и несмотря на неблагоприятный исход дела заявляет, что именно компания, а не Картер Брайант, который не имеет никакого отношения ко многим продуктам бренда (в частности к сериям «Bratz Babyz», «Lil´ Bratz» и «Bratz Kidz»), создала этих популярных кукол. Так что кукольное противостояние продолжается.
Конечно, невозможно однозначно сказать, кто из конкуренток — Барби или Братц — лучше. Решать всё-таки покупателям. Но можно говорить о том, что это одна из самых ярких кукольных войн, которая положительно сказывается на обеих соперницах.
Роман Солодов, Вспоминая Герцена, грех забывать, что он предсказал крах «нелепого социализма». Но Ленина это совершенно не...