• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Бывают ли династии композиторов? И даже четыре поколения!

Почему творческие династии довольно редки — вопрос пока еще открытый. Особенно это касается музыкальной сферы — не исполнительской, а композиторской. Уникальный пример такого рода чуда известен многим — это сыновья Иоганна Себастьяна Баха.

С учетом того, что у Баха было двадцать детей и обучал он их сам, дома, это чудо вдвойне, которое даже невозможно себе представить. Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануэль, Иоганн Кристоф Фридрих, Иоганн Кристиан — сыновья Баха, которые заняли достойное место в истории музыкального искусства.

Но мало кто знает о семье Черепниных, где на протяжении четырех поколений рождаются и воспитываются композиторы с мировым именем.

Черепнин Николай Николаевич (родился в 1873 году) — известный русский композитор. Родился в Петербурге, в семье известного медика, личного врача Федора Достоевского. Как и многим музыкантам в 19 веке, ему сначала пришлось окончить Петербургский университет (юридический факультет).

Затем уже пришло время для Петербургской консерватории, где Черепнин обучался традиционно по двум классам: композиции и фортепиано. Там же преподавал, основав первый в России класс дирижирования (у него учился Сергей Прокофьев). Был главным дирижером дягилевских «Русских сезонов» в Париже, для которых были сочинены два балета.

Надо сказать, что женат он был на певице, урожденной Бенуа (из прославленного рода художников), поэтому многие события и произведения Черепнина были связаны с художественным творчеством: совместная с Бенуа и Фокиным постановка в Мариинском театре балета «Павильон Армиды» (танцевала Анна Павлова), музыка к «Азбуке в картинках» Бенуа. Черепнина называют «русским импрессионистом», его музыку соотносят с живописью К. Моне, О. Ренуара, В. Борисова-Мусатова.

После революции Н. Н. Черепнин покинул Петербург; работал в Тифлисе, затем эмигрировал во Францию. Был одним из основателей и директором Русской консерватории в Париже. Мечтал о возвращении на родину, французского гражданства так и не принял.

Творчество Черепнина всегда находилось в русле русской традиции, это видно даже по названиям произведений: симфонические поэмы «Зачарованное царство» по русским сказкам, «Сказка про царевну Улыбу», «Марья Моревна», «Золотая рыбка», фантазия «Из края в край» по Ф. Тютчеву, оперы «Ванька-ключник» по Ф. К. Сологубу и «Сват» по А. Н. Островскому, оратория «Хождение Богородицы по мукам» (ее относят к высочайшим образцам русской духовной музыки), обработка древних распевов для парижского Сергиевского подворья.

Умер Н. Н. Черепнин в 1945 году, оставив после себя более 60 произведений. А также сына Александра и семейные традиции.

Черепнин Александр Николаевич (1899−1977) — русский композитор и пианист. С музыкальной грамотой ознакомился раньше, чем с алфавитом. Начал учиться еще в Петроградской, закончил уже Парижскую консерваторию. Был директором Шанхайской консерватории (там же женился на китайской пианистке), работал и в Японии. Воспитал несколько известных композиторов да и просто оказал большое влияние на китайскую и японскую музыку. Его даже называли отцом-основателем современной японской музыки!

Затем А. Н. Черепнин переехал в США, где преподавал композицию в университете Де Пол в Чикаго. Тем не менее, его творчество относят к явлению русской музыкальной культуры. Отличительной и своеобразной чертой музыки А. Н. Черепнина является использование фольклорных мотивов — по большей части русских, но также и грузинских, и китайских. Приезжал с гастролями в СССР.

Наследие Александра Николаевича Черепнина составляют три оперы (среди них «Оль-Оль» по Л. Андрееву), пять балетов (в том числе «Трепак», «Шота Руставели», «Бездна» по Л. Андрееву), симфонии (на премьере Первой в США пришлось вызывать полицию — публика взбунтовалась от звуков ударных), фортепианные концерты, кантаты, хоры, романсы. А также трое сыновей.

Два сына А. Н. Черепнина — Иван Александрович Черепнин (1943−1999) и Сергей Александрович Черепнин (р. 1941) стали композиторами, продолжив эту необычную династию, которая сама по себе уже является мировой сенсацией.

Их творчество уже в рамках западной традиции музыкальной композиции, что не удивительно. Сергей Александрович не только сочиняет музыку, но и профессионально занимался синтезаторами. Иван Александрович, родившийся в Париже, всемирно известен как автор постмодернисткой электронной музыки. Завоевал самую престижную музыкальную премию.

И. А. Черепнин оставил после себя множество произведений. А также двух сыновей: Степана и Сергея. Страшно сказать, но Степан Иванович Черепнин (Stefan Tcherepnin), родившийся в 1977 году, уже публично исполняет в США свои произведения…

Статья опубликована в выпуске 22.01.2009
Обновлено 3.06.2023

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: