Естественно, рассказ о достаточно специфическом предмете требует понимания хотя бы минимума специальной терминологии, которая, полагаю, будет вполне понятна «продвинутым» любителям и профессионалам, а интересующихся натолкнёт на необходимость навести незначительные справки. Итак…
Исторически самым ранним прообразом современного фортепиано можно считать так называемый полихорд. Традиционно считается, что монохорды (однострунные щипковые инструменты) изобрел и использовал для своих музыкально-теоретических и акустических изысканий Пифагор. Это был даже не музыкальный инструмент, а физико-акустический прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной.
Пока Пифагор успешно продолжал свои опыты (связанные непосредственно более с математикой — он изучал влияние деления струны на высоту тона), находчивые музыканты создавали аналогичные музыкальные инструменты со многими струнами и назвали их, соответственно, полихордами («многострунами»).
Полихорды конструировались по-разному, играли на них также различными способами: цепляли струны пальцами, ударяли по струнам палочками, цепляли струны специальными пластинками (медиаторами), как на мандолине или гитаре. Но одним из кардинальных шагов на пути к созданию современного фортепиано стал, конечно же, клавишный механизм. Клавиатуру мастера позаимствовали у органа, а механизм, передающий движение с клавиш на струны, создавали заново, частично заимствуя у полихорда. Тихие пластинчатые «многоструны» получили название клавикорд, а более звучные щипковые полихорды, в которых струна щипалась пером или зацепкой из жёсткой кожи (звук походил на звук лютни), — клавесин. Именно, клавикорд и клавесин стали уже непосредственными предшественниками фортепиано.
Клавикорды появились примерно к ΧΙV-ΧV веку. Небольшими и легкими переносными клавикордами первоначально в Западной Европе пользовались исключительно бродячие музыканты (из чего делаем вывод о первоначально невысокой стоимости инструментов). В небольшом настольном деревянном ящике помещались набор металлических струн и узкая клавиатура. Поскольку струны были одной длины, клавикорды имели прямоугольную форму.
Позднее мастера убедились, что струны одной длины создают множество проблем и неудобств (в том числе — в настройке) и стали создавать инструменты с разной длиной струн, бóльших размеров, на ножках. Благодаря схожей с фортепиано механике, клавикорд обладал, выражаясь современным языком, «динамической» клавиатурой — то есть сила звука зависела непосредственно от силы удара по клавише. Для клавикорда создавали свои шедевры такие композиторы, как Гендель, Бах, Телеман, Моцарт, Гайдн и даже ранние сонаты Бетховена предназначались именно для этого инструмента.
Кстати, именно для клавикорда, на базе которого мастера, наконец, решили вопрос искусственного уравнивания полутонов, равенства диезов и бемолей (например, «фа"-диез = «соль"-бемоль, хотя в акустике «соль"-бемоль ниже «фа"-диеза),
И всё же звук клавикорда был достаточно мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть в залах перед большим количеством людей. Поэтому впоследствии его стали широко применять для домашнего музицирования.
Второй вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, — это спинет.По сути, спинет — это маленький (слегка упрощённый) клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре — пять октав. И, как правило, был богато декорированный.
Но гораздо большей популярностью пользовался третий и, пожалуй, самый необычный инструмент — клавесин. У него даже было ещё несколько названий: клавичембало, чембало, вёрджинел. Если искусство игры на клавикорде расцветало в Германии, то клавесин и его разновидности широко распространились преимущественно во Франции, Англии и Скандинавии.
Клавесин похож на спинет, имеет ту же щипковую механику, но размеры его крупнее. Внутри корпуса натягивались струны одной толщины, но разной длины: отсюда такая характерная форма — внешним видом он напоминает современный рояль. Звук извлекался щипком за струны упругих язычков из ороговевших кончиков птичьих перышек или кусочков кожи, укреплённых на специальных тангентах, приводимых в движение клавишами.
Клавесины были двух типов: крыловидный большого размера (вертикальный или горизонтальный) и квадратный или прямоугольноый поменьше. Инструмент был очень популярен в эпоху барокко, когда в моде были пышные платья с оборками и кринолинами, и даже в архитектуре и живописи отдавалось предпочтение салонному искусству в любых проявлениях. Это был уже настоящий концертный инструмент.
Поначалу музицировать на клавесине могли только в светских салонах и гостиных. В больших залах его звонкий голос терялся, так же как и у клавикорда. Звук клавесина достаточно специфичен — чуть суховатый, как бы «стеклянный», не отличающийся протяжностью (которая была у клавикорда). Однако это был хороший, относительно звучный инструмент, на котором при достаточном уровне владения можно было играть легкую музыку (того времени), подвижные пьесы и аккомпанемент, сопровождающий пение и речитатив. Короткие звуки клавесина и плавные тянущиеся звуки голоса, виолы или скрипки хорошо гармонировали и дополняли друг друга. Клавесин превратился в замечательный ансамблевый инструмент.
В оркестре он исполнял двоякую роль: партию сопровождения (дирижер сидел за клавесином — левой рукой играл аккорды, а правой руководил оркестром), генерал-бас, и одновременно — партию звеняще-«шелестящих» ударных. Именно этим свойствам клавесина мы и обязаны тому, что практически во всей музыке барокко клавесин дублирует партию виолы (позднее — виолончели).
Со временем клавесин стал принадлежностью всех богатых домов. На изготовление инструментов шли самые драгоценные сорта дерева. Клавесин инкрустировали слоновой костью, бронзой, золотом, на его стенках и крыловидных крышках модные салонные живописцы писали всевозможные картины. Клавиши покрывали пластинками из самоцветов. Никогда раньше музыкальный инструмент не был такой дорогой, почитаемой и ценимой… игрушкой.
Благодаря роскошному виду клавесина, придворные вельможи учились ценить и музыку, на нем исполняемую. Расцвета клавесинная музыка достигла, наравне с Германией, во Франции (Рамо, Куперен, Люлли) и в Англии (Пёрселл, Гендель).
Мастера, конечно, не могли примириться с тем, что клавесин звучит столь однообразно, и придумывали различные «приспособления», чтобы разнообразить звучание инструмента. Например, устанавливали несколько параллельных клавиатур (по образцу органных мануалов) с разной силой звука; приспосабливали педаль, при нажатии которой звук становился тише, — но все они были не очень удобными. Несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез насовсем — его можно и сегодня услышать на концертах старинной и современной авангардной музыки.
К фортепиано непосредственно обратимся во 2 части.
Статья очень интересная. Поставил 5, но авансом, так как со статьей надо еще работать. Её стоит разделить на 3 части, упростить отдельные предложения - сложноваты для человека, который не связан с музыкой. Да и над заголовком стоит еще подумать.
Успехов.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
За аванс - спасибо, но я над архитектоникой ещё подумаю: можно и на 5 ч. разделить, но тут я не успел осветить вопросы цифровых фортепиано, так - набросок...
0 Ответить