Заказ поступил от егермейстера и действительного камергера при дворе Павла I С. А. Лопухина. Сей царедворец пожелал запечатлеть на холсте свою будущую супругу, а пока еще невесту, графиню Марию Ивановну Толстую.
И так случилось, что восемнадцатилетняя Мария Ивановна подвигла сорокалетнего Боровиковского на написание портрета, выходящего за рамки традиционной репрезентативности, где на первое место выдвигался статус персонажа, который в свою очередь подчеркивался окружающими атрибутами, призванными засвидетельствовать звание, общественное положение, состоятельность героя. Что-то заинтересовало художника в своей модели настолько, что заставило изобразить окружающие предметы, антураж, играющими несвойственную и неизвестную дотоле им роль — выявить глубокие, тайные стороны человеческого характера.
Впервые в русском искусстве изображается национальный русский пейзаж. Приглушенными тонами, доносящими лиричность настроя, выписываются белые стволы берез, золотистые колосья, васильки, розы, лилии. Сложные градации холодноватого колорита объединяют фигуру девушки и детали натуры в некий гармоничный образ. В линиях пейзажа ритмически повторяется наклон гибкого стана. Простота природы перекликается с простотой одежды и прически героини, подчеркивая их единство.
Техника лессировочного письма, когда сквозь верхние слои живописи просвечивают нижележащие красочные слои, создает впечатление подвижности проступающего образа — грациозная поза, рука, лицо, глаза. Боровиковскому удалось правдиво выразить эмоциональную жизнь человека, написать взгляд — смысл на живом лице, такое случилось впервые в истории русской живописи. Мысленно художник проник в самые глубины душевного мира героини, нюансы внутреннего состояния, сотворил эстетический идеал.
«Неуловимая подвижность фигуры, изменчивость выражения лица, загадочность улыбки»… Подобными фразами зрители выражают свое впечатление, увидев знаменитую «Мону Лизу» великого Леонардо да Винчи. Схожее впечатление производит и портрет М. И. Лопухиной. Невероятно большой диапазон чувств, мыслей, вопросов о любви и смерти, эфемерности бытия и его вечности, борьбе и единстве добра и зла способны вызвать и одна, и другая картины.
К Павлу Третьякову картина попала в 1880 году из семьи дочери брата Марии Ивановны Федора Толстого — Американца. В зале Боровиковского в Третьяковской галерее портрет М. И. Лопухиной — настоящая жемчужина, зрители сразу обращают на него внимание.
Сквозь общую неброскость портрета проступает взгляд, он-то и приковывает к себе внимание, держит в напряжении, манит, притягивает, велит остаться. Загадочный взгляд меняется от несколько высокомерного до нежного, то выражает аристократическую надменность, то трогательную детскость юной прекрасной девушки, то вдруг неожиданно тревожно пророчит близкий трагический конец. И действительно, вскоре после замужества юная графиня скончалась от чахотки.
Опробовав ее на многих поколениях зрителей, до наших дней портрет сохранил силу своего художественного воздействия. У посетителей Третьяковской галереи есть поверье, вглядываясь в образ на портрете, загадывать на будущее по выражению лица и глаз Марии Ивановны. Говорят, она особенно расположена к влюбленным парам, иногда может даже дружелюбно подмигнуть — на счастье.
Неизгладимое впечатление произвел портрет на русского поэта Я. Полонского, который свое восхищение выразил в бессмертных строчках знаменитого стихотворения, написанного в 1885 году:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
К 250-летию со дня рождения В. Л. Боровиковского в Третьяковской галерее 31 октября 2008 года открылась выставка работ художника, которая продлится до 18 января 2009 года. Около двухсот работ великого живописца, любезно предоставленные ГТГ, Эрмитажем, Лувром, частными коллекционерами, можно увидеть в эти дни в Москве. Название выставки — «…красоту ее Боровиковский спас».
О, это же эротическая мечта юности. «…Держит в напряжении, манит, притягивает…» Она ж на коробках конфет была. Спасибо, теперь хоть знаю, на кого…, о ком мечтал.
Ах, Мариванна, Мариванна, эстетический идеал, розы и васильки…
«…изменчивость выражения лица, загадочность улыбки»... Да они просто над нами смеются – «мы вам никогда не достанемся». Конечно смешно! ;)
Что ж, побреду в Третьяковку, если не опоздал, взгляну, быть может в последний раз.
Когда-нибудь и нас не будет. Впрочем, это уже было.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгений Сударкин, спасибо за оценку.
Ваш вариант портрета, пожалуй, всю мировую политику "держит в напряжении" изменчивостью выражения лица и загадочностью улыбки.
А Мариванны с розами и васильками, иногда и в жизни встречаются.
Удачи!
0 Ответить
Ирина Лаврушина,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ирина, отличная статья. 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Конодюк, спасибо огромное. Рада, что Вам понравилось.
0 Ответить
Здорово, а я уже побывала на этой выставке. А Вы? К ней еще концерт по вечерам прилагается.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, спасибо за внимание и оценку.
Музыка будоражит чувства, обостряет восприятие, создает атмосферу. Незабываемо...
0 Ответить
да, хорошая подборка получилась.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Еще в детстве, учась в детской художественной школе, этот портрет оставил самые прекрасные впечатления у нас, учащихся. Невозможно не восхищаться этим очарованием и нежностью!
Спасибо за статью, Ирина. интересно и красиво написано.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Эвелина Ахматова, кстати, портрет этот тоже помню с детства.
Мария казалась эталоном женственности. В голову не могло прийти, что жизнь бывает так жестока.
Сейчас понимаю, что прекрасное в жизни скоротечно, его нужно оберегать и сберегать.
Спасибо за отзыв.
0 Ответить
Для сравнения, хотя не очень наглядно.
0 Ответить
Два портрета, имеющие в мировой живописи репутацию шедевров. На обоих женские лица, меняющие выражение.
Мона Лиза являет миру то маску смерти, то жизнерадостное лукавство. Мария Лопухина тоже "человек настроения".
Но по приближенности к зрителю, по доступности они занимают, каждая в своем музее, разное положение.
Мона Лиза, представленная в парижском Лувре, защищена двумя слоями пуленепробиваемого стекла, отстранена бордюрным заграждением. К тому же, вавилонское столпотворение не позволяет рассмотреть картину.
Картина Боровиковского пока что доступна. Висит в своем первозданном, можно сказать, натуральном виде. Вокруг спокойная атмосфера. Можно разглядывать с любого расстояния сколько угодно долго без всяких помех.
0 Ответить