Какие бы жизненные невзгоды нас ни касались, мы в первую (или в последнюю — зависит от человека) очередь обращаемся к Богу за помощью. Так, студенты ходят перед зачетами и экзаменами в храм помолиться и поставить свечку, матери молятся за сыновей, ушедших в армию, родственники — за своих попавших в беду или умерших близких. Иногда люди ходят в храм поблагодарить Бога за избавление от беды или за то, что у них в жизни все идет хорошо.
Так что же такое православный храм? Зачем туда ходят люди, что они там ищут, а что находят?
Это мы и постараемся узнать в этом цикле статей.
Православный храм — история и устройство храма
С древности христиане собирались вместе для молитвы, пели хвалебные песни Богу, просили Бога о помощи, благодарили Его, читали выдержки из Библии, слушали толкования. Сперва такие собрания проходили у кого-нибудь дома, затем были устроены специальные помещения для молитвы — храмы. Храмы содержались на добровольные посильные жертвы прихожан (кто чем мог и кто чем хотел, тем и помогал). При храмах, как правило, были постоянные священнослужители, которые руководили общиной и совершали богослужения.
Храм состоит из трех частей: притвор (иначе называемый «трапезная часть храма» — в небогослужебное время там устанавливались столы (по-гречески «стол» будет называться «трапеза»), и христиане там вкушали пищу), собственно храм (основная часть храма, в которой стоит большинство верующих во время молитвы) и алтарь (особо священная часть храма). Если в храм может входить каждый, то в алтарь — только священники и люди, помогающие за богослужением.
Алтарь отделяется от храма особой перегородкой, на которой закреплено множество икон — иконостасом.
Правила поведения в храме
Основной принцип, когда мы приходим в храм — никому не мешать. Наше личное дело, как мы придем в храм: в брюках, в шортах, в юбке, майке, футболке, фуфайке, спецовке, костюме цвета хаки — мы идем к Богу, а не к людям. Однако, если наш внешний вид смутит молящихся — наш внешний вид будет нам во осуждение. А смутить их может очень многое…
Традиционно в храм приходят в скромной опрятной одежде. Согласно российской традиции, мужчины приходят в брюках, женщины — в юбках и с покрытой головой. Если мы на свадьбу ходим в приличествующем торжеству костюме, а на торжественный прием — в подобающей одежде, то и на встречу с Богом нам стоит надевать одежду, успевшую стать традиционной для такой встречи, то есть скромную и опрятную.
Еще один элемент из того, что может смущать некоторых прихожан: в иконостасе есть посередине большая двустворчатая дверь — Царские врата. Прямо напротив Царских врат обычно стоит подставка (аналой) с праздничной иконой. Если вы хотите перейти с одной стороны храма на другую, то постарайтесь переходить перед иконой (имеется в виду все пространство от входной двери до аналоя с праздничной иконой). Почему перед? Потому что в современной приходской практике не принято проходить между центральным аналоем и Царскими вратами — такова уж приходская традиция.
На этом, пожалуй, закончим. Приглашаю поговорить о том, кто и зачем приходит в храм.
Пусть у вас все будет хорошо!
древний учитель Православной Церкви Тертуллиан
А почему это он - учитель Церкви Православной?
Посмотрела тут в Википедии. Раннехристианский писатель. "Положил начало латинской патристике и церковной латыни — языку средневековой западной мысли". Время жизни - 155/165 — 220/240.
Все же говорить о "Православной Церкви" здесь - перегиб. Приличнее было бы написать - "раннехристианский богослов" или что-то вроде этого.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Люба Мельник, спасибо, поправили.
0 Ответить
Мне статья понравилась.Правда хотелось узнать побольше.Я помню времена, когда в школе на линейке вывели девочку перед строем, только за то,что ее бабушка покрестила. В старших классах ездили на экскурсию в Смоленск. Посетили собор. И до сих пор осталось впечатление, как бабушки на нас ворчали ( мы были с непокрытой головой). Тогда мы этого просто не знали.Поэтому за статью большое спасибо
0 Ответить
Виктор Корытов,
спасибо, полезная статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Виктор Корытов, отличная и полезная для многих статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Виктор Корытов,А что вы могли ответить в отношении баптистов,пятидесятников,хоризматов и др.?
0 Ответить
виталий данилов, в отношении баптистов, пятидесятников и проч. - будет вне темы статьи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Уважаемая пишущая и читающая братия!(*)
После просмотра всех комментариев, написнных на этой странице, мне захотелось кое о чем поразмыслить и кое-что написать (заранее прошу прощения, если буду говорить слишком длинно и тяжеловесно).
Первое. Уважаемый Николай, Вы называете меня дилетантом. В этом я с Вами абсолютно согласен. Скажу даже более: дилетанство - это мой образ жизни. Ничего плохого в этом не вижу и даже в некоторой мере меня радует это прозвище и призвание.
Как сказал кто-то, "Профессионал — это тот, кто знает бесконечно много о бесконечно малом; дилетант же — тот, кто знает бесконечно мало о бесконечно многом".
Это раз.
Два. Мой девиз: быть, а не казаться. Если я на самом деле являюсь чем-то худшим, чем то, чем я даже сам себе хотел бы казаться — я предпочитаю быть чем-то худшим; потому что это худшее в данной ситуации — это я сам.
Это два.
Небольшая справочка прежде, чем расскажу о третьем.
По одной из классификаций, компьютерных пользователей можно разделить на три категории: а) "чайники" — которые ничего не знаю; б) "хакеры" (можно назвать эту группу еще так: "программисты") — те, кто знают о компьютерах если не все, то очень многое; и в) ламеры. Ламер — это "чайник", который делает вид, что он "хакер". По всем признакам ламер — это как раз тот, кем являюсь я.
Теперь немножечко развею мифы.
Из этой статьи можно подумать, что я священник или очень близок к храму. Говорю сразу: я не священник, и лет мне всего лишь 23 (особый поклон Николаю (отчества, к сожалению, не указано), его годам и его жизненному опыту).
Тогда спрашивается, почему я, будучи, как выяснилось, слишком молодым и неопытным, полез в учителя?
Отвечу. 1) Потому что на затронутую мной тему еще никто до меня ничего на этом сайте не сказал (по крайней мере, поиск по тегам мои запросы не удовлетворил);
2) потому что эта статья — мой личный жизненный опыт, уникальный и своеобразный, и, может быть, для кого-нибудь именно эта необычность, странность, корявость и неопытность окажется востребованной и потребной. Я просто хочу быть полезным;
3) может быть, найдутся люди, которые разглядит и в моих неумелых словах нечто более сильное, чем лишь мои неумелые слова. Сказано же кем-то: «Человек может стать верующим лишь тогда, когда увидит отражение Вечности в глазах стоящего рядом с ним человека». Но это уже — не моя заслуга.
А по поводу того, что все получилось из рук вон плохо, некто из людей сказал: "Не ошибается лишь тот, кто вовсе ничего не делает". Затем я и пришел сюда, чтобы учиться, а не учить, искать опыта, а не славы, причем учиться, в первую очередь, на своих ошибках и на _своем_ полученном опыте. Затем я и пришел сюда, что захотел стать лучше. Надеюсь, таким вы меня примете и запомните — человеком, который хотел стать кем-то лучшим, чем он есть на самом деле.
И это — три.
Прошу прощения, если уж слишком утомил.
Буду рад дальнейшему общению.
С уважением,
Виктор Корытов
(*) Примечание: под братией в контексте данной статьи следует понимать как мужскую, так, в равной мере, и женскую половину авторов и посетителей сайта «Школа жизни.ру». В конце концов, ведь есть же в природе люди, для которых «все сестры — братья, а все братья — сестры».
0 Ответить
Уважаемая пишущая и читающая братия
Эти религиозные аплогогеты ни слова впросте сказать не могут.
Первое. Уважаемый Николай, Вы
Поздноджонсон.. грохнули его уже,
Николая то.
зы
крик души недочетал, ибо понятно.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Более же всего понятно одно: статья неплохая, что называется - форматная. Мы ведь все о том же - о том, что такое православный храм и как себя в нем вести, так?
Статья, между прочим, для автора здесь - первая. Что нечасто встречается на такой теме - без ахов и охов, без ханжества, перегибов и панибратства, написана ровно и спокойно. Чего же боле?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вполне форматная, и даже практически полезная - скажем тем, кто не особо сильно так веруя и не являясь завсегдатаем, припрется в храм господний по какой-либо нужде или обязанности.
Статья, между прочим, для автора здесь - первая
Вот всегда забавляет этот тезис. Что, если первая то есть привилегии? или какое-то особо трепетное отношение?
Чел мнящий что ему есть что поведать миру в скидках не нуждается, невзирая интересен миру его перл или не очень.
без ахов и охов, без ханжества, перегибов и панибратства, написана ровно и спокойно.
Статья вполне хороша, но в полемике автор преизрядно подкачал, хотя, пиша.. пися.. тфу, вобщем как пишущий на околорелигиозные темы должен иметь примером, как некоторые отважные и умные священнослужители божьим словом останавливали целые армии. А наш новичок сдулся после первого же соглашусь достаточно въедливого камента, и скатился до потрясания древними текстами в кач-ве инструмента самоутверждения, причем Харитонов прав - достаточно чванливо потрясал.
"Священные писания" мало иметь дома — их нужно еще хоть иногда пытаться читать и еще хоть время от времени пытаться исполнять.
Получил по ушам, сделал правильные выводы, вполне самостоятельно. Имхо, можно было без модерилки обойтись.
зы
уж не раз зарекался - не лезть в религиозные темы.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Люба Мельник,
да.
причём статья такая , что комментарии читать не хочется.
Они портят впечатление от статьи.
Это как Райкин говорил: "Красавица, только рот не открывай."
Оценка статьи: 5
0 Ответить
статья такая , что комментарии читать не хочется
Не нравится не четайте - кто неволит?
Райкин говорил: "Красавица, только рот не открывай."
И шутка ему вполне удалась. Но - Райкин великий комик, и как знаток женщин он вроде бы себя нигде не позиционировал. Лично мне ни одна женщина, представляющаяся мне красивой, слуха не оскорбила.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Виктор Корытов,
Полезная статья, просто и понятно написано.5
Я, не знаю, как вести себя в храмах, а когда бываю, то просто наблюдаю за другими.
И стараюсь не шарахаться там, где никто не ходит.
И телефон выкл.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Credo quia absurdum est (верую, ибо абсурдно) (с) Тертуллиан
А вообще мощщный парень этот сын милиционера, дослужившийся до пресвитера и сквозанувший встречать закат жизни к сектантам. Воистину неистовый муж.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Назидательный высокомерный тон. - см. комментарий Н. Харитонова.
Николай Харитонов, к сожалению, высокомерие демонстрируете вы.
Статья - о том, что такое православный храм, и как себя в нем вести. Содержит полезную для интересующихся информацию. В ней нет попытки обратить кого-либо в свою веру. Вы же с первого комментария постарались увести обсуждение в сторону, навязывая автору дискуссию вне темы статьи, да еще в неподобающем тоне.
Вы нарушаете наши правила: во-первых, в комментариях к статье обсуждаем статью; во-вторых, общаемся цивилизованно, не хамим, не оскорбляем друг друга.
Поскольку здесь вы уже свою точку зрения высказали, присутствие ваше в блоге этой статьи нежелательно.
О том, почему именно вы не считаете для себя нужным идти в православный храм, вы можете рассказать в своих статьях, либо в своем блоге. При этом постарайтесь иметь в виду: степень публичного выражения своего отвращения к той или иной церковной организации надо соизмерять с ограничениями, накладываемыми российским законодательством.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Люба Мельник, оба хороши.
Но Харитонов не пишет статей на богословские темы, а что положено быку то недопустимо для юпитера.
Посему Корытову жирный незачет - не умеет с потенциальной паствой беседы вести, а Харитонову похоже пофиг, в чем с ним где то солидарен.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Дорогой, Николай!
"Священные писания" мало иметь дома — их нужно еще хоть иногда пытаться читать и еще хоть время от времени пытаться исполнять.
Открываем Евангелие от Иоанна и читаем:
"Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Евангелие от Иоанна, 6 глава, стих 53).
Что это за Плоть и Кровь и как мы можем их вкушать?
Вспоминаем события Тайной Вечери (Евангелие от Матфея, глава 26, стихи 26-28; Евангелие от Марка, глава 14, стихи 22-24, Евангелие от Луки, глава 22, стихи 19-20):
"Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Ев. от Мф., гл. 26, стт. 26-28). В Евангелии же от Луки еще добавлено: "Сие творите в Мое воспоминание" (Ев. от Лк., гл. 22, ст. 19).
Вы не можете сказать, что Священное Писание было выдумано попами — Вы сами уже согласились с его достоверностью, заимев его дома и даже приводя его наличие дома как аргумент и свидетельство своей набожности.
В таком случае, Вы ничего не можете противопоставить словам Христа: "Кто любит Меня, — говорит Иисус Христос, — тот соблюдает слово Мое" (Ев. от Ин., гл. 14, ст. 23).
Одно из слов Спасителя приведу еще раз: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6, 53-56).
Где можно вкусить Тела и Крови Спасителя? Именно в храме, на особом богослужении — Божественной Литургии.
Почему только там?
Христос преподал Свои Тело и Кровь Своим Апостолам и сказал им: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22, 19). Апостолы же, проповедуя во всем мире, образовывали новые общины — церкви — и рукополагали для них епископов (смотрите об этом в книге Деяний апостольских — самой первой книге по истории Цервки), те же передавали эту власть другим епископам и священникам, опять же, через возложение рук. Так эта цепочка дошла до наших дней. Всякий священник принимает власть священнодействовать по этой цепочке прямиком от Апостолов а те — от Самого Христа. Эта преемственность — критерий истинности. (Я тоже могу купить в магазине булку хлеба и бутылку вина, сказать «волшебные слова» и инсценировать Тайную вечерю со всеми подробностями и ньюансами, но в отношении меня это будет шарлатанством и никакой связи с Богом иметь не будет, потому что я — не священник).
Поэтому, хотим мы этого или нет, в жизнь вечную мы можем войти только через порог храма, независимо от того, кого мы в этом храме можем повстречать. И опять же, хотим мы этого или нет, но принять Тело и Кровь Спасителя мы можем только из рук особо поставленных Им людей - священников и епископов.
Надеюсь, Вы на своем жизненном пути еще встретите хорошего священника, который в Ваших глазах будет достоин уважения.
С почтением,
Виктор Корытов
0 Ответить
Николай Харитонов, не советую.
Священнослужители вообще народ хотя и упертый но очень интересный, и беседовать с ними есть о чем часами. Они умеют найти верный тон чтобы не оттолкнуть собеседника. Насчет же этого солидарен - первое что напрашивается это просто послать. Но это неприлично, посему лишь вежливо замечу - ваш оппонент в полемике умудрился испортить впечатление от собственной, вобщем то неплохои и даже полезной, статьи.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Что ж, спасибо за критику.
0 Ответить
Как-то статья обрывается... А где продолжения?
0 Ответить
Добрый вечер.
Вторая статья уже на подходе. Жду дальнейших вопросов и комментариев
С уважением,
Виктор
0 Ответить