Одиссей, он же Улисс, значительно старше дон Жуана, но так же — совсем не архаичен. Тоже родом из фольклора, только античного, который отнюдь не чурался авантюрных сюжетов. Он тоже бросал вызов судьбе, богам, и само имя его в переводе с греческого означает «гневаюсь», то есть вызывал он постоянно гнев богов…
Одиссей — властитель острова Итака, по чину — царь, по размаху — царек, но стремившийся охватить весь мир, не завоевывая его огнем и мечом.
Хитрый и умный, практичный и ловкий, даже коварный, очень энергичный, красноречивый — не нужно забывать, что дедушка его Автолик был вором и клятвопреступником (по Гомеру, конечно). Но при этом он «велик душой и сердцем», «славен копьем», а также, как и Пьеро, не чужд некоторым страданиям: «Много и сердцем скорбел на морях» — в основном, это ностальгия, тоска по домашнему очагу. Переживает он и смерть друзей, но без причитаний, как и положено воину.
Была, видимо, и какая-то юношеская личная драма: в жены-то он выбрал Пенелопу, но, когда ее кузину Елену похищают, он тут же отправляется в поход на Трою. И он даже однажды не смог сдержать слез! Правда, когда услышал песнь о своих подвигах…
Одиссей еще и недурен собой, ему всячески мешают вернуться домой и нимфа Калипсо, и Цирцея, и волшебница Кирка, а про сирен всяк наслышан. Но он возвращается, и дома ему нет покоя, слишком долго странствовал, жену осаждают женихи, с которыми ему приходится разбираться. Кстати, не без плутовства пришел Одиссей в свой дом — переодетым и неузнанным…
Многочисленные приключения его выписаны досконально. И не только Гомером (существуют, кстати, споры по авторству), к этому мифу обращались и другие: Софокл, Еврипид. А миф и сам образ оказались настолько востребованы, что не было ни одной эпохи, которая не обращалась бы к этому типажу, особенно после того, как византийские ученые познакомили с Одиссеем итальянцев.
Этот образ увековечен в литературе: «Странствии Улисса» Ганса Сакса, «Цирцея» Лопе де Вега, далее Кальдерон, Шекспир, Теннисон, Фейхтвангер, Джеймс Джойс (роман «Улисс»), Бродский, Пратчетт и множество других. Огромный взрыв интереса к Одиссею-страннику возник с жанром научной фантастики.
Да и само слово «Одиссея» стало нарицательным, обозначающим длительное и опасное странствие: «Одиссея капитана Блада», фильмы «Космическая Одиссея», «Одиссея» Андрона Кончаловского и другие.
В живописи Одиссей представлен во всей полноте: от старых фресок до полотен Йорданса, Рубенса, Сальвадора Розы, Тернера, Серова… И опять список можно продолжить.
В музыке Одиссей тоже не забыт: это и оперы Монтеверди, Кайзера, Ребеля, многочисленные балеты, даже мюзикл К. Молчанова.
Как и всякий эпический герой, Одиссей — обязательно трагичен. Несмотря на всю свою удачливость и хитроумность (за это его даже хвалила богиня Афина), он раздираем между стремлением к свободе и тягой к дому. Он бежит от самого себя — к самому себе, через бесчисленные страдания и приключения.
Изобретательные, изворотливые и расчетливые, иногда героические типажи встречаются и в наши времена. Кем стал Одиссей? Он ведь и атлет, и мастер, и военачальник, и торговец, и (строго по необходимости) сказитель. Не лишен и чисто человеческих слабостей, в отличие от многих античных героев. И всегда берет свою судьбу в собственные руки.
Не мог бы он не попробовать окунуться в пучину бизнеса. В этой среде Одиссей мог бы выжить и даже преуспеть. А кто, как не Одиссей, придумал Троянского Коня? Хотя обеспечены ему и штормовые ветра, и подводные рифы, и смертные бои, и хитрости и интриги конкурентов. Из эпического героя Одиссей вполне мог бы превратиться в главу корпорации. Он умеет руководить, налаживать дисциплину, мыслить с размахом. Но все же он больше воитель, отражать атаки может, воровать — нет. И он вряд ли бы чувствовал себя удовлетворенным, не смог бы ограничиться тем, что имеет.
Да и в нашей реальности даже самый небольшой бизнес требует титанических усилий. Весь мощный потенциал современного Одиссея может уйти на сущую суету, на мелочные разбирательства. Разве нынешние препятствия могут сравниться с тем, на что Одиссей действительно способен? А приходится: вместо героического сражения — вязкие и липкие разговоры с чиновниками, вместо вечного врага Посейдона — скрывшийся со всеми деньгами банкир, вместо ужасного Циклопа — рэкетиры, вместо Сциллы и Харибды — реформы и дефолты, вместо волшебства — лихорадочное перебирание визиток, вместо тоски по дому — тошнотворное стояние в пробке.
И с сиренами современный Одиссей может просчитаться. Не привязывает он уже свою команду и себя к мачте и не затыкает уши воском. Гибнут люди на ровном месте, от сладких песнопений, от желания броситься в воду, с головой окунуться в прекрасный мир. Хорошо осознавая, чем это всегда заканчивалось… Еще с доисторических времен.
Может Одиссей стать и кинорежиссером, снимающим эпическое кино. Но, если ты — не сын царей, каковым и являлся древнегреческий герой, то подвиг восхождения на киноолимп сопоставим с одиссеевскими. Интриги, хитрости, нешуточная борьба. Слава сопоставима тоже, если не больше — издержки цивилизации, ничего не поделаешь.
Прямая дорога Одиссею в летчики-испытатели или сразу в отряд космонавтов. Душа все равно просит яростных океанских брызг, неизведанных земель, настоящих опасностей, спора с богами. Душа просит настоящего подвига, который и через многие тысячи лет был бы интересен людям. Душа просит и познания. И может пуститься Одиссей в настоящие странствия, как Жак-Ив Кусто, как Тур Хейердал. Он может организовать настоящую экспедицию и вернуться со славой. Экспедиция не только морская, но обязательно с приключениями, с опасностью и невероятными открытиями: затерянных городов или крупных месторождений.
В нынешнем мире всем эпическим персонажам приходится нелегко. Но уже по другим причинам. И все же — кто-то должен отважно прокладывать новые пути:
На Восток, на Запад, на Юг, и на Север
Каждый день плывут корабли Одиссея…
Падают дожди, поднимается Солнце,
И отвагу в сердце не унять.
Сколько бы веков над землей не промчалось,
Будут жены слезы ронять у причала,
Так устроен мир, что подолгу не могут
Корабли у пристани стоять.
Но, главное в Одиссее — это то, что он всегда возвращается домой, в Итаку. Живым.
Все зависло окончательно.
Спасибо всем. Как-нибудь загляну к вам на огонечек.
Связи с сайтом у меня сегодня почти нет.
0 Ответить
Сандалик и его друг Одиссей, Владислав Крапивин, "Шестая Бастионная".
0 Ответить
Галя, 5!!! Интересная статья и стиль хорош.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Возвращение Одиссея.
0 Ответить
А Конюхов?Почему только Кусто и Хейердал?
Про бизнес-очень даже в тему.
Давно с таким удовольствием ничего не читала.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, интересная статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Разделяю негодование. Я сделала это допущение без всякого удовольствия. Сразу для ясности: никакого отношения к этому миру не имею (а сама вообще бизнесом заниматься не могу – мозги не так устроены, о чем иногда сожалею). Просто как гуманитарий в тяжелой степени интересуюсь всякими ненужностями. Например, чем бы могли заняться в наше время некие герои (они же психотипы, они же архетипы, они же – генетическая составляющая, то есть те, которые продолжают рождаться с почти пугающей периодичностью). Они есть. Редко в чистом виде, чаще комбинации, но многие живут веками-тысячелетиями, и это фиксирует история и культура.
Ну интересно мне, кем бы стали дон Кихот, Прекрасная дама, ветряные мельницы…Или чем занимается на данный момент Кощей Бессмертный и т.д. Но могу обойтись и без всего этого.
Я еще разок прокручу текст, а вы посмотрите, ладно?
0 Ответить
Вам - верю. Скомкан - конечно, если пришлось срочно из дома выскакивать не дописав.... Обязуюсь незамедлительно долепить.
«Шла бы ты домой, Пенелопа»…." - цитата из песни. Убрать? Славная была песенка.
Сейчас посмотрим все остальное.
0 Ответить
Приблизительно так.
0 Ответить
Название поменяла, дописала. Но, увы мне, не во всем могу согласиться.
Почему я не смогла убрать бизнес? Одиссей – все-таки не Ахилл (человек подвига) и не Гектор (человек долга, служения), и уж тем более не Прометей. Он очень и очень себе на уме.
Он чуть ли не единственный из известных героев Троянской войны, который вернулся живым и невредимым домой. А то, что долго странствовал – так ему мешали враги и отвлекали всяческие нимфы. При всем к нему пиетете, Одиссей – не рыцарь без страха и упрека, и предположить, что, в сумасшедшие 90-ые он воздержался бы от того, чтобы не попробовать себя на этом поприще (даже без помощи Троянского коня) – мне трудно. Другое дело, что он вряд ли бы этим удовлетворился. У него много желаний, в том числе – бросить все и отправиться в странствия, за приключениями и познанием. Одиссей – очень яркий, разнообразный и мощный образ, но вряд ли однозначный. И он – не романтик в строгом смысле слова, эта наша культура сейчас его так видит и представляет.
Вот так он мне видится в наше время...
0 Ответить
Угумс.. только с абрамовичами/березовскими этого парня ассоциировать как-то не катит.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Обзор на отлично, заголовок таксе, эндшпиль скомкан.
А современные одиссеи совершенно рядом не могут ставиться, хотя цели идентичны. Видимо, Золотое Руно чем то отличается от просто бабла. Лучше бы упоминание о них убрать.. статья от этого проигрывает.
Оценка статьи: 5
0 Ответить